Половина жизни первой леди британской фотографии прошла на Востоке. Она родилась в Индии, умерла на Цейлоне, но занималась фотографией преимущественно в Англии и снимала в основном своих соотечественников. Её отец был чиновником Ост-Индийской компании, мать – французской аристократкой.
Джулия Маргарет Камерон родилась задолго до изобретения фотографии – в 1815 году.
Работа Джулии Камерон
Девушка получила хорошее образование во Франции, и, вернувшись в Индию, в 1838 году вышла замуж за юрисконсульта Чарльза Камерона, человека который был на 20 лет старше её. Брак оказался счастливым: и Джулия и Чарльз интересовались искусством.
Супруги были дружны с писателями и художниками своего времени. Джулия сама писала рассказы и занималась переводами. Первые десять лет брака Камероны провели на Цейлоне, а после того как Чарльз вышел в отставку, уехали в Англию и поселились в Лондоне.
Жизнь Джулии Маргарет резко изменилась после переезда на остров Уайт, который был настоящей сельской глушью. Здесь не было ни балов, ни других великосветских развлечений, которыми была наполнена её жизнь на Цейлоне и в Лондоне. От меланхолии не спасало даже приятное соседство: рядом было поместье английского поэта лорда Альфреда Теннисона, куда часто наезжали писатели и поэты.
Дети (а их было шестеро) уже вылетели из семейного гнезда, и миссис Камерон впала в депрессию. Положение спасли дочка с зятем, подарившие маме фотоаппарат на 48-летие (дорогостоящая вещь в то время).
У неё было несколько учителей, которые впоследствии нещадно критиковали её стиль. Она училась приёмам фотографии у Дэвида Уилки Уинфилда, но почти сразу начала разрабатывать свой стиль. Джулия никогда не следовала чьим бы то ни было советам, а с первых шагов в фотографии пошла своей дорогой.
Элен Терри, 1864
Для неё сразу стало ясно, что фотография такое же искусство как живопись и литература. Она почти всегда использовала мягкий фокус, чтобы изображение получалось более живописным. При этом она умела сделать портрет живым и динамичным, с точностью передав характерные черты модели.
Свою первую студию миссис Камерон оборудовала в бывшем курятнике, а лабораторию в сарае для угля. Домочадцы к её увлечению фотографией относились более чем серьезно, хотя часто её работы были далеки от совершенства. На многих работах заметны трещины и пятна, некоторые фотографии тускнели, было немало бракованных. Но Джулия Маргарет не собиралась останавливаться. Первыми моделями были её внуки, племянницы и прислуга.
Камерон создавала не просто портреты, а иллюстрации к любимым произведениям на литературные и библейские темы. Особенно часто она заставляла позировать свою горничную Марию Хиллер, которая выступала то в роли святой Агнессы из стихотворения Китса, то изображала Мадонну. На взгляд современного зрителя модель не может похвастать разнообразием эмоций. У неё одинаковое выражение лица, независимо от того изображает она скорбь или радость. Но надо учесть, что выдержка фотокамеры составляла около восьми минут и Мария была вынуждена неподвижно сидеть всё это время. Зато горничная приобрела широкую известность (которая помогла ей удачно выйти замуж) и получила прозвище мадонна Мэри.
Арчибальд Кэмерон и Мария Хиллер, 1865
Мария Хиллер, 1867
Мария Хиллер
Джулия Камерон многое заимствовала у мастеров живописи, любимых ей прерафаэлитов. В качестве моделей она предпочитала молодых девушек с печальным взглядом. Один из знаменитых её портретов – это фотография 24-летней вдовы, миссис Дакфорт, матери знаменитой английской писательницы Вирджинии Вульф.
Миссис Дакфорт, племянница Джулии Камерон, 1867
Групповые женские портреты, меланхолически опущенные женские головки – такие сюжеты были излюбленными у викторианцев. Но Камерон первая в фотографии использовала приёмы, которые до этого применялись только в живописи. Она была наделена небывалым композиционным видением, и многие критики называют её портреты музыкальными симфониями. Она нарочито избегала детализации, размывала задний фон, в общем, делала всё то что было приемлемо в живописи и за что её ругали фотографы-профессионалы.
В её личности поражает главное: полная уверенность в своём таланте. Одна из её приятельниц вспоминала, что Кэмерон всерьёз решила перевернуть представление современников о фотографии. Льюис Кэрролл отзывался о её творчестве иронически: «Все её фотографии умышленно расфокусированы — одни выглядели прекрасно, другие не выдерживали никакой критики, однако миссис Кэмерон говорит о них так, будто её работы, по крайней мере, гениальны».
Первая леди британской фотографии была наделена немалой практической сметкой. Так как она решила зарабатывать на своём хобби, то каждое фото она регистрировала в бюро авторских прав, и, будучи глубоко уверенной в своём таланте, продавала работы за немалую цену. Благодаря этим двум факторам почти все работы миссис Камерон дошли до нашего времени.
Через год Джулия Камерон стала членом Английского фотографического клуба (что было не так сложно, фотографов в Англии можно было пересчитать по пальцам). А через два года она предложила купить свои работы директору музея Южного Кенсингтона и они вполне успешно экспонировались на выставке наряду с полотнами живописи.
Современники вспоминают её как энергичную и напористую леди, которая могла уговорить позировать кого угодно. Солидный чиновник министерства, поддавшись её уговорам, позировал Камерон с кочергой в руках (последняя должна была изображать царский скипетр). Миссис Камерон любила театрализованные представления и часто заставляла переодеваться друзей и родственников в костюмы литературных персонажей. Муж (с годами он обзавелся солидной седой бородой) изображал библейских персонажей и царей.
Портрет Чарлза Камерона, мужа Джулии Камерон, 1864
Литератор Генри Тейлор перевоплощался поочерёдно то в брата Лоренцо из «Ромео и Джульетты», то в царя Ксеркса.
Генри Тейлор, 1867
Генри Тейлор
Сохранилась фотография взрослой Алисы Лиддел в костюме богини плодородия (прототипа Алисы из страны чудес).
Алиса Лиддел
В её студии перебывали многие знаменитости. Она запечатлела Чарльза Дарвина и Генри Лонгфелло, Альфреда Теннисона и Томаса Карлейля.
Чарлз Дарвин, 1868
Генри Лонгфелло, 1868
Томас Карлайл
За 11 лет работы она создала более 900 (!) работ и прекратила фотографировать по вполне прозаической причине: Камероны перебрались на Цейлон, где у Чарльза были плантации кофе и где обосновались их два сына. Она пробовала заниматься фотографией и здесь, но на острове не было нужных реактивов и чистой воды, и в конце концов она бросила фотографировать. Ушла из жизни Камерон в 1879 году.
Ожидание. 1872
О Джулии Маргарет Камерон продолжают писать и говорить не только потому, что эта женщина вошла в историю фотографии. Её творчество вдохновляло и продолжает волновать фотографов и в наши дни. Имоджен Каннингем считала её лучшим портретистом за всю историю фотографии. Энни Лейбовиц, вдохновлённая творчеством Камерон, создала в викторианском стиле серию портретов актрисы Джессики Честейн для журнала Vogue: