Да, отзывов в Интернете про этот оскароносный фильм много, но ещё один - как всегда нестандартный, неформатный отзыв о фильм «Чтец» - не помешает. К тому же наш женский сайт попытался составить именно психологическую, женскую рецензию: мы сделали попытку увидеть за деревьями лес.
Конечно, Кейт Уинслет большинство киноманов помнит по главной роли в мега-трагическом блокбастере начала второго тысячелетия «Титаник». Однако, талантливой актрисе Кейт Уинслет повезло с помощью продюсеров и режиссеров фильма Чтец переродиться из образа наивной, пухлощекой девушки, отчаянно боровшейся за свою любовь, в сухую и бездушную, но очень любвеобильную немку-нацистку.
Начнем нашу рецензию на фильм Чтец с описания сюжетной линии. Фильм начинается с того, что молодой парень Майкл в послевоенной Германии ехал в трамвае в школу, когда ему стало плохо, он еле выполз из трамвая и его стошнило в одном из дворов. Там ему помогла проходившая мимо молодая женщина - она отвела почти уже бессознательного юношу домой, где он и провалялся в постели три месяца, лечась от заразной простудной болезни - то ли ветрянки, то ли еще от чего.
По выздоровлении Майкл решил отблагодарить свою спасительницу и пошел с букетиком цветов к ней домой. Спасительница оказалась дома, причем дверь в её квартиру была открыта, а сама женщина не капли не смутилась и не удивилась, увидев у себя дома подростка - она продолжала методично гладить свой бюстгалтер. Когда она сказала Майклу обождать его на улице, он подсмотрел, как она одевала на себя чулки, увидел, что она увидела как он подглядывает, смутился и убежал.
Но Майкла тянуло к этой загадочной-невозмутимой даме, и он пришел к ней снова. Его спасительница тянула два ведра с углем и поручила Майклу сделать то же самое - набрать еще два ведра с углем. Естественно, парень перемазался, естественно, она сказала, что такому чумазому замарашке негоже в таком виде ходить по городским улицам, естественно, она спровадила его купаться в ванну, и вполне естественно, что взрослая и одинокая женщина совратила молодого и жаждущего любви парня с пути истинного - занялась с ним любовью.
Если поначалу их любовные отношения можно было кратко охарактеризовать фразой «страстный секс», то потом в их любовную лирику добавилась нотка интеллектуального творчества: женщина просила своего молодого любовника читать ей вслух книги... Много разных интересных книг - от Одиссеи Гомера до Дамы с собачкой Антона Павловича Чехова.
Но разница в возрасте, разница в интересах давала себя знать. Велосипедная прогулка, юношески безбашенный поцелуй взасос с принятой официанткой за маму любимой женщиной, регулярные, практически каждодневные отлучки из родительского дома за очередной порцией секса и новой дозой литературы... Это все, увы, не могло и не смогло заменить молодому парню весёлого общения с красивыми и соблазнительными сверстницами.
А та женщина... Она была как крепость за семидесятью семи печатями: даже её имя - Анна - Майкл еле вырвал из её уст. Да, Анна любила секс, да она призналась Майклу, что любит его, но когда он узнал, что она работает контролером в трамвае и он не сел в трамвайный вагон вместе с ней, это чуть не привело к разрыву.
А потом в один момент как-то все навалилось: Анне дали повышение в офис, а проблема заключалась в том, что она не умела ни читать, ни писать, а следовательно, это повышение стало для нее карой небесной. Также Анна почувствовала, что её молодой и страстный любовник начинает остывать к ней... И после очередного секса и очередного начатого нового романа - Дама с собачкой Антона Чехова - Анна просто растворилась в воздухе - она исчезла, не оставив Майклу ни записки, ни слова прощания.
Майкл достаточно долго тосковал по Анне, он поступил на юридический факультет, напряженно учился, пытался не обращать внимания на заигрывания сверстниц. Но это все - присказка, а настоящая сказка начинается с того момента, когда Майкл вместе с группой других студентом и преподавателем-правоведом поехали в качестве практического семинара на судебный процесс по громкому делу Холокоста.
Знаете ли Вы, что такое Холокост? Наверное, это страшное слово слышал каждый, но не каждый скажет точно, что оно означает. Раньше, в древности, в древние времена Ветхого Завета Холокост означал приношение живых животных божкам и идолам путем их сожжения заживо на костре.
А с приходом к власти в Германии Адольфа Гитлера слово Холокост обрело куда более зверское значение: Холокост - это целенаправленное уничтожение евреев в течение долгих 12 лет с 1933 по 1945 годы. Явление Холокоста - геноцида еврейских людей и других людей-«неарийцев» неразрывно связано с немецко-фашистскими концлагерями Освенцима, с издевательствами, нечеловеческими пытками, истязаниями, лишениями, разрушением миллионов людских судеб, особо жестокими и изощренными одиночными и массовыми убийствами.
И вот, ничего не подозревающий о быстром, революционном перевороте в своей судьбе, Майкл видит на скамье подсудимых... свою первую любовь, свою Анну! Что произошло тогда в его душе! Как же так: та, которую он любил, которую ласкал, которой читал величайшие произведения литературы... оказалась жестокой нацисткой...
Судебный процесс по делу Холокоста инициировала чудом выжившая тогда девочка - нынче писательница, которой вместе с матерью удалось бежать из Освенцима: она написала книгу про зверства, которые творили нацисты, а новое правительство Германии решило в качестве искупления вины перед еврейским и другими народами провести образцово-показательное наказание виновных в той страшной трагедии - сожжении заживо 300 евреев в церкви.
Большинство нацисток на скамье подсудимых были невозмутимы - кто-то вязал, кто-то из этих женщин - бывших конвоиров-охранниц зыркал по сторонам исподлобья, но все они - все, кроме Анны, целиком и полностью отрицали свою сознательную вину и причастность к страшным событиям того времени - массовым регулярным убийствам людей и сожжению людей заживо в церкви.
Только Анна не отрицала того, что да, она отбирала людей, который потом умерщвляли, но она должна была это делать - ведь постоянно приходили все новые и новые эшелоны с пленными, а еще были инструкции и начальство. Также Анна не отрицала того, что когда начался обстрел их деревни и бомба с самолета подожгла церковь она и другие охранницы специально не открыли двери в горящей церкви. Знаете почему? «Потому что тогда бы начался хаос!» Нормально: пусть невинные люди горят, лишь бы не было хаоса!
После этих заявлений бывшие коллеги Анны дали ложные показания, что именно Анна потом состряпала после сожжения 300 людей заживо в церкви ложный рапорт о том, что люди сгорели там сами, а охранники не знали об этом пожаре ни сном, ни духом... Удивленная такой ложью и давлением Анна признала, что да, это она подписала этот рапорт. Но только Майкл и сама Анна знали, что Анна не умеет ни читать, ни тем более - писать.
И тут Майкла начали одолевать сомнения: сказать суду эту информацию, которая сможет существенно изменить приговор суда по отношению к Анне, или нет. Трусость, банальная трусость, страх за свое будущее, порожденные наполовину ненавистью к нацистам и нацисткам, взяла вверх: он даже не сумел пойти на свидание с Анной в тюрьме, не то, чтобы высказать вслух кому-нибудь из судей свою информацию о самооговоре Анны.
Обвинительному приговору суда, приговорившего Анну к пожизненному заключению в качестве наказания за её якобы ведущую роль в том пожаре Холокоста, не помешали даже показания девочки-писательницы, что Анна сильно отличалась от других охранниц - она периодически подкармливала юношей, молодых парней и заставляла их читать себе, а отбирала на смерть только самых слабых и больных людей. Другим же охранницам, которые до последнего отпирались от вменяемой им вины за события Холокоста и таки отперлись от нее, свалив большую часть вины на Анну, досталось всего по 4-5 лет лишения свободы.
Во время объявления приговора в качестве пожизненного заключения глаза Анны встретились наконец-то с глазами Майкла, до того прятавшего свою буйную головушку где-то на уровне своих колен.
Да, Кейт Уинслет очень талантливо сыграла Анну в фильме Чтец. Проходили годы, Майкл женился, у него родилась дочь, она занимался адвокатской практикой, потом он развелся, наладить личную жизнь у него все никак не получалось, а чувство вины перед Анной продолжало его грызть. Поэтому в один вечер он взял микрофон, кассеты, магнитофон и начал начитывать на пленку самые разные книги, а потом - отсылать эти кассеты, без единого приветствия или личностного обращения, Анне в тюрьму.
Вдохновленная связью с внешним миром и своей бывшей? или настоящей? любовью?, Анна начала брать из тюремной библиотеки те книги, которые начитывал ей на кассеты Майкл, и на слух она выучила азбуку, и даже пару раз посылала ему коротенькие письма-сообщения.
С годами правительство смягчило наказание Анне и по амнистии решило выпустить убеленную сединами женщину-старушку из тюрьмы. Тюремные социальные работники позвонили Майклу и сказали, что кроме него у Анны никого нет, а людям после тюрьмы нужна поддержка, иначе они на воле просто не выживут. Майкл сначала отказался, а потом все же наконец-то, впервые за долгие десятилетия, приехал навестить Анну. Она ему обрадовалась, а он спросил, раскаивается ли она в содеянном. Она спросила: в том, что было с нами? Он сказал, нет, в Холокосте.
На том и расстались, Майкл сказал Анне, что заберет её в следующий вторник, уже купил её домик, где она будет жить. А Анна «вдруг», «ни с того, ни с сего», покончила жизнь самоубийством - повесилась на люстре, предварительно завещав старую баночку с семью тысячами долларов той девочке, которая спаслась вместе с матерью из Освенцима во время пожара. Та девочка - нынче писательница отказалась от этих денег, а Майкл отдал их в фонд развития литературы и фильм заканчивается тем, что он рассказывает своей дочери всю эту историю своей непутевой жизни предателя-Иуды...
Вот такая, собственно, непростая, но реальная история чьей-то реальной жизни. Что тут можно сказать? В фильме Чтец Кейт Уинслет несколько раз была показана абсолютно голой, поэтому поклонники обнаженного тела Кейт Уинслет были этому факту чрезвычайно обрадованы. Также, как и поклонницы голого, обнаженного мужского тела: эротическая линия в фильме Чтец вырисована достаточно ярко, страстно и красиво.
На фоне этой любовной лирики развернувшаяся драма с преступными событиями Холокоста никак не вяжется - или просто не хочет вязаться. По просмотру фильма Чтец возникает четыре главных вопроса:
1. Почему Анна не выпустила заключенных из горящей церкви?
2. Почему Майкл не заступился за свою первую возлюбленную женщину? Почему он струсил и не пошел к ней на свидание? Почему он был так холоден к Анне? Почему Анна была так холодна?
3. Почему Анна не согласилась на графологическую экспертизу и дала ложные показания против самой себя, что да, она таки «написала» отчет о событиях в горящей с живыми людьми церкви?
4. Была ли Любовь? Кто кого любил больше: Анна Майкла, или - наоборот? И чего было больше во всей этой истории и жизнях: Любви или Предательства?
Мне так кажется, что Анна не выпустила заключенных из церкви, потому что тогда господствовал нацисткий режим, и если бы она пошла против правил - её бы потом расстрелял военный трибунал. К тому же немцы - самая педантичная и самая «правильная» нация в мире, для которой правила, иерархия - это главное, это даже выше сотен жизней.
Отзыв на фильм Чтец был бы неполный, если бы мы не учитывали менталитет немцев: да, наша русская женщина, наверное, могла бы пойти на преступление против власти, чтобы не пойти на преступление против самой себя, против своей души. Наши, русские женщины хорошо знают, что такое самопожертвование, немцам и немкам же это непонятно и незнакомо: они эгоисты до самых глубинных корней их души, причем эгоисты в самом плохом понимании этого слова - они руководствуются только животными инстинктами, а такие понятия, как сочувствие, жалость, боль и переживание за другого нацистке Анне, по всей видимости, были неизвестны.
Почему Майкл не заступился за свою первую возлюбленную женщину? Наверное, просто потому, что не все мужчины по физиологическому половому признаку - мужчины в душе. Наверное, потому что Анна любила его сильнее, чем он любил Анну: ведь Майкл заставил Анну признаться в любви к ней, а сам ни разу ей так и не признался в своей любви.
Почему Майкл струсил и не пошел к ней на свидание? Почему он не заорал на весь зал судебного заседания, что она не писала тот клятый отчет, так как не умеет ни писать, ни читать? Наверное, из-за того же пресловутого общественного мнения и шкурного чувства, которым руководствовалась Анна во время Холокоста: своя рубашка ближе к телу, а вдруг, люди что обо мне плохого подумают? Да, у некоторых людей шкурный страх и предательство как форма инстинкта самосохранения являются определяющими по жизни.
Мой отзыв на данный поступок, вернее - отсутствие мужского поступка Майкла таков: по своей психологии и менталитету Майкл ничем не отличается от Анны, он такой же предатель своих чувств и Иуда-предатель других, небезразличных ему людей, как и она - будь на месте Анны в годы Холокоста Майкл, он делал бы все то же самое под напором властей, и обстоятельств.
Хотя сам Майкл осуждал Анну, он ничем от нее не отличается по своей сути: это человек-тряпка, который не имеет собственного мнения и который не может сказать решительное «Нет!» творящейся вокруг вопиющей несправедливости. Да, трусость - это грех. И в первую очередь трусость - это грех против самого себя. Если Анна совершала преступления против человечества во время Второй Мировой Войны, то Майкл совершил преступление против своей любимой женщины в мирное время. И что страшнее - сказать трудно.
Как бы Майкл не относился к Анне после того, как узнал о том, что он был у нее не первый молодой человек-«чтец», как бы он ни был поражен её преступлениями и преступлениями других охранниц, во имя их прошлой любви, в память того, что она когда-то практически спасла ему жизнь, в благодарность за радостные деньки прошлого он мог бы заступиться за Анну, признать свою связь с ней и не дать её самооговорить себя.
Почему Анна была так холодна на протяжении всего фильма, на протяжении всей своей судьбы? Знаете, Михаил Задорнов правильно говорит: что вот посмотришь на нашу женщину - она аж сочится женственностью, феромонами, любовью. А посмотришь на фригидных немок или других западных женщины и понимаешь, что таки да, у них была инквизиция. И это скорее их беда - душевная бедность, я бы даже сказала душевная нищета.
Если механический инстинкт физиологического продолжения рода в Анне и Майкле был живуч и достаточно силен, что в плане чувств и эмоций они подобны слизнякам.
Почему Анна не согласилась на графологическую экспертизу и дала ложные показания против самой себя, что да, она таки «написала» отчет о событиях в горящей с живыми людьми церкви? Стыд, ложное чувство стыда, гордыня - вот что помешало Анне доказать свою непричастность к составлению ложного отчета.
Ведь даже Майклу Анна не признавалась в том, что она не умеет писать и читать - он сам догадался об этом. Ведь именно из-за этого своего недостатка она, чтобы «не уронить шляпы» собственного ложного чувства достоинства, уехала из города и по всей видимости отказалась от повышения. А признайся она в неумении читать и писать Майклу, он бы научил её этому. А признайся Анна суду в том, что не умеет ни писать, ни читать, получила бы вместо пожизненного заключения всего 4 или 5 лет тюрьмы.
Вывод: гордыня - грех не только по Библии, но и по жизни - тоже. Ведь в тюрьме Анна провела лучшие годы своей жизни, в течение которых могла бы жить, любить, рожать детей и быть счастливой.
В была ли Любовь? Кто кого любил больше: Анна Майкла, или - наоборот? Думается, что Анна любила Майкла больше, чем он её, иначе бы она не покончила бы жизнь самоубийством после стольких лет ожидания Майкла, после того, как на первой за долгие десятилетия встрече он не поддержал её, не попытался понять и простить, а начал судить и осуждать...
А ей, как и любому, даже самому грешному и оступившемуся человеку нужна была лишь беззаветная, преданная любовь, понимание и участие... Когда надежда на любовь и прощение, понимание развеялась, как дым, жизнь Анны окончательно утратила смысл: в тюрьме они жила надеждой, а Майкл своей душевной черствостью окончательно отобрал у неё и это последнее, что было у этой несчастной женщины со скрытным характером, волею судьбы родившейся в Германии, жившей и работавшей во времена нацизма, и бывшей достаточно беспощадной к самой себе, как и к другим, с душой, тянувшейся к прекрасному, к литературе, но бывшей достаточно слабой, чтобы противостоять Режиму и противопоставить ему себя...
Автор: Василиса Диброва
Источник - сайт www.forlove.com.ua