Гастрольный бизнес в России, судя по сбывшимся и намеченным концертам иностранных артистов, чувствует себя очень неплохо. И цены на нефть совершенно ни при чем, дело скорее в том, что отечественным промоутерам сегодня удается использовать себе во благо сложные обстоятельства, в которых находятся многие зарубежные звезды.

Знатная поляна

За прошедшие 2000-е российские, в особенности московские, площадки сильно прибавили в привлекательности для зарубежных гастролеров. Пик десятилетия был достигнут к середине 2008 года, перед самым наступлением мирового финансового кризиса, и его олицетворением стали два московских концерта Джорджа Майкла. Артист получил несколько миллионов долларов гонорара, истеблишмент, пришедшие на его выступление зрители — супер-VIP-партер с билетами по 50 тыс. руб. за место и остальные — увидели, вероятно, лучший концерт поп-звезды в "Олимпийском" с невероятно качественным звуком и сценическим оформлением.

Затем пришел кризис, который отменил множество концертов конца 2008 — начала 2009 года. Часть промоутеров даже высказывали в прессе опасения, что Россию может ждать пара лет, совершенно пустых в смысле артистов из-за границы, как звездных, так и не очень. Тем не менее их поток в 2009-м не особо оскудел, стоит вспомнить хотя бы гастроли Massive Attack и Franz Ferdinand, а также ноябрьский визит Бейонсе, главной сегодня американской певицы, судя по количеству полученных ею по итогам года премий Grammy. Гастрольные планы на 2010-й и вовсе заставили предполагать, что отечественные промоутеры как-то умудрились нейтрализовать воздействие глобальных экономических проблем. Только до конца весны к нам вознамерились приехать Depeche Mode, Rammstein и Metallica плюс изрядное число интересных клубных артистов.

Правда, реализация этих планов показала, что в некоторых случаях принимающая сторона все же подверглась влиянию кризисных явлений. В марте произошел крупный скандал с участием подростковых любимцев — немецкой группы Tokio Hotel, с одной стороны, и компании TOPconcert, которую возглавляет известная в промоутерских кругах Татьяна Дальская,— с другой. Заявленные концерты Tokio Hotel в Петербурге и Москве не состоялись, причем об их отмене зрителям сообщили в первом случае вообще после выступления разогревающей команды: якобы по причине болезни одного из участников группы, а во втором — за три часа до начала шоу без каких-то объяснений. Музыканты поспешили обвинить в этой нелицеприятной истории промоутеров, которые, как было сообщено, "не выполнили ни одного пункта из достигнутых соглашений". Им вторил их звукозаписывающий лейбл Universal, который утверждал, что в отмене концертов вины артистов нет. В ответ TOPconcert распространил официальное заявление, где говорилось, что организаторы выполнили "все условия, необходимые для проведения концертов, включая финансовые обязательства в отношении артиста и подрядных организаций", а отмена выступлений, по версии промоутеров, произошла по инициативе менеджмента Tokio Hotel. Печальная истина выявила приведшие к скандалу старания обеих сторон. Промоутер в связи с кризисом не мог рассчитывать на прежний уровень заработка, поэтому принялся экономить и сэкономил на промо-кампании, надеясь, что подростки забьют зал до отказа без всякой рекламы, а пришла треть зала. Музыканты, два года назад бывшие, вероятно, самой популярной тинейджерской группой в большинстве стран мира, понадеялись на свое громкое имя и новый альбом, а выяснилось, что ни то ни другое не влечет зрителей с прежней силой: Tokio Hotel отменили не один концерт из турне этого года.

К счастью, с большинством других выступлений проблем не возникло. В том числе и потому, что главным трендом в среде промоутеров стала ставка на артистов, чьи громкая популярность и острая актуальность остались в прошлом: они обходились не так уж дорого, но их можно было неплохо продать ностальгирующей публике.

Надо ехать

То, что российская публика падка на музыку, под которую отжигала 20-25 лет назад, устроители концертов поняли еще в начале прошлого десятилетия, и бренд "Дискотека 80-х" в течение нескольких лет был беспроигрышным вариантом как для промоутеров, так и для приглашаемых музыкантов. Те в массе своей были уверены, что никому больше не придет в голову призвать их для выступления на сцене за деньги, а тут полновесные гастроли в столице и по крупным городам, орды радостных поклонников, словом, возвращение молодости.

К концу нулевых волшебный эффект от названий типа Ottawan, Baccara и C. C. Catch резко снизился: публике хотелось видеть более звездных исполнителей, а они, как назло, все не включали Россию в маршрут своих турне, а то и вовсе никуда не ездили, проживая заработанные денежки. Ситуацию раскачал все тот же кризис: если уж богатые и знаменитые бросились избавляться от лишней недвижимости и снижать издержки, то можно себе представить, какого страха нагнала рецессия на менее востребованных в текущий момент исполнителей. К этому следует добавить неуклонное падение дохода от продажи музыки. Никакого другого выбора, кроме как отправляться в тур, желательно со старым, проверенным временем материалом, не осталось. Надо ли говорить, как обрадовались этому обстоятельству российские промоутеры.

Одним из артистов, практически в точности отработавшим описанную схему, оказался Билли Айдол. В середине 1980-х этот музыкант получал Grammy и занимал первые строчки хит-парадов, в 1990-х довольно удачно снимался в кино. В 2000-х Билли пробавлялся переизданием старых хитов, выпустил один никчемный альбом, который позволил откатать в 2005-м тур по Европе и Америке, и занимался не очень напряженным изготовлением различного контента для своих не особенно многочисленных, но преданных фанатов. В 2010-м Айдол решительно отправился в долгое мировое турне, рекрутировав гитариста Стива Стивенса, игравшего вместе с ним с 1981 по 1986 год. На этот раз от предложения сыграть в Москве он не отказался. Концерт в "Олимпийском" посетило около 5 тыс. человек, зал был загружен примерно на 20%, однако количество проданных билетов вполне оправдало приезд одного из главных героев 1980-х. А что он пел мимо нот и подглядывал в тексты практически всех песен, разложенные на пюпитре, это пусть останется на его совести.

Еще одним персонажем, кто задержался с приездом примерно на 20 лет, но все же добрался до московских подмостков, оказался Эксл Роуз и его Guns nRoses. Роуз оказался человеком принципиальным: для того чтобы оправдать концерты в разных частях света, он в конце 2008-го выпустил альбом Chinese Democracy, который впервые анонсировал еще в 1999-м. Диск не дотягивал до главных работ команды, тем не менее за полтора года разошелся по миру в количестве 5 млн экземпляров. Для группы, достигшей пика славы в 1991 году, весьма неплохой результат. Так что на всех последовавших выступлениях Guns nRoses вместе с беспроигрышным старым материалом исполняли новые песни. То же самое произошло на питерском и московском концертах. Поклонники, пришедшие ради "November Rain" и "Dont Cry", которых ждали, можно сказать, полжизни, такому повороту не слишком обрадовались, но деньги обратно не просили. Кстати, на московском концерте Роуз провернул одну из своих излюбленных проказ: начал выступление на три часа позже. Возмущенные зрители винили организаторов — SAV Entertainment, однако совершенно напрасно. Роуз неоднократно отмечался подобными опозданиями, за что в Южной Америке в него даже швыряли пивные бутылки.

Отказать нельзя приехать

Среди всех музыкантов и коллективов, оказавшихся благодаря кризису впервые этим летом в России или собирающихся сюда, лишь одна группа не утратила актуальности и может рассчитывать на действительно серьезный ажиотаж. Речь о легендарной группе U2 — команде, которую также ждали не меньше двух десятков лет, но до последнего времени эти ожидания были напрасны. Вокалист U2 Боно долго отказывался ехать в Россию по политическим соображениям. В качестве причин, препятствующих выступлению группы, назывались то война в Чечне, то мафиози во властных структурах, то разгул медиапиратства. С такой позицией большинство поклонников U2 в России даже смирилось. Те, кто пообеспеченней и попредприимчивей, ездили за рубеж и лицезрели любимцев на площадках благонадежных, с точки зрения Боно, государств, остальные утешали себя тем, что не только ирландский рок-квартет отказывается ехать к нам, есть еще как минимум Radiohead и Том Уэйтс, которых тоже ждут, а они никак не едут.

Однако в сентябре 2009 года официальные представители U2 заявили, что в наступающем году группа впервые посетит Турцию и Россию. Если с Турцией у западных поклонников команды вопросов в общем-то не возникло, то объявление даты московского концерта породило протест. На тематических форумах появились треды, озаглавленные "Концерт U2 в России — это неправильно!". Возмущенные фанаты напоминали Боно о его собственных словах пяти-семилетней давности, складывали ссылки на негативные публикации о России в западной прессе и выражали свое несогласие с его решением. Возражавшие им резонно замечали, что, когда дело касается серьезного бизнеса, политические доводы идут лесом, а бизнес-составляющая грядущего визита группы, говоря интернет-языком, внушает: генеральный спонсор российской части тура Альфа-банк выразил готовность потратить на его организацию $10 млн, то есть фактически поставить местный рекорд по инвестициям в гастрольное событие. Многие сходятся во мнении, что даже U2 с их репутацией второго по значимости концертного коллектива планеты (сразу вслед за The Rolling Stones) в нынешних условиях не могли пройти мимо предложения Альфа-банка.

К середине мая на концерт, назначенный на 25 августа, было продано более 40 тыс. билетов стоимостью от 2 тыс. до 50 тыс. руб. Продажи несколько замедлились, когда стало известно о том, что Боно повредил спину и даже был вынужден прибегнуть к хирургической операции. Группе пришлось отменить ряд европейских выступлений, в том числе на британском фестивале в Гластонбери. Однако московский концерт остался в ее расписании, о чем и поспешили сообщить как российские организаторы, так и официальные представители U2. Несмотря на то что до концерта осталось больше двух месяцев, билетов в свободной продаже осталось совсем немного, и, как считает большинство заинтересованных лиц, к июлю они могут вообще закончиться.

Понятно, что после концерта U2 гастрольная жизнь в Москве отнюдь не замрет: на осень уже объявлено несколько примечательных выступлений как из разряда "любимое ретро" (группа Roxette, 10 сентября, Ледовый дворец на Ходынке), так и в формате "культовый артист впервые в России" (Тори Амос, 3 сентября, "Крокус сити холл"). И как бы ни объясняли для себя очередную волну востребованных гастролеров местные промоутеры, а гастролеры — появление российских площадок в своем расписании, наши зрители, очевидно, говорят себе примерно следующее: раз любимый музыкант сам едет в мой город, глупо отказываться от покупки билета на его концерт.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ