Имя Тита Лукреция Кара, жившего в I в. до н.э., известно в основном благодаря его дидактической поэме под названием «De Rerum Natura» — «О природе вещей», в которой в стихотворной форме интерпретируется учение знаменитого древнегреческого философа-материалиста Эпикура.

Сегодня она считается образцом древней классики и в философии, и в литературе.

Автор и поэма

Биографических сведений о Лукреции почти не сохранилось, самые ранние сведения о нем относятся к IV в. Можно предполагать, что он получил философское образование в неаполитанской эпикурейской школе, возглавляемой Филодемом (ок. 110-40 (35) гг. до н.э.). Лукреций был римским гражданином и, по всей вероятности, имел благородное происхождение. Об этом можно судить по выражениям, в которых написано посвящение Гаю Меммию, занимавшему должность римского претора в 58 г. до н.э.

Первые сведения о поэме Лукреция относятся к 1417 г., когда итальянец Поджо Браччолини обнаружил манускрипт в библиотеке одного из немецких монастырей. Друг Браччолини Никколо де Никколи сделал с рукописи копию, которая ныне хранится в библиотеке Лауренциана во Флоренции. Первое печатное издание книги вышло в 1473 г. в Ломбардии. Впоследствии она еще не раз переиздавалась.

Философия в стихах

В первых трех частях поэмы автор излагает физику Эпикура, являющуюся, собственно, развитием учения другого древнегреческого философа – Демокрита (V-IV вв. до н.э.) В основе ее лежит рассуждение о сути материи. Автор говорит, что она вечна и состоит из атомов. Также он рассуждает о бесконечности Вселенной и о том, что она пребывает в постоянном движении и изменении. Четвертая часть представляет собой канонику (теорию познания). Пятая объединяет суждения об астрономии, геологии и истории человеческой культуры. В ней Лукреций объясняет происхождение земли, океана и живых существ, а также неба, небесных тел и, наконец, языка. В шестой части дается пояснение различным явлениям природы с точки зрения естественнонаучного знания, а не «божественной воли». Лукреций выдвигал постулаты о свободе человеческой воли и о том, что боги не влияют на человеческую жизнь (хотя самого существования богов он не отрицал):

Что же тут странного в том, если так поколения смертных Унижают себя и всецело богам оставляют Чудные силы и власть управления всею вселенной?

Он полагал, что человек должен стремиться к атараксии, то есть душевному спокойствию и безмятежности. По Эпикуру, счастье заключается в отсутствии телесных и душевных страданий:

Тот же, кто в жизни себе кормилом взял истинный разум, Тот обладает всегда богатством умеренной жизни: Дух безмятежен его, и живет он, довольствуясь малым.

Дабы достигнуть этого состояния, люди должны освободиться от страхов, связанных с гневом богов и смертью:

И ни молва о богах, ни молньи, ни рокотом грозным Неба его запугать не могли, но, напротив, сильнее Духа решимость его побуждали к тому, чтобы крепкий Врат природы затвор он первый сломить устремился.

Поэт пишет о том, что загробного мира не существует (смелое заявление даже для Средневековья) и что не имеет смысла бояться смерти, так как после физической кончины материя просто переходит в другое состояние, но не перестает существовать:

Так что, мы видим, отнюдь не в ничто превращаются вещи, Но разлагаются все на тела основные обратно.

Гений и искусство

Кстати, сам Тит Лукреций Кар свел счеты с жизнью, бросившись на острие меча… Об этом известно со слов Св.Иеронима (342-419 (420), одного из немногочисленных биографов Лукреция, который приводит предположительно цитату из Светония: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».

Действительно, выдающийся древнеримский философ, политик и оратор Марк Туллий Цицерон в письме своему брату Квинту Туллию Цицерону, написанном в феврале 54 г. до н.э., т.е. вскоре после кончины Лукреция, упоминает его поэму, признавая в ней «многие проблески гения, но также и немалое искусство».

Лукреций не претендовал на оригинальность своего творчества, заявляя, что его целью является всего лишь объяснить согражданам «загадочные открытия греков». Стихотворную форму изложения он объяснял тем, что «мед Муз сделает лекарство слаще».

Влияние на умы

По мнению экспертов, образцом для написания трактата могла послужить поэма «О природе», написанная сицилийским греком Эмпедоклом (ок. 450 г. до н.э.). Некоторые эпизоды поэмы Лукреция, скажем, описание афинской эпидемии 429 до н.э., безусловно, восходят к древнегреческим прототипам. Хотя встречаются и фрагменты, скорее всего, имеющие отношение к личному жизненному опыту автора - такие, как упоминание о театральном занавесе или ветряной мельнице: во времена того же Эмпедокла их еще не существовало…

«О природе вещей» оказала огромное влияние на многих мыслителей Средневековья и Нового времени. Так, Никколо Макиавелли в молодые годы снял с поэмы копию. Жан-Батист Мольер перевел ее в стихах (впоследствии текст перевода затерялся). Несомненно, она оказала влияние на творчество Вольтера и Гете. В «Опытах» Мишеля де Монтеня можно встретить около сотни цитат из творения Лукреция. А Томас Джефферсон коллекционировал различные издания и переводы «De Rerum Natura».

Многих привлекала и сама личность поэта и философа. Так, знаменитый английский поэт викторианской эпохи Альфред Теннисон (1809-1892) написал поэму «Лукреций» (1868), в которой попытался изложить историю его безумия и гибели.

Любопытно, что, несмотря на присущий эпикурейским воззрениям индивидуализм, к трактату Лукреция благосклонно относились даже марксисты. В наши дни поэма «О природе вещей» стоит в ряду величайших философских произведений древности.