Избавляться от комплексов
Наталья Гундарева родилась 28 августа 1948 года в Москве, выросла в коммунальной квартире на Таганке. Жили скромно и просто, даже то, что на сорок три человека был один умывальник, воспринималось как должное. Ее отец, Георгий Макарович, в 14 лет приехал в Москву и прошел путь от рабочего до инженера. Мама, Елена Михайловна, окончила строительный институт и работала в проектно-конструкторском бюро инженером-проектировщиком.
Она играла в самодеятельном театре своего НИИ, и любовь к театру передалась дочери. А еще родители Гундаревой были преданными поклонниками МХАТа. Спектакль «Синяя птица», на который она пришла вместе с родителями, покорил сердце будущей актрисы, а сама атмосфера театра заворожила:«Я не знала ступать мне по полу театра или летать», — вспоминала она. В школе девочка с удовольствием читала пьесы «по ролям» на уроках литературы. «Ко мне многое пришло поздно, — рассказывала Гундарева впоследствии, — я поздно научилась плавать: в нашей семье не было денег, чтобы ездить на море, никто не пытался устроить меня в хореографические кружки или музыкальные студии, я до всего доходила сама».
Она посещала баскетбольную секцию, бальные танцы и бегала на лыжах. В 15 лет дебютировала на сцене Театра юных москвичей в «Дикой собаке Динго», где сыграла роль мамы главной героини. Таким образом, Наташа изживала собственные комплексы по поводу телосложения: она была девушкой крупной и далеко не худенькой. «Я пыталась доказать, что и в такой плоти, которая многим казалась несовершенной, важен дух», — признавалась Наталья Георгиевна.
Уметь рисковать
Несмотря на увлеченность сценой, актерское ремесло девушка не воспринимала всерьез. На то были серьезные причины. Отец ушел из семьи, когда она училась в пятом классе, и жилось им с матерью нелегко. Она рано научилась подрабатывать: за 50 копеек собирала маминым подругам петли на распустившихся чулках, научилась шить. Поэтому она выбрала для себя вполне земную специальность проектировщицы. Чтобы получить производственный стаж, необходимый для поступления в Инженерно-строительный институт, она устроилась работать к матери в конструкторское бюро уже в десятом классе.
И все бы, наверное, случилось именно так, как она решила, но в судьбу вмешался его величество случай. Наташа уже успешно сдала два первых экзамена, когда в гости забежал приятель Витя Павлов: «Наташка! Это правда, что ты в МИСИ поступаешь? С ума сошла! Немедленно неси документы к нам, в Щукинское!» Елена Михайловна в это время была в отпуске, и Наташа приняла самостоятельное решение: подала документы в «Щуку». Ее не смутило, что на одно место претендовали 247 человек.
Спустя годы, актриса так объясняла свой поступок: «Каким образом я все-таки решила попробовать в театральный, что случилось? Просто захотелось испытать свои силы. Одна мысль сверлила: надо сделать что-то невероятное, чтобы произвести впечатление на комиссию. Гардероб был у меня невелик. Надела платье, усыпанное голубыми цветами. Стала похожа на необъятную цветочную клумбу, куда ни кинь взор, везде до горизонта — я. Завилась, накрасила брови, ресницы, щеки, губы. Иду по улице, и вдруг дождь. Потоки воды смыли мои кудри, мои щеки и, как мне казалось, даже цветы с платья… Вот в таком виде, в прилипшем к телу платье, я вошла в училище. С тех пор я всю жизнь так делю: до Дождя и после Дождя». И хотя некоторых преподавателей смущала ее полнота, в конце концов решение было принято в пользу этой талантливой абитуриентки с веселым блеском в глазах.
Быть ответственной
Конечно, мать Натальи была не в восторге от ее решения. Вместо зарплаты в 120 рублей стипендия в 35. Но девушка во время студенческих каникул работала вожатой в пионерском лагере, а после третьего курса уже разрешалось ездить с концертными бригадами, и у нее появилась возможность подзаработать. Училась она увлеченно и старательно. На последнем курсе студенты стали показываться в театрах. После показов на Гундареву пришли сразу четыре заявки. Наталья Георгиевна выбрала Театр имени Маяковского и проработала в нем всю жизнь. Позже она вспоминала: «Мне нравился режиссер Андрей Гончаров, его спектакли, нравился театр – по тем временам самый живой из тех, где я могла бы работать. У Гончарова тогда все было: прекрасная труппа, легендарное старшее поколение, сильное среднее — охлопковцы, новые интересные актеры пришли: Леонов, Доронина, Джигарханян, Горобец».
Работа в Театре им. Маяковского в первые годы была вполне обычной: она играла, как и все молодые актеры, в массовках и эпизодах. В спектакле по пьесе А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся» Наталья Гундарева была включена в дублирующий состав на роль Липочки. Но когда Татьяна Доронина, игравшая в первом составе спектакля, уехала на зарубежные гастроли, Наташа, добросовестно посещавшая репетиции и внимательно следившая за актерами и режиссером, вышла на сцену театра в день премьеры. «Это был, пожалуй, самый счастливый момент в моей жизни, когда все задуманное сбылось», — вспоминала Наталья Георгиевна.
В 1972 году Наталья Гундарева сыграла главную роль в мелодраме Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай!». Актриса настолько правдиво изобразила свою героиню, что на «Ленфильм» пришло письмо, в котором говорилось, что руководство киностудии поступает правильно, привлекая к съемкам не только актеров, но и людей из народа, в том числе деревенскую девушку Наташу Гундареву. А в 1980 году вышло сразу восемь фильмов с участием Гундаревой. Она работала много, напряженно. Совмещая кино и театр. При этом об ее ответственности ходили легенды. Она могла прийти в театр за час-полтора до начала спектакля, чтоб вслушаться в дыхание зала. И все-таки однажды произошел казус. Актриса провожала друзей и каким-то образом забыла, что вечером спектакль. Когда же на следующий день Наталья Гундарева явилась в театр как ни в чем не бывало, и ей сообщили о «прогуле», она упала в обморок.
Верить в свое счастье
В личной жизни для Гундаревой поначалу все складывалось не так удачно. Ее первый муж, режиссер Леонид Хейфец, был старше ее на 14 лет. Началом их творческого и супружеского союза стали съемки телеспектакля по роману Гончарова «Обрыв». Они прожили вместе шесть лет. О том, почему семья в конце концов распалась, говорят разное: и о том, что Наталья Георгиевна устала от бесконечных приемов актеров труппы Малого театра, которых муж приглашал после репетиций в гости. И о том, что он стал ревностно относиться к ее возрастающему успеху, и о свекрови, которая считала Гундареву неподходящей парой для сына.
За первым браком последовал второй, продлившийся всего два года. Со вторым мужем, актером Виктором Корешковым, она играла в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда». В жизни, как и на сцене, Наталья встретилась с предательством. Муж изменил ей с другой актрисой.
В своих биографических данных Наталья Георгиевна указывала только одного мужа — актера Михаила Филиппова, человека, с которым она прожила девятнадцать счастливых лет и снялась вместе в фильме Эльдара Рязанова «Небеса обетованные». Они работали вместе, но до поры до времени были просто друзьями.
Со вторым мужем Виктором Корешковым, спектакль «Леди Макбет Мценского уезда»
О Филиппове актриса говорила: «Миша пришел в театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу. Таким образом, мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы. Кстати, мой муж — человек удивительного юмора. Он знает толк в хорошей шутке. Единственное, из-за чего у нас возникают недоразумения, — это несходство ритмов жизни. Правда, теперь я стала спокойней. Раньше, бывало, тороплю: «Ну, давай, быстрей…» В ответ слышу: «Наташа, у нас еще целых 15 минут». Все. Инцидент исчерпан. У мужа есть сын от первого брака, общих детей у нас нет. Когда муж — артист, это снимает многие проблемы. Не надо объяснять, почему волнуешься перед премьерой или репетируешь допоздна. Мой муж мне не критик, а друг… Он знает, если что-то не так, я сама себя изведу. Он не вмешивается в мои дела, а я — в его. Да, я понимаю, что так, как знаю Мишу я, его не знает никто. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он».
Наталья Гундарева и любовь всей ее жизни Михаил Филиппов
Когда у Натальи Георгиевны случился обширный ишемический инсульт, муж сделал все возможное для того, чтобы вернуть ее не только к жизни, но и к профессии. К сожалению, после несчастного случая (актриса упала, ударилась затылком) состояние ее вновь ухудшилось. Она умерла рано, в 57 лет. Михаил Филиппов посвятил ей книгу «Наташа». Вот строки одного стихотворения, которое он посвятил своей любимой: «Восьмое сентября. И цифра восемь мне для рифмы пригодится в этот стих. С днем Ангела, мой милый Ангел осени! Целую перышки на крылышках твоих».