* * Авторы: o Игорь Поплаухин

Норвежский коллектив a-ha окончательно распрощался с Москвой 9 ноября на концерте в спорткомплексе «Олимпийский». Группа всеми силами опровергала глубоко укоренившийся в умах поклонников миф о своей принадлежности к поп-музыке.

По законам офисной пятидневки, в одном месяце 22 рабочих дня. Легендарная норвежская группа a-ha, которая сейчас в бешеном темпе гастролирует по планете со своим прощальным турне, использует их без остатка. В октябре трио умудрилось дать 18 концертов.

Путь группы пролегает через 4 континента и 21 страну. На официальном сайте коллектива заявлена другая цифра— 15, но, скорее всего, менеджмент a-ha сгоряча объединил в одно государство Венгрию, Латвию, Литву, Украину, Белоруссию и Россию.

Норвежский блицкриг выходит на финишную прямую. Дальше концерты пойдут сплошняком: сегодня, 10 ноября, предстоит выступление в Петербурге, а затем в течение 12 дней сразу 10 выходов на сцену в Великобритании. Несмотря на солидный возраст участников, a-ha работает на износ. Прошлое прощание не было прощанием

Год назад в ноябре a-ha тоже выступала в «Олимпийском» с практически той же программой. Пресыщенную Москву сегодня мало чем удивишь, особенно после визита U2, так что попытка a-ha попрощаться еще раз, причем в том же месте и в тот же час, спровоцировала немало ироничных улыбок.

Уже упомянутый менеджмент группы терпеливо объяснял, что приезд a-ha здесь неверно трактовали— мол, тот концерт к прощальному турне не имел отношения, а проходил в рамках поддержки девятого и последнего в карьере норвежцев студийного альбома «Foot of the Mountain».

На самом деле истина лежит где-то посередине: о грядущем распаде коллектива, действительно, было объявлено еще в октябре 2009-го, просто со временем появилась идея почетче расставить акценты. A-ha выпустили «самый-самый» последний альбом «25», представляющий собой объемную компиляцию из всех их хитов, и пустились в еще одни, теперь уже «самые-самые» финальные гастроли. Таким образом, вчера в «Олимпийском» и публика, и музыканты не могли отделаться от неизбежного ощущения дежавю.



Солист группы Мортен Харкет в 58-й раз за этот год добросовестно отработал программу, которая от концерта к концерту ни разу не изменилась, вплоть до очередности песен в трек-листе. Ничто не может разрушить привычный уклад. Кажется, что полное отсутствие неожиданностей глубоко заложено в скандинавском менталитете: в Осло кража дверного колокольчика расценивается прессой как криминал и попадает на первые полосы местных газет. Голосина в пять октав

Биография Мортена Харкета гораздо интереснее, чем стабильная история успеха группы, лицом которой он является вот уже 25 лет. Если бы не он, норвежский городок Конгсберг так бы и остался в памяти человечества всего лишь крупнейшим оборонно-промышленным центром далеко не самой крупной страны. Но теперь это родина великого для многих человека.

Природный голос диапазоном в пять октав принес Харкету статус одного из самых значимых вокалистов в поп-музыке. В 2000 году он поставил мировой рекорд, успешно взяв ноту длительностью 20 секунд. Вчера в «Олимпийском» 51-летний Мортен часто баловал зрителей этим своим врожденным достоинством. Название тура— «Прощание на высокой ноте»— полностью себя оправдывает. Более того, сама личность Харкета в сотый раз делает эти песни неповторимыми. Их нет смысла петь кому-то еще— дыхания не хватит.

Наименьшее внимание в гастрольном трек-листе уделяется пятому альбому группы Memorial Beach— о нем напоминает единственный сингл «Move to Memphis», исполненный на концерте вторым номером после «боевика» «The Sun Always Shines on TV». Эта несчастливая пластинка, выпущенная в 93-м, провалилась в мировых чартах и сильно охладила пыл ребят, изнежившихся во всеобщем обожании. Сгоряча они даже решили расстаться. Гитарист Пол Воктор-Савой и клавишник Магне Фурухолмен на четыре года углубились в сольное творчество, а Мортен Харкет в это время спасал от индонезийского ига угнетенный народ микрогосударства Восточный Тимор.

Фронтмен a-ha вообще совершал в своей жизни массу интересных и странных поступков: отправлялся в добровольное изгнание в низовья Амазонки, в последний момент отказался от карьеры священника, крутил роман с солисткой диско-группы Aqua, на греческом курорте лишился девственности ради подтверждения собственной гетеросексуальности.

На концерте прозвучало целых пять песен со второго альбома a-ha— «Scoundrel Days». Именно с него начинается так называемая «золотая эра», продлившаяся 8 лет, с 1986 года вплоть до периода «полураспада». В то время популярность норвежцев достигла такого масштаба, что Пола Воктора даже попросили написать музыкальную тему для 15-го фильма «Бондианы». Жаль только, серия попалась не самая выдающаяся— песня «The Living Daylights» звучит в начальных титрах картины «Искры из глаз» с Тимоти Далтоном, ныне подзабытой. Официально она опубликована на третьем альбоме «Stay on These Roads».

Приятным открытием явилась для многих новая композиция «Butterfly». «Butterfly»— она совершенно точно не могла исполняться год назад, поскольку в тот момент еще не существовала. Песня стала главной изюминкой сборника «25» и позиционируется как финальная точка во всей карьере группы— больше синглов уже не будет.

В отличие от студийной версии, на концерте «Butterfly» играется в акустической обработке. Синее сияние прожекторов озарило хорошеющего с годами Мортена Харкета, который с закрытыми глазами проделывал вербально неописуемые вещи при помощи обыкновенных гласных звуков.



С большой долей вероятности в тот миг он думал о своей матери— в прошлый вторник во время выступления в Вильнюсе Мортену сообщили о ее кончине. Остается только догадываться, что творилось в душе вокалиста. Дурное известие его не сломило, а, наоборот, заставило петь еще громче и пронзительнее.



Жанровый капкан

«Тоталитарный рэп— это вам не a-ha»,— шутил Константин Кинчев в конце 80-х, и оказался прав. Рэп— наверное, единственный жанр, в котором скандинавское трио не поработало. Четверть века назад a-ha записали свой главный радио-хит «Take on Me», и пронесли его как крест, тщетно пытаясь дистанцироваться от обидной приставки «поп». Бас-гитарист U2 Адам Клейтон сказал однажды, что считает a-ha самой недооцененной командой в мировой музыке, поскольку пресса навсегда увязала их имя с несерьезными песенками для подростков.

В действительности у a-ha гораздо больше общего с Oasis, нежели, например, с Army of Lovers или Duran Duran. Герои бритпопа Coldplay испытали колоссальное влияние со стороны a-ha, причем вместе с достоинствами вобрали в себя и все недостатки норвежцев— попеременную заунывность и однообразность. Это, впрочем, благополучно сглаживаются за счет витающего под потолком вокала. Все эти явления прекрасно иллюстрирует любое живое выступление a-ha.

Поп-звездами поневоле называл a-ha и клавишник Магне Фурухольмен. Все эти годы коллектив будто существовал в атмосфере скрытых противоречий. Повстречав Харкета, Пол Воктор сначала хотел сделать его барабанщиком, поскольку желал сохранить за собой статус вокалиста. Судьба распорядилась по-другому, и выразительные скулы сексапильного брюнета Мортена превратились в визитную карточку a-ha. Сам же Воктор, автор большинства песен, ушел в тень и никогда не дает интервью.

Это только кажется, что в группе нет разногласий. На деле музыканты просто старались не выносить сор из избы. В 1983 году они за жалкие гроши снимали захудалую квартиру в Лондоне, и там Фурухольмен проломил окно головой Харкета. Тем не менее они вместе.

Даже спустя столько лет Магне иногда цедит сквозь зубы, что если бы солист с завидной постоянностью «не крутил задницей» и не обезоруживал старшеклассниц белоснежными улыбками, у группы сложилась бы более солидная репутация. Мортен упорно отрицает свою причастность к «попсовому» имиджу a-ha, но попутно у него проскакивают странные фразы по поводу недовольства фанатами. Видимо, те так и остались тинейджерами, не повзрослели вместе с кумирами. Ведь поклонники— это своеобразное зеркало для творца, результат всего, что он создал. «Мы боролись с этим отражением на протяжении всей нашей карьеры»,— сгоряча признавался Магне.

По иронии судьбы, именно фан-зона— пространство, где собираются самые преданные люди, оказалось единственным сектором «Олимпийского», который заполнился вчера лишь наполовину. Но как бы то ни было, даже у самого искушенного и критически настроенного слушателя предательски леденеет душа и замирает сердце, когда красавец Мортен Харкет вновь берет свою невероятно высокую ноту в песне «Summer Moved On» и прощается навсегда.