Актриса Полина Кутепова – о театре Фоменко, своем творческом стартапе и блокбастерах

Их продолжают называть «фоменки», хотя Петр Наумович Фоменко, основатель Мастерской Фоменко, выпестовавший целый ряд блестящих актеров, ушел из жизни уже четыре года назад. Они начинали с театральной студии, а сейчас их театр – один из самых посещаемых в Москве. Все фоменки очень разные и давно не студенты, но объединяют их истовая преданность театру и определенная закрытость от публичной жизни. Такова и Полина Кутепова, ведущая актриса Мастерской Фоменко. Она немало снималась в кино, в ее фильмографии «Дальнобойщики», «Штрафбат», «У каждого своя война», «Клинч», «Дом ветра» и многие другие фильмы и сериалы. Но театр — ее место, ее дом, друзья и даже семья. Муж Полины Кутеповой Евгений Каменькович — художественный руководитель Мастерской Фоменко.

Служебный вход Мастерской Фоменко так и манит своими белыми диванами: присаживайся, тут есть с кем поговорить… Но Полина Кутепова уводит меня по закулисным коридорам в одну из пустых переговорных комнат. Здесь ни реквизита, ни костюмов, но театр есть театр: в любом углу найдется зеркало. Полина только-только с репетиции. Мы начинаем беседу.

— Полина, вы играете сейчас в семи спектаклях Мастерской Фоменко. Это ведь работа души на регулярной основе. Как вы переключаетесь с одной роли на другую?

— Это как войти в другую комнату. В день спектакля с утра я уже знаю, что встречусь сегодня с моим персонажем Машей («Три сестры») или с Ариадной («Дом, где разбиваются сердца»). Это как встреча с человеком. Все остальное уже подсознание.— Какая самая смешная ваша роль из тех, в которых вас можно увидеть?

— Для зрителя – не знаю, но мне нравится спектакль «Дом, где разбиваются сердца»: там столько юмора, парадоксального, абсурдного, искрометного.

— За роль Молли в спектакле «Улисс» по роману Джойса вы получили «Золотую маску». Что это за образ, какую вас можно увидеть в этом спектакле?

— Живую. Это женщина, жадная до жизни. Последние слова Молли, которыми заканчивается роман Джойса и весь спектакль: «Да я хочу да».

Полина на сцене взрывная, экспрессивная, энергетически мощная. В «Улиссе» ее рыжая бестия Молли ежеминутно провоцирует зрителя на эмоцию — от смеха до гнева и отвращения. А вне сцены она кажется человеком спокойным, ровным, даже как будто бы невозмутимым.

«Аудиосказки – это авантюра на мои личные средства»

— Недавно вы попробовали себя в новом жанре: организовали выпуск аудиокниги английских народных сказок «Три умные головы» и сами участвовали в чтении. Правда, что вы рискнули собственными деньгами?

— Это не бизнес-проект, конечно, но попытка что-то сделать творчески самостоятельно. А уж раз я сама оплачиваю, надо до конца довести, это конкретный стимул! Авантюра чистой воды: в нашем театре не делалось раньше такой работы, связанной с прочтением. Это было интересно, сложно, с кучей проблем, но мы умудрились все-таки получить удовольствие. А началось все с того, что я взяла свои личные деньги и пришла в нашу потрясающую звукозаписывающую студию. Там записывают музыку ко всем спектаклям нашего театра, звукорежиссер Денис Забияка – большой специалист. Я обратилась к своим друзьям, мы все близкие люди, поэтому могли работать на чистом энтузиазме.

— Это реально организовать и провести только в таком месте, как театр-дом, правда?

— Возможно. Я попросила мою старшую сестру Злату Кутепову стать режиссером и продюсером. Попросила включиться актера Анатолия Горячева: у него изумительный голос, и я, кажется, «открыла» его в чтецком жанре. Наш молодой актер Дмитрий Захаров, музыкант, сочинил оригинальную музыку. И художница Оля Тумакова, которая оформляла спектакль «Алиса в Зазеркалье», афиши, программки, сделала нам обложку для диска.

— Почему вы выбрали именно английские сказки?

— Они необыкновенно смешные. Вообще, «Три умные головы» — это книга моего детства. Мне хотелось, чтобы дети моих друзей услышали эти сказки. Диск для детей, лет от 4 до 10. Народные сказки в изумительном переводе Натальи Шерешевской. Идея принадлежит Злате, и я с ней согласилась.

— И как продается диск?

— Диск продается только у нас в театре, но я слышала, что зрители его спрашивают. Тираж всего 500 экземпляров. Думаю, половина уже продана.

«В «Мимимишках» я себя не узнаю»

— Аудиокнига и озвучка мультфильма — это разная работа? Вы уже озвучивали мультфильмы. Например, голос Пьеро в мультике «Возвращение Буратино» принадлежит вам.

— Сейчас я тоже связана с озвучиванием мультфильмов. Это похожая работа, но в мультипликации голос очень связан с движением. Нужно учитывать, как твой персонаж двигается, что он в этот момент делает. Тебе в помощь для этого режиссер, либо тебе показывают уже готовый отрывок. А чтение материала – это совсем другое.

— А что вы сейчас озвучиваете?

— Мультфильм «Мимимишки». Мне говорили, что у него бешеный рейтинг. Мой персонаж – Белая Тучка. Я сама себя по голосу не узнаю! Но там специально обработанный, мультипликационный голос. Я туда бегу, на эту озвучку. Мультипликаторы – люди сумасшедшие! Сейчас второй сезон идет, то есть 50 серий уже отсняли, и еще столько же планируется.

И вправду невероятно, что Полина — стильная, элегантная дама — озвучивает роль смешного белого медвежонка. Кстати, ее партнерша по озвучке «Мимимишек» — комедийная актриса Наталья Медведева, известная по «Камеди вумен».

— В кино снимаетесь сейчас?

— Я недавно отснялась в сериале, он скоро выйдет. Окончательного названия я не знаю. Два моих основных партнера — Николай Фоменко и Виктор Раков. Режиссер — Тимур Алпатов. Мы, надеюсь, прекрасно понимали друг друга.

Съемки проходили в общепите при заводе. Время действия – 70-е. Снимали в реальной столовой. Женщины, которые там работают, присутствовали при съемках, наблюдали… Потом одна ко мне подошла. «Что снимаете?» — «Сериал» — «Что, мелодрама?» — «Да» — «Слава богу!!!» Любовные истории востребованы. Так что, думаю, зритель будет.

— Банк ВТБ спонсирует ежегодные гастроли Мастерской Петра Фоменко в Севастополе. Вы тоже бывали на этих гастролях?

— Да, каждый год там проходят гастроли нашего театра с разными спектаклями и на разных площадках, это уже традиция. Это событие для Севастополя. Насколько я слышала — нас ждут с радостью. Сама я тоже ездила несколько раз.

— Звезда театра, один из популярных и любимых актеров — Кирилл Пирогов. Если бы у вас была возможность предоставить любую роль на свете, какую бы вы ему дали?

— Ему многое бы прекрасно далось, но в чем бы хотелось его увидеть… В гротескной комической роли, да.

«Блокбастеры – наша семейная «отключка»

Полине Кутеповой регулярно аплодирует огромный зал Мастерской Фоменко: ведущая актриса! Однако, несмотря на прекрасный макияж и высоченные каблуки, легко представить ее в расслабленной домашней обстановке.

— Как вы отдыхаете, отрываетесь?

— Для меня просто дома побыть – отдых. Я поняла, что люблю возвращаться домой.

— Успеваете смотреть кино – не артхаусное, а массовое, популярное, блокбастеры?

— Да! Мы ходим всей семьей! Это наша «отключка», как говорят, «тупой» отдых. Мы смотрели недавно последнего «Джеймса Бонда» на английском языке в кинотеатре «Фитиль» — сидели втроем в абсолютно пустом зале! Мы пересаживались, комментировали без остановки. С попкорном, конечно!

— Популярных актеров любите? Брэдли Купер, Леонардо Ди Каприо, Брэд Питт, Анджелина Джоли?

— Куча прекрасных актеров, конечно. Из последних яркая звезда – Бенедикт Камбербэтч, мне он нравится…

— А российское кино? Сегодня любят Лизу Боярскую, Данилу Козловского, а кого вы цените?

— Я скажу, не называя имен. У нас огромное количество превосходных актеров. Это не моя мысль, по-моему, это Шнур в интервью говорил. Наша киноиндустрия такова, что актер, попадая в поток, в струю, начинает сниматься не останавливаясь. Он понимает: завтра этого может не быть. И чтобы заработать: ведь это заработок не такой, чтоб его надолго хватало. Часто происходит актерское истощение. В актере должен присутствовать момент внутреннего накопления.

— Эта тема — синдром эмоционального выгорания — сегодня очень актуальна. Было у вас такое?

— Каждый актерский организм индивидуален. Одному актеру 20 спектаклей в месяц мало, ему надо 40. В моем случае – я устаю, когда у меня много спектаклей, мне становится не в радость.

— Вашей дочке сейчас 18 лет. Она интересуется больше театром или кино?

— В театре она ничего не делала, только в детстве снималась в кино. В фильме «Марс» она снялась у Анны Меликян, которая сейчас получила «Золотого орла» за фильм «Про любовь». В «Марсе» у Надежды была довольно большая роль. Но это ее не подвигло идти учиться в театральный: она учится в Высшей школе экономики на факультете международных отношений. Что ж, это ее жизнь. Ей это нравится. Если она вдруг поймет, что эти отношения, пусть даже международные, ей совсем неинтересны и что она хочет вести такую странную жизнь…

— «Странную» – это актерскую?

— Да! Если так, то тогда я ей буду только помогать, конечно.