Все поклонники бондианы буквально пришли в замешательство, когда в Интернете распространилась новость о том, что долгожданный 23-й фильм про агента 007 откладывается на неопределенный срок. Вскоре это сообщение подтвердили и исполнитель главной роли Дэниэл Крэйг, и режиссер Сэм Мендес. Скажем спасибо MGM и той долговой яме, в которой студия болтается уже не первый год.

Впрочем, биться головой о стену фанатам пока рано. Броня Бонда крепка и уже не раз испытывала на себе удары судьбы. Как в виде юридической болтовни, так и виде лазерных лучей, питонов и отравленной обуви. Черт побери, да эту роль исполнило почти столько же актеров, сколько жизней у кошки. С момента выхода первого фильма прошло уже 48 лет, так что история бондианы наглядно демонстрирует лишь один тезис – агент 007 точно вернется.

От Флеминга до кино

История Джеймса Бонда, само собой, начинается с Яна Флеминга. Получив образование в Итоне и Сэндхерсте, Флеминг стал специалистом морской разведки и в течение Второй мировой дослужился до ранга капитана. Свои писательские таланты он начал оттачивать уже тогда, изобретая способы и стратегии борьбы с нацистами. Этот опыт и стал литературной основой первых романов о секретном агенте, которые Флеминг писал на Ямайке, в поместье семейства Бондов, чей сын Джеймс – писатель-историк – и дал свое имя будущему популярнейшему персонажу.

Дебютный роман «Казино Рояль» был опубликован в 1953, став первым из последующих 14 романов и рассказов о приключениях агента 007 – учтивого соблазнителя женщин, смертоносного убийцы и идеального британского героя времен Холодной войны. Наполненные интригой и действием, книги быстро заинтересовали и другие сферы искусства, и вскоре Барри Нельсон уже сыграл Джимми Бонда в американской телеэкранизации «Казино Рояль».

Затем последовала радио-адаптация романа «Мунрейкер» и серия комиксов в Daily Express. Медийность персонажа набирала обороты, и появления на Большом экране избежать уже было невозможно. В 1959 Флеминг совместно с продюсером Кевином МакКлори засели за написание первого настоящего сценария про Бонда. Правда, первый блин вышел комом – этот сценарий так и не увидел свет, затем трансформировавшись в другой роман Флеминга – «Шаровая молния», по которому, в свою очередь, сняли два фильма.

В конце концов в 1961 году компания EON Productions, основанная продюсерами Альбертом Брокколи и Гарри Залцманом, выкупила права на всю серию романов, а также заручилась поддержкой прокатчика – United Artists. Дело осталось за малым – найти исполнителя главной роли.

1962-1967. Шон Коннери – Бонд… Джеймс Бонд

В числе первых кандидатов на роль был и Дэвид Нивен, Патрик МакГухан (Король Эдвард I в «Храбром сердце»), и любимчик Брокколи – Кэри Грант, только что снявшийся у Хичкока в ленте «На север через северо-запад», которая станет своеобразным эталоном для всех первых фильмов об агенте 007.

Вместо этого к крайнему неудовольствию самого Флеминга на роль утвердили второстепенного шотландского актера Шона Коннери, чьи успехи на тот момент были весьма сомнительны и заключались в причудливой сказочке «Дарби О’Гилл и маленькие люди». Однако выбор все-таки был сделан не без оснований: пока что массовая аудитория ничего не знала о новом персонаже, а Коннери как бывший культурист мог убедить зрителя в своей крутости в качестве наемного убийцы. Да и шарма ему было не занимать.

Брокколи и Залцман все-таки больше ориентировались на энергичные комиксы, чем на жестокие и брутальные романы Флеминга. Отсюда и необходимая толика экзотического гламура, обеспеченная Урсулой Андресс и ее мокрым бикини. Плюс безумный кинозлодей Доктор Ноу, источавший необходимую порцию ненависти и отвращения. И, наконец, головокружительная для того времени скорость повествования, множество драк и погонь, а также запоминающаяся джазовая музыкальная тема композитора Монти Нормана.

Британский зритель, привыкший к камерным сухопарым классическим детективам, был ошарашен. Как, впрочем, и зрители в других странах. В течение четырех последующих фильмов, в бондиану были введены все основные элементы, ставшие впоследствии классическими и незыблемыми: начальная песня на музыку Джона Барри в исполнении поп-звезд, старикашка Кью и его набор супергаджетов, запоминающиеся бандиты, головокружительные трюки и великолепные пейзажи.

Вскоре произошел и первый юридический конфликт по поводу прав на экранизацию романа «Шаровая молния», совладельцем которых являлся Кевин МакКлори. Компания EON выиграла дело, однако за МакКлори осталось право сотворить ремейк спустя 10 лет (коим он воспользовался через 18 лет, сняв картину «Никогда не говори никогда» с тем же Шоном Коннери).

Тем временем Коннери, не без оснований опасаясь, что роль Бонда станет его визитной карточкой, пытался сломать стереотип и параллельно снимался у других режиссеров – Хичкока («Марни») и Сиднея Люмета («Холм»). После ленты «Живешь только дважды» Шон окончательно покинул бондиану в поисках новых типажей и актерского счастья, поставив продюсеров перед дилеммой – где найти нового агента 007, дабы обеспечить продолжение сериала без потери качества.

1969-1971. Джордж Лэзенби – «другой парень»

Учитывая огромный интерес со стороны публики и СМИ к вопросу замены Коннери, в компании EON делали всё возможное, чтобы ускорить процесс поисков. В числе возможных кандидатов числились Роджер Мур, который в то время был связан контрактом с телесериалом «Святой», и шекспировский актер Тимоти Далтон, который выбыл из кастинга по причине излишней моложавости.

Пока суть да дело, студия Columbia Pictures, по-прежнему владеющая правами на экранизацию «Казино Рояль», выпустила уничижительную версию первого романа Флеминга в жанре тотального фарса с привлечением звезд первой величины (Дэвид Нивен, Питер Селлерс, Вуди Аллен, Орсон Уэллс). Это подстегнуло Брокколи и Залцмана к поспешному выбору в пользу малоизвестной австралийской мужской модели Джорджа Лэзенби. У последнего не было сколько-нибудь значительного опыта в кино, но он весьма убедительно смотрелся на пробах, а также в рекламных роликах.

Безусловно, дебютный выход Лэзенби был связан со значительным риском. Картина «На секретной службе ее Величества» ступила на опасную дорожку жанра настоящей трагической мелодрамы, где Бонд влюбляется, женится и теряет свою молодую жену. Высокопарность актерской игры Лэзенби вкупе с множеством нововведений уничтожили все шансы ленты на успех. Исполнителя главной роли вытолкали взашей и поиск нового (или старого) Бонда начался вновь.

Никто не верил, но продюсерам удалось убедить Коннери вернуться. Точнее, сдаться на его милость, обеспечив актеру рекордный по тем временам гонорар плюс кучу всяких дополнительных бонусов. Семидесятые стартовали вместе с лентой «Бриллианты навсегда», одновременно узнаваемой (всё те же Коннери, Барри, Ширли Бэсси) и тщательно модернизированной версией бондианы. После этого актер снова покинул сериал. И опять не навсегда.

В прошлый раз я писал об истоках появления такого кинематографического явления, как агент 007. После окончательного ухода Шона Коннери создатели франшизы снова начали мучительный процесс поиска...

1973-1985. Роджер Мур

Когда брали на роль Лэзенби, Роджер Мур был занят в телепостановке про похождения другого шпиона, Саймона Темплара, в сериале «Святой». К тому моменту, когда EON повторно начала подыскивать замену Коннери, Мур уже закончил съемки и горел желанием стать частью нового проекта.

Мур стал самым долгоиграющим агентом 007 в последующих семи фильмах, выходивших в среднем раз в два года. После всех неприятностей на рубеже десятилетия сериалу были крайне необходимы две вещи: постоянство и уверенность в завтрашнем дне, особенно на фоне закулисной возни, в результате которой Залцман в 1975 продал свою долю в EON, а в 1981 студия MGM скупила с потрохами компанию United Artists.

Мур придал сериалу лоск, а своему персонажу – имидж отчаянного плейбоя. С одной стороны, это было продолжением последнего выхода Коннери в «Бриллиантах», с другой – разительно отличалось от холодности и непробиваемости персонажа 60-х. Учитывая, что актер был старше – на момент съемок первого фильма Муру уже стукнуло 45 – весь экшн лег на плечи каскадеров. Роджер появлялся лишь на крупных планах, чтобы произнести очередную «убийственную» фразу.

По многим аспектам эра Роджера Мура в бондиане – это эпоха самопародии, причем не только в отношении фильмов про Бонда, но и всей поп-культуры, в лоне которой эти ленты зарождались: начиная от «Живи и дай умереть», проехавшейся по проблематике чернокожего кино, и заканчивая «Мунрейкером», в котором Джеймс Бонд вслед за героями «Звездных войн» отправился осваивать космос.

Не шутовством единым: начало 80-х ознаменовалось появлением картины «Только для твоих глаз», в которой авторы попытались вернуться к истокам жанра, однако глупость не замедлила отомстить при своем возвращении в ленте «Вид на убийство». Более того, в пику муровскому персонажу вышел ремейк «Шаровой молнии» «Никогда не говори никогда» с Коннери. Роджеру Муру уже исполнилось 58, и весь сериал трещал по швам.

1987-1989. Тимоти Далтон – Мрачный Бонд

Первым стремлением Брокколи было заменить Мура на другого иронического персонажа, Пирса Броснана из сериала «Ремингтон Стил». Однако точно так же, как в шестидесятых, Роджеру не удалось попасть в бондиану из-за нескольких строчек в контракте, так и сейчас Броснан был вынужден от предложения отказаться. Поэтому на роль пригласили Тимоти Далтона, однажды признанного «слишком молодым», но теперь уже повзрослевшего на 20 лет и набравшегося опыта. Перед ним поставили задачу изобразить агента 007 таким, каким его еще не видел зритель, – жестокой машиной, созданной для убийства.

В отсутствии современных гаджетов, в отсутствии секса (на дворе 80-е и озабоченность распространением СПИДа), Далтон убедительно холоден, даже слишком. Ему явно недостает брутального юмора Мура и Коннери, и он визуально проигрывает не только своим предшественникам, но и новым героям боевиков в лице Джона МакКлейна («Крепкий орешек») или Мартина Риггса («Смертельное оружие»).

Кровавая «Лицензия на убийство» впервые получила возрастной ограничительный рейтинг в прокате и, несмотря на желание идти в ногу со временем, полностью разочаровала зрителей. Дальше – хуже. После череды продаж и лицензионных соглашений EON подала в суд на MGM/UA, что в первой половине 90-х стало поводом для опасений на счет дальнейшей неопределенной судьбы сериала. Далтон по-прежнему должен был в третий раз выступить в главной роли, однако в 1994 его терпение лопнуло и он покинул проект.

1995-2002. Взлет и падение Пирса Броснана

Закончив с юридическими проблемами, Брокколи вплотную занялся возрождением бондианы из руин. Прошло 6 лет, ситуация в мире и в кинематографе поменялась до неузнаваемости, и непонятно было, каким образом в новые условия может вписаться старина Бонд.

Чтобы выяснить это, на роль наконец-то подписали Пирса Броснана. Позиционируя своего персонажа как нечто среднее между легковесностью плейбоя Мура и стальной хваткой Коннери, Броснан предложил взять лучшее от обоих. Как выяснилось вскоре, зритель соскучился по агенту 007, и новый фильм «Золотой глаз» быстро выбился в кассовые лидеры сериала. Что стало утешением для Брокколи, успевшего перед своей смертью в 1996 увидеть, что его детище по-прежнему пользуется популярностью.

Бонд снова стал серийным продуктом, и ленты опять выходили с завидной регулярностью. Фильмы с Броснаном предлагали аудитории знакомый микс из прямолинейного экшена и саркастических диалогов, но желание подражать былым успехам было слишком заметно. Апофеозом стал релиз 2002 года «Умри, но не сегодня», который самоуверенно презентовался как 20-й официальный фильм франшизы и проект в честь 40-летнего юбилея самого первого эпизода – «Доктора Ноу». И при этом стал абсолютной пародией на самого себя.

Сериал остро нуждался в полном переосмыслении всей идеи в целом. Истинный фанат бондианы, Квентин Тарантино предложил свои услуги в качестве режиссера. Броснан был тоже не прочь сменить имидж. Однако наследники Брокколи, его дочь Барбара и зять Майкл Уилсон не горели желанием настолько кардинально ударяться в изменения. Точнее, у них были свои задумки на этот счет…

После 2006. Дэниэл Крэйг – Блондинчик

Джеймс Бонд. Высокий и стильный брюнет. Всё правильно. Так было раньше.

Образ, созданный Броснаном, действительно идеально подходил книжному Бонду. Поэтому EON решила пойти другим путем. Раз уж Джеймс Бонд – лицензированный убийца, почему бы ему и не выглядеть подобающе? Вдохновленная новым шпионским имиджем Мэтта Деймона (Джейсон Борн), команда по подбору актеров предложила продюсерам совершенно новое лицо – Дэниэла Крэйга. С телосложением бульдога, угрюмым взглядом и светлой шевелюрой.

Фанаты сериала тут же подняли яростный шум, но те, кто уже ознакомился с творчеством этого актера в таких фильмах, как, например, «Слоеный торт», сразу поняли, что результат может получиться очень даже интересный.

Так оно и вышло. «Казино Рояль» действительно вернулся к истокам. Впервые с тех пор, как сам автор, Ян Флеминг, официально вычеркнул свое имя из списка создателей сериала. Новый Бонд накачал мышцы и «не берет пленных», подтверждая вслед за Коннери образ хладнокровного разведчика, а не лощеного красавчика. Фильм внезапно стал международным хитом, став образцом для подражания как в глазах поклонников, так и в статьях критиков. А последующее появление сиквела «Квант милосердия» лишь подтвердило статус бондианы – это не просто периодические похождения агента 007, это полнофункциональный современный киносериал.

Стоит ли нам беспокоиться, что история застопорилась именно сейчас, на самом интересном месте? Вряд ли. Подобные ситуации уже случались, и, пока бразды правления находятся в руках прямых наследников Брокколи, сомнительно, что с бондианой случится что-нибудь фатальное. Сам Крэйг по-прежнему предан своему персонажу, и короткая отсрочка лишь усилит его желание вновь продемонстрировать свои умения в триквеле.

И не забывайте, в 2012 бондиане исполняется 50 лет, и ни один ангажированный юрист не сможет испортить предстоящий юбилей.

Специалист Евгений Жарков