Она была узнаваема и любима всеми, а созданный ею в театре и кино образ простой русской женщины настолько убедителен, что для своих зрителей она навсегда осталась актрисой «из народа». Ее влюбчивое сердце не могло оставаться надолго свободным. Но, встретив мужчину всей жизни, она никогда не искала счастья вне семьи.

Избавляться от комплексов

Наталья Гундарева родилась 28 августа 1948 года в Москве, выросла в коммунальной квартире на Таганке. Жили скромно и просто, даже то, что на сорок три человека был один умывальник, воспринималось как должное. Ее отец, Георгий Макарович, в 14 лет приехал в Москву и прошел путь от рабочего до инженера. Мама, Елена Михайловна, окончила строительный институт и работала в проектно-конструкторском бюро инженером-проектировщиком.

Она играла в самодеятельном театре своего НИИ, и любовь к театру передалась дочери. А еще родители Гундаревой были преданными поклонниками МХАТа. Спектакль «Синяя птица», на который она пришла вместе с родителями, покорил сердце будущей актрисы, а сама атмосфера театра заворожила:«Я не знала ступать мне по полу театра или летать», — вспоминала она. В школе девочка с удовольствием читала пьесы «по ролям» на уроках литературы. «Ко мне многое пришло поздно, — рассказывала Гундарева впоследствии, — я поздно научилась плавать: в нашей семье не было денег, чтобы ездить на море, никто не пытался устроить меня в хореографические кружки или музыкальные студии, я до всего доходила сама».

Она посещала баскетбольную секцию, бальные танцы и бегала на лыжах. В 15 лет дебютировала на сцене Театра юных москвичей в «Дикой собаке Динго», где сыграла роль мамы главной героини. Таким образом, Наташа изживала собственные комплексы по поводу телосложения: она была девушкой крупной и далеко не худенькой. «Я пыталась доказать, что и в такой плоти, которая многим казалась несовершенной, важен дух», — признавалась Наталья Георгиевна.



Уметь рисковать

Несмотря на увлеченность сценой, актерское ремесло девушка не воспринимала всерьез. На то были серьезные причины. Отец ушел из семьи, когда она училась в пятом классе, и жилось им с матерью нелегко. Она рано научилась подрабатывать: за 50 копеек собирала маминым подругам петли на распустившихся чулках, научилась шить. Поэтому она выбрала для себя вполне земную специальность проектировщицы. Чтобы получить производственный стаж, необходимый для поступления в Инженерно-строительный институт, она устроилась работать к матери в конструкторское бюро уже в десятом классе.

И все бы, наверное, случилось именно так, как она решила, но в судьбу вмешался его величество случай. Наташа уже успешно сдала два первых экзамена, когда в гости забежал приятель Витя Павлов: «Наташка! Это правда, что ты в МИСИ поступаешь? С ума сошла! Немедленно неси документы к нам, в Щукинское!» Елена Михайловна в это время была в отпуске, и Наташа приняла самостоятельное решение: подала документы в «Щуку». Ее не смутило, что на одно место претендовали 247 человек.

Спустя годы, актриса так объясняла свой поступок: «Каким образом я все-таки решила попробовать в театральный, что случилось? Просто захотелось испытать свои силы. Одна мысль сверлила: надо сделать что-то невероятное, чтобы произвести впечатление на комиссию. Гардероб был у меня невелик. Надела платье, усыпанное голубыми цветами. Стала похожа на необъятную цветочную клумбу, куда ни кинь взор, везде до горизонта — я. Завилась, накрасила брови, ресницы, щеки, губы. Иду по улице, и вдруг дождь. Потоки воды смыли мои кудри, мои щеки и, как мне казалось, даже цветы с платья… Вот в таком виде, в прилипшем к телу платье, я вошла в училище. С тех пор я всю жизнь так делю: до Дождя и после Дождя». И хотя некоторых преподавателей смущала ее полнота, в конце концов решение было принято в пользу этой талантливой абитуриентки с веселым блеском в глазах.



Быть ответственной

Конечно, мать Натальи была не в восторге от ее решения. Вместо зарплаты в 120 рублей стипендия в 35. Но девушка во время студенческих каникул работала вожатой в пионерском лагере, а после третьего курса уже разрешалось ездить с концертными бригадами, и у нее появилась возможность подзаработать. Училась она увлеченно и старательно. На последнем курсе студенты стали показываться в театрах. После показов на Гундареву пришли сразу четыре заявки. Наталья Георгиевна выбрала Театр имени Маяковского и проработала в нем всю жизнь. Позже она вспоминала: «Мне нравился режиссер Андрей Гончаров, его спектакли, нравился театр – по тем временам самый живой из тех, где я могла бы работать. У Гончарова тогда все было: прекрасная труппа, легендарное старшее поколение, сильное среднее — охлопковцы, новые интересные актеры пришли: Леонов, Доронина, Джигарханян, Горобец».



Работа в Театре им. Маяковского в первые годы была вполне обычной: она играла, как и все молодые актеры, в массовках и эпизодах. В спектакле по пьесе А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся» Наталья Гундарева была включена в дублирующий состав на роль Липочки. Но когда Татьяна Доронина, игравшая в первом составе спектакля, уехала на зарубежные гастроли, Наташа, добросовестно посещавшая репетиции и внимательно следившая за актерами и режиссером, вышла на сцену театра в день премьеры. «Это был, пожалуй, самый счастливый момент в моей жизни, когда все задуманное сбылось», — вспоминала Наталья Георгиевна.

В 1972 году Наталья Гундарева сыграла главную роль в мелодраме Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай!». Актриса настолько правдиво изобразила свою героиню, что на «Ленфильм» пришло письмо, в котором говорилось, что руководство киностудии поступает правильно, привлекая к съемкам не только актеров, но и людей из народа, в том числе деревенскую девушку Наташу Гундареву. А в 1980 году вышло сразу восемь фильмов с участием Гундаревой. Она работала много, напряженно. Совмещая кино и театр. При этом об ее ответственности ходили легенды. Она могла прийти в театр за час-полтора до начала спектакля, чтоб вслушаться в дыхание зала. И все-таки однажды произошел казус. Актриса провожала друзей и каким-то образом забыла, что вечером спектакль. Когда же на следующий день Наталья Гундарева явилась в театр как ни в чем не бывало, и ей сообщили о «прогуле», она упала в обморок.

Верить в свое счастье

В личной жизни для Гундаревой поначалу все складывалось не так удачно. Ее первый муж, режиссер Леонид Хейфец, был старше ее на 14 лет. Началом их творческого и супружеского союза стали съемки телеспектакля по роману Гончарова «Обрыв». Они прожили вместе шесть лет. О том, почему семья в конце концов распалась, говорят разное: и о том, что Наталья Георгиевна устала от бесконечных приемов актеров труппы Малого театра, которых муж приглашал после репетиций в гости. И о том, что он стал ревностно относиться к ее возрастающему успеху, и о свекрови, которая считала Гундареву неподходящей парой для сына.

За первым браком последовал второй, продлившийся всего два года. Со вторым мужем, актером Виктором Корешковым, она играла в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда». В жизни, как и на сцене, Наталья встретилась с предательством. Муж изменил ей с другой актрисой.

В своих биографических данных Наталья Георгиевна указывала только одного мужа — актера Михаила Филиппова, человека, с которым она прожила девятнадцать счастливых лет и снялась вместе в фильме Эльдара Рязанова «Небеса обетованные». Они работали вместе, но до поры до времени были просто друзьями.



Со вторым мужем Виктором Корешковым, спектакль «Леди Макбет Мценского уезда»

О Филиппове актриса говорила: «Миша пришел в театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу. Таким образом, мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы. Кстати, мой муж — человек удивительного юмора. Он знает толк в хорошей шутке. Единственное, из-за чего у нас возникают недоразумения, — это несходство ритмов жизни. Правда, теперь я стала спокойней. Раньше, бывало, тороплю: «Ну, давай, быстрей…» В ответ слышу: «Наташа, у нас еще целых 15 минут». Все. Инцидент исчерпан. У мужа есть сын от первого брака, общих детей у нас нет. Когда муж — артист, это снимает многие проблемы. Не надо объяснять, почему волнуешься перед премьерой или репетируешь допоздна. Мой муж мне не критик, а друг… Он знает, если что-то не так, я сама себя изведу. Он не вмешивается в мои дела, а я — в его. Да, я понимаю, что так, как знаю Мишу я, его не знает никто. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он».



Наталья Гундарева и любовь всей ее жизни Михаил Филиппов

Когда у Натальи Георгиевны случился обширный ишемический инсульт, муж сделал все возможное для того, чтобы вернуть ее не только к жизни, но и к профессии. К сожалению, после несчастного случая (актриса упала, ударилась затылком) состояние ее вновь ухудшилось. Она умерла рано, в 57 лет. Михаил Филиппов посвятил ей книгу «Наташа». Вот строки одного стихотворения, которое он посвятил своей любимой: «Восьмое сентября. И цифра восемь мне для рифмы пригодится в этот стих. С днем Ангела, мой милый Ангел осени! Целую перышки на крылышках твоих».