Сегодняшний именинник Владимир Машков и другие звезды, за которыми этот титул закреплен основательно и надолго

Владимир Машков



Машков долгое время был — и в определенной степени остается — одной из главных звезд российского кино. Успех к актеру пришел не сразу: сниматься он начал в 1990-м, а «выстрелил» лишь в середине десятилетия, благодаря работе с самыми яркими режиссерами того времени — Денисом Евстигнеевым («Лимита») и Валерием Тодоровским («Подмосковные вечера»).

Массовое признание — и вполне обоснованный ярлык «мачо» — настигло Машкова после ролей в «Американской дочери» и, конечно же, «Воре», большом хите конца девяностых, номинированном на «Оскар». Далее последовали работа в Голливуде («15 минут славы», «В тылу врага»), пробы сил в режиссуре («Папа»), хит «Олигарх» и народный сериал «Ликвидация». Активности Машков не сбавляет и сейчас — в последние пару лет он сыграл главную роль в сериалах «Родина» и «Налет» (первый был версией израильского проекта, знакомого миру по голливудскому «каверу» с Дэмиэном Льюисом и Клэр Дэйнс, второй, «Налет», — версией одноименного французского коп-нуара), римейке хита советского проката «Экипаж», роскошном «Дуэлянте». Впереди, совсем уже скоро, через месяц, нас ждет премьера еще одной работы с участием Машкова — спортивно-патриотического «Движения вверх».

Валерий Николаев



Окончив школу-студию МХАТ, будучи учеником Олега Табакова, Николаев серьезно занимался танцами. Учеба в Штатах, где он получил диплом по степу, позволила ему не только поработать балетмейстером, но и — что более известно широкой публике — начать карьеру в Голливуде. В 1997 году вышло два заметных фильма с участием Николаева — «Святой» и «Поворот»; партнерами Валерия стали Вэл Килмер, Шон Пенн, Джон Войт. На серьезные имена Николаеву везло — можно вспомнить «Терминал» Стивена Спилберга. В нулевые актер сосредоточился на работе на родине, реализовав себя не только перед камерой, но и за ней — как режиссер он снял два фильма, «Медвежья охота» и «Вербовщик». Сейчас Николаев, разобравшись со своими личными проблемами, играет в театре и снимается в сериалах, правда, уже не так активно, как прежде. «Действительно, в последнее время я с головой ушел в театр», —признается актер, отмечая, что именно «сцена — мое призвание».

Константин Хабенский



Актер, в котором удачно совпал ряд необходимых для успеха качеств: приверженность театру, способность играть в любом жанре, плюс — что немаловажно — петербургский интеллигентный флер, выгодно отличающий Хабенского от некоторых коллег по цеху. От «Убойной силы» к «Ночному дозору», от «В движении» к «Адмиралу» — актер умеет правильно выбирать роли, работает в любом жанре, не боясь сериалов и спорных проектов (ремейк «Иронии судьбы»). После определенного затишья Хабенский вернулся на экраны во всей своей мощи, сыграв Служкина в блестящей экранизации романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Недавний сериал «Троцкий» наделал много шума, но спорность самого сериала не отменяет высокого уровня игры Хабенского. В следующем году мы увидим потенциальный блокбастер «Селфи» по роману Сергея Минаева и «Собибор», режиссерский дебют Константина Хабенского, в котором он все равно появляется в кадре.

Игорь Петренко



Звездный час Игоря Петренко случился благодаря фильму «Звезда». Нишу образов обаятельных военных, тщательно разработанную советским кино и затем закрытую, персонаж Петренко в «Звезде» занял прочно. Неудивительно, что режиссеры стали активно предлагать актеру роли в форме. Последовал крайне удачный фильм «Водитель для Веры», и казалось, что Игорь застрянет в выигрышном амплуа. К счастью, Петренко не пошел на поводу и показал (и продолжает демонстрировать) собственную разноплановость. Хотя роли суровых и четких парней удаются актеру лучше всего, чему наглядное подтверждение —последний проект с его участием, сериал «Спящие».

Марат Башаров



Не было в начале нулевых более востребованного и медийного актера из молодых, чем Марат Башаров. Дебютировав у важных советских режиссеров — Никиты Михалкова в «Сибирском цирюльнике» и Станислава Говорухина в «Ворошиловском стрелке», —Башаров продолжил демонстрировать актерскую везучесть, сыграв главную роль в «Свадьбе» Павла Лунгина. Затем последовали «Граница. Таежный роман» еще одного мастера, Александра Митты, «Олигарх» того же Лунгина и грандиозный патриотический хит «72 метра», окончательно закрепивший Марата Башарова в первой лиге новейших звезд.

Башаров, чье экранное обаяние часто оказывается куда важней самих фильмов с его участием, относится к тем актерам, что не рефлексируют насчет работы в сериалах. Башарова много, он не чурается появляться в развлекательных телешоу, играть в непритязательных комедиях в духе «Ржевский против Наполеона», в то же время берется за роль Керенского в проекте Дмитрия Месхиева «Батальон», с легкостью сочетая с китчевыми проектами типа «Пьяная фирма».

Григорий Добрыгин



Добрыгина открыл Тимур Бекмамбетов, взяв студента ГИТИСа в свой продюсерский проект «Черная молния». И пусть опыт создания отечественного комикса не слишком удался, Григорий попал в обойму. Правда, по пути больших проектов он не пошел, предпочтя доморощенным блокбастерам работу в «серьезном» кино.

Это дало свои результаты: первый же фильм, «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, получил признание, попав в программу Берлинского фестиваля и, более того, заработав две награды, одна из которых ушла к Добрыгину. Эта же картина сделала актера, которого сложно назвать брутальным, кумиром студенток-интеллектуалок.

Григорий Добрыгин представляет собой новое поколение российских актеров, без усилий внедряющихся в западные проекты. Актер снялся в фильме «Самый опасный человек», экранизации романа Джона Ле Карре, которую осуществил великий Антон Корбайн (фотограф U2 и Depeche Mode, режиссер «Контроля» и «Американца»). Экранными партнерами Добрыгина стали Уиллем Дефо и Филип Сеймур Хоффман (это его последний фильм). Еще один проект, триллер «Черное море», свел вместе Григория с Джудом Лоу, Константином Хабенским и своим товарищем по «Как я провел этим летом» Сергеем Пускепалисом. Одновременно с работой на Западе Григорий снимается и дома. Например, в нашумевшей «Матильде».

Данила Козловский



Еще один — после Хабенского — петербуржец, ставший большой звездой. Козловский сегодня, пожалуй, самый успешный актер нового поколения. Ученик Льва Додина, начавший с «Гарпастума» Алексея Германа-младшего, Данила Козловский даже в коммерческие проекты привносит глубину, полнейшую самоотдачу и осмысленность. Путь наверх занял у него буквально несколько лет: от «Мы из будущего», «Шпиона» — к «Духлессу» и «Легенде №17». Затем случился голливудский дебют в «Академии вампиров», который хоть и провалился в прокате, но стал важным этапом в карьере Данилы. В последние годы Козловский развил невероятную киноактивность: после успеха сиквела «Духлесса» он снялся в течение года в шести картинах.

До конца текущего года выйдут два громких фильма с его участием, «Декоратор» по Борису Акунину и не менее ожидаемый «Довлатов» Германа-младшего. А в апреле 2018-го Данила представит публике свой дебют в качестве режиссера, спортивную драму «Тренер». И мало кто сомневается в успехе этого дебюта.