Настоящий успех и признание к Фриману пришли только в 50 лет. Он с детства мечтал стать актером, но не верил в свои силы. Когда ему предложили частичную стипендию для учебы на отделении драмы в университете, он отказался, решив поступить на службу в ВВС США. Но, отслужив 5 лет, понял, что стрелять в людей не может ни под каким предлогом. Он уволился и переехал в Лос-Анджелес в надежде стать актером.
«Несмотря на то что я с самого раннего возраста понимал, что хочу сниматься в фильмах, я пострадал от того, что слишком романтизировал мир кино. А, по сути, это такая же жизнь. Из-за этого я даже пошел служить, думая, что смогу жить как все. Но, когда понял, что это не мое, я вернулся к своей мечте».
Однако реальность оказалась не такой, как он ее себе представлял. Актер до сих пор четко помнит тот день, когда, отправляясь с одной пробы на другую, вдруг осознал, что не ел три дня.
«Я не понимал, что стать актером практически невозможно. Я просто ходил с одной студии на другую и просил дать мне роль».
После нескольких лет мытарств по кастингам он уехал в Нью-Йорк, где за маленькие гонорары играл крошечные роли в скромных внебродвейских постановках.
«Каждый раз, когда я получал хоть какую-то роль, мне казалось, что вот-вот я добьюсь признания. Но этого не происходило».
Фримана заметили после картины «Уличный парень», за которую он был номинирован на «Оскар» как лучший актер второго плана. С тех пор его стали активно приглашать в крупные голливудские проекты.
Сыграв в картине «Шофер мисс Дэйзи», Фриман выигрывает «Золотой глобус», и его карьера начинает уверенно идти в гору.
«Были моменты, когда я жалел, что моя карьера в кинематографе началась так поздно. Я мог бы достигнуть большего. Но я так благодарен судьбе за то, что она вообще началась, потому что никаких гарантий в принципе не существует. Могло вовсе ничего не произойти».
Непрощенный
Морган Фриман с Клинтом Иствудом в вестерне «Непрощенный» (1992), признанном лучшим фильмом года.
«Часто бывает так, что в один момент ты понимаешь, что на протяжении долгих лет твоя жизнь была зоной бедствия только потому, что шел не в том направлении. Многие люди так живут и даже не понимают, что их истинный талант и призвание — совершенно в другом месте».
Побег из Шоушенка
Жемчужиной его фильмографии оказался «Побег из Шоушенка» — прекрасный фильм, который, однако, не собрал большой кассы.
«Шоушенк никто не смог произнести нормально. Кто говорил Шим, кто — Шом, кто — Шэк, Шэм... Короче, это была проблема. Не думаю, что касса зависит от количества рекламы. Название фильма — вот что привлекает людей. Если они не могут его выговорить, они не пойдут в кинотеатр».
Вскоре он снялся в других культовых картинах, но все эти фильмы объединяло одно: все роли в них неглавные.
Впервые главную роль — полицейского, идущего по следу неуловимого маньяка, — Фриману довелось сыграть в триллере «Целуя девушек».
«Я заметил, что в фильмах люди соглашаются со многим, чего ни за что не примут в реальной жизни».
Фриман — один из немногих актеров, кто умеет молчать на экране. Он может ничего не делать, просто стоять и в это же время заставить нас переживать целый ураган эмоций.
«Мой дед был рабом. Когда же его освободили, то в метрике записали: „Free man“. Моя фамилия, таким образом, означает „свободный человек“».
«Оскар»
Но первый свой «Оскар» Морган получил за скромную роль бывшего боксера в спортивной драме Клинта Иствуда «Малышка на миллион» (2004).
«Качество моей игры не зависит от меня — оно зависит от сценариста и режиссера. Если сценарий хороший, я просто следую ему, как и получилось в „Девушке на миллион долларов“. Мне даже не пришлось напрягаться. Так что я ничего особенного не сделал. Когда я говорю об этом, люди думают, что я скромничаю, а я просто говорю правду».
После этой роли Фриман сыграл еще как минимум в полутора десятках фильмов разных жанров, включая такие хиты, как «Темный рыцарь» (2008) и «Особо опасен» (2008).
Уроки актерского мастерства
«Я без зазрения совести ворую находки великих актеров. И каждый раз я говорю себе, что это лишь урок актерского мастерства. Я под микроскопом изучаю работы Энтони Хопкинса и многому у него научился. Когда он появляется на экране, это становится событием, даже если он ничего не делает. Он стоит неподвижно, но зритель в это время переживает бурю чувств».
Легко ли играть Бога?
«Что нужно сделать, чтобы сыграть Бога? Вы знаете, насколько просто было играть Бога! Я Бог. Люди спрашивают: „Что вы делали, чтобы сыграть Бога? Как вы готовились к роли Бога?“ Я прочел сценарий. Вот и все».
В 2009-м он снова объединяет усилия с еще одним несгибаемым ветераном кино Клинтом Иствудом в картине «Человеческий фактор».
«Сначала о нем говорили, что он умеет выбирать престижные проекты. Теперь же о нем говорят, что своим появлением на экране он сам автоматически придает престижность любому проекту».
Морган Фриман. Истории о Боге
Эта программа поведает нам истории о Боге. Каждая серия будет раскрывать одну загадку мироздания, которая влияет на жизни всех людей, независимо от их веры и религии.
Чтобы найти ответы на эти вопросы, актер посетит самые значимые религиозные места, побывает в научных лабораториях по всему миру и примет участие в эксперименте ученых по поиску «эффекта Бога» в нашей нервной системе.
«Математики думают, что Бог — в уравнениях, нейрологи считают, что Бог — в мозге, а программисты уверены, что Бог — один из них».