В Колонном зале начался IV Фестиваль симфонических оркестров мира. Приуроченный к празднованию Дня России, он завершится 12 июня концертом Российского национального оркестра под управлением двух Михаилов — Плетнева и Татарникова. Первые два фестивальных концерта дал бывший коллектив Мишеля Плассона Симфонический оркестр Капитолия Тулузы под управлением Тугана Сохиева.

В поисках неутраченного времени

На брифинге в Колонном зале 32−летний Туган Сохиев, дирижер осетинского происхождения, петербуржец (учился у Ильи Мусина и Юрия Темирканова), а теперь и европеец говорил о взаимосвязи симфонической и оперной практик ("одна другую существенно дополняет") и о разнице между нашей и "их" системами образования ("там музыке обучаются частно, за нее надо платить"). При этом он выглядел человеком, у которого все в жизни прекрасно. С людьми его возраста такое бывает не часто.

В его карьерном allegro vivace (итальянское обозначение темпа – "очень быстро") были не только виктории (третий конкурс Сергея Прокофьева, работа в Мариинском театре, солидные западные ангажементы), но и проблемы. Год службы в Опере Уэльса (2003−2004 гг.) сделал 26−летнего Сохиева любимцем валлийской публики, но завершился нервным срывом. Поговаривают, упорство Сохиева нашло косой на заторможенные реакции уэльских оркестрантов. Контракт расторгли, Уэльс зачах.

Постановка оперы Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" в Экс-ан-Провансе начала следующий виток дирижерской карьеры. Опера прошла каскадом по европейским сценам. В 2006 году добралась до мадридского Teatro Real. Темпераментного маэстро наперебой стали зазывать оркестры (радио "Би-би-си", Филармонический оркестр Французского радио, Королевский оркестр Швеции, Симфониетта датского радио, Национальный оркестр Франции) и театры (Хьюстонская опера, Дрезденская опера). Попав в известное агентство, дебютировав в Met и на ряде серьезных фестивалей, Туган Сохиев за два-три года стал мировой именитостью. В конечном итоге молодую звезду заполучил старейший коллектив Франции – Оркестр Капитолия Тулузы. Действие контракта началось в 2008 году, а завершится в 2011 году. По нему дирижер должен давать 15 концертов в год.

Социальная миссия

Рассказывая московским журналистам об отношениях с мэрией Тулузы, Туган Сохиев не без удовольствия изложил сюжет о том, как по его просьбе оркестр увеличили аж на 20 единиц. Жест мэрии стоит оценить: прежний состав оркестра был тоже не маленьким — 104 музыканта. Да и репутация бывшего оркестра знаменитого Мишеля Плассона выше похвал. Даром, что старейший в Европе (возник в начале позапрошлого века). В 90−х годах ХХ века оркестр тулузского Капитолия получал престижную во Франции премию Victoire de la musique classique восьмикратно. Еще раньше, в 1980 году, ему присудили звание "национального". А в 1974 году, по просьбе Плассона, в концертный зал переоборудовали бывшее помещение зернового рынка Тулузы. Именно тогда оркестр наконец покинул здание местной ратуши. Хорошая все-таки у тулузцев мэрия.

Вот и идея Сохиева о том, что, увеличив состав оркестра, можно расширить репертуар, нашла поддержку. В благодарность оркестр Капитолия включился в социальные программы города. "На генеральных репетициях бывает до 300 школьников, — рассказал Сохиев, — а резиденц-композитор разъясняет им содержание концерта". А если это любовь

Тонус "Праздничной увертюры" Шостаковича, а также fortissimo «Симфонических танцев» Рахманинова дали понять, что мудрому звуку времен Мишеля Плассона пришел конец. Средний возраст нынешнего коллектива – примерно 30−35 лет. Надо ли добавлять, что между оркестром и дирижером разгорается интрига влюбленности с тем накалом эмоций, какой сопровождает страстные отношения. А какая у тулузцев девушка-концертмейстер!

На жесты Тугана Сохиева оркестранты не просто реагируют — ловят на лету. Если скомандован сумасшедший темп, будьте спокойны, его зубами удержат и струнники, и духовые. Сохиев при этом очаровывает публику экономностью жестов. Да кому нужна сетка размера, если оркестр разбегается и притормаживает, как надо. Штрихи его синхронны, а послушание полное. Скорость и громкость коллектив на ура экспонировал оба вечера, в том числе в "Фантастической симфонии" Берлиоза, в увертюре к "Кармен". А в "Трепаке" из "Щелкунчика" Чайковского оркестр разошелся так, что публика выла. К сожалению, с тонкой материей "Послеполуденного отдыха фавна" не заладилось: Дебюсси рассыпался бисером неравноценных инструментальных микро-бенефисов. Нечто похожее произошло и в первый вечер, когда играли сюиту из "Пульчинеллы" Стравинского. Но важно другое.

За пламенным темпераментом молодого маэстро видна серьезная эрудиция. Держа, по выражению Мравинского, "партитуру в голове, а не голову в партитуре", он легко погружается на разные исторические глубины. Извлеченные оттуда ценности, оказавшись прямо перед слушателем, поражают неожиданным осмыслением. Как, например. средневековая секвенция Dies irae ("День гнева"), которая в финале "Симфонических танцев" Рахманинова звучала зеркальным отражением финала берлиозовой "Фантастической". Такое дорогого стоит.

Если же говорить о качестве оркестрового звука, дирижеру еще есть над чем работать. Превосходная слитность струнной и медной групп сочетается с разнокалиберной квалификацией деревянных духовых. Тулузским кларнету и флейте есть чему поучиться у гобоя и английского рожка. Было бы желание.