Билл Денбро смазал парафином стенки бумажного кораблика и отправил младшего брата Джорджи запускать его в дождевые ручьи, бегущие по улицам горда Дерри, штат Мэн. Джорджи не уследил за суденышком, и оно угодило прямиком в канализационный слив, откуда на мальчика смотрели желтые глаза клоуна Пеннивайза. Глаза вскоре сменили цвет, а потом внезапно изменилась и вся внешность нового друга Джорджи — огромные зубы разодрали его тело на клочки, для начала откусив правую руку. После исчезновения брата Билл обнаруживает, что это далеко не первый похищенный ребенок, а Пеннивайз тем временем в разных обличиях является еще нескольким деррийским школьникам — Ричи Тозиеру, Эдди Каспбраку, Бену Хэнскому и Беверли Марш.
«Оно» — один из главных романов в необъятной библиографии Стивена Кинга и один из самых любимых поклонниками писателя.
Несмотря на формальную принадлежность к жанру хоррора, на деле это книга, в очередной раз доказавшая талант писателя и то, что он гораздо больше, чем просто ловкий беллетрист. «Оно» — настоящий великий американский роман, охватывающий две важнейших эпохи в истории Америки — конец пятидесятых и середину восьмидесятых. Причем пресловутому духу времени там посвящено не меньше страниц, чем злодействам Пеннивайза и противостоянию с ним подростков, а потом и повзрослевших героев. В книге собраны ключевые мотивы творчества писателя: тихие омуты американского захолустья, переломные моменты взросления и главное — попытка придумать для США мифологию, которой у все еще молодой страны никогда толком не было.
Иными словами, «Оно» — идеальный материал для экранизации, один из самых кинематографичных романов Кинга, в переносе которого на экран есть и творческий вызов и гарантия интереса зрителей. Единственная до сего момента попытка экранизации романа была предпринята почти тридцать лет назад в формате двухсерийного телевизионного фильма, поставленного Томми Ли Уоллесом. Когда зашла речь о киновоплощении романа, авторы целесообразно рассудили, что пытаться запихнуть богатую на события книжку в один фильм не стоит и потому выходящий в прокат фильм — лишь первая, «детская», часть истории.
Скажем сразу, что картина довольно прилежно следует за текстом Кинга.
Изменения коснулись, прежде всего, временного сдвига — вместо пятидесятых действие начинается в 1988-м.
Кадр из фильма «Оно» (2017)
Ход этот выглядит совершенно оправданным: во-первых, эпоха ближе широкому зрителю, а во-вторых, двойное ретро из оригинала выглядело бы излишним пижонством. В остальном все более или менее на месте. Режиссер Андресс Мускетти (экс-протеже Гильермо дель Торо и постановщик лирического хоррора «Мама») очевидно в курсе художественного мира Кинга и потому лучшая часть его фильма — любовно воссозданные восьмидесятые, напоминающие одну из лучших экранизаций писателя, «Останься со мной» с Ривером Фениксом. Что касается детских актерских работ, то здесь «Оно» умудряется выиграть даже у недавнего сериала «Очень странные дела». Особенно хочется отметить исполнительницу роли Беверли Марш — рыжая София Лиллис это настоящая новая звезда, за карьерой которой будет страшно интересно следить.
Комплиментов в полной мере заслуживают и второй актерский план, и антураж, и операторская работа, и, конечно, Билл Скарсгард, который сделал почти невозможное, придумав еще один экспонат в и без того богатую галерею страшных клоунов.
С Пеннивайзом, впрочем, связана единственная, пожалуй, проблема картины.
Одним из достоинств и характерной чертой прозы Кинга всегда была способность убедить читателя в том, что речь на страницах идет о схватке с неким абсолютным злом. Именно поэтому (а не из-за физиологических подробностей) «Оно» до сих пор вызывает мурашки. Экранный же Пеннивайз это не древнее зло, а просто еще один — пусть и очень интересный — монстр. Связано это, вероятно, не с работой постановщика, а с общей инфляцией эмоций в современных блокбастерах, которые уже показали столько, что зрителя почти невозможно удивить. Впрочем, не будем терять надежды — быть может, с этой задачей справится вторая, взрослая часть «Оно».