Верить в чудо
Эдит Джованна Гассион —так звали будущую звезду-шансонье — родилась 19 декабря 1915 года у неизвестной актрисы Аниты Майяр, которая довольно быстро оставила ребенка на попечение своей матери. Бабушка, чтобы успокоить плачущую крошку, поила ее разбавленным вином. Здоровью малышки это, конечно, не способствовало. К счастью, отец девочки, Эдит Луи Гассион, забрал дочь и отвез к другой бабушке — своей матери в Нормандию. Рассказывая о своей жизни, Эдит Пиаф часто вспоминала о чудесном исцелении, которое произошло в монастыре святой Терезии: «В четыре года я заболела конъюнктивитом и ослепла. Жила я тогда у бабушки в Нормандии. 15 августа 1919 года эта славная женщина отвезла меня в Лизье, где у алтаря святой Терезии я преклонила колено, молясь о том, чтобы святая вернула мне зрение. Десять дней спустя я снова стала зрячей. С тех пор я не расстаюсь с образами святой Терезии и младенца Иисуса».
Поэтому: не стоит сдаваться в плен постигнувшим несчастьям и терять надежды на лучшее. Чудеса случаются чаще, чем кажется, а иногда мы можем совершить их сами.
Сделать решающий шаг
Школьная жизнь Эдит Пиаф была недолгой. Ее бабушка содержала публичный дом, и девочка быстро стала поводом для насмешек сверстников. Так и не научившись писать без ошибок, Эдит начала гастролировать с бродячим цирком, в котором работал отец. Ее первой любовью стал светловолосый юноша Луи из рабочего квартала. Свою дочурку Марсель, дитя этой любви, она потеряла рано. Ребенок умер от менингита, но сама Эдит винила в ее смерти свою нищету и полуголодное существование. Нужда заставила зарабатывать на жизнь пением на улице. Многие считают этот момент поворотным в биографии Эдит Пиаф: так девушку заметил Луи Лепле, владелец известного в Париже ресторана «Жерни».
Именно на сцене «Жерни» она получила имя Пиаф — «воробышек». Первое серьезное выступление состоялось тоже здесь. Облик девушки, вышедшей на сцену, не очень соответствовал настроению публики, которая пришла развлечься. Потрепанная юбчонка и свитер, рукав которого она не успела довязать и прикрыла шарфом, не соответствовали роскошной обстановке ресторана.
«Я бы охотно повернулась и ушла со сцены, — признавалась позднее Эдит Пиаф, — но дело в том, что я не из тех, кто пасует перед трудностями. Наоборот, они еще более подстегивают меня. В тот момент, когда я уже чувствую себя побежденной, у меня откуда-то берутся новые силы для продолжения борьбы. Я не покинула сцену. Прислонившись к колонне, заложив назад руки и откинув голову, я начала петь». В какой-то момент шарф упал и открыл недовязанный рукав. Но публика уже была очарована и на такие детали просто не обратила внимания. Певицу ждали бурные овации.
Поэтому: иногда для преодоления собственной робости или страха не хватает одного решающего шага. Это шаг, который отделяет нас от победы. Боясь неизвестности, мы не делаем его и теряем значительно больше.
Проститься с теми, кто хочет вас оставить
Когда Луи Лепле убили и в газетах появились сообщения о причастности к этому убийству юной певицы из «Жерни», репутация и жизнь Эдит Пиаф были испорчены. Она потеряла не только работу, но и многочисленных поклонников. Началась травля. «Мое горе? Кому до него было дело! Главное заключалось в том, чтобы ежедневно давать пищу читателю, жаждущему скандала. Эта драма превращалась под пером борзописцев в трагический роман с продолжением, героиней которого — и, вероятно, весьма колоритной — была я», — с горечью вспоминала великая певица.
Но нашлись и люди, которые поддержали ее в эти трудные дни. Среди них был Реймон Ассо — поэт, создавший стиль песен Пиаф и написавший для нее множество текстов. С его помощью робкий «воробышек» стал «соловьем» — звездой первой величины, которую боготворили миллионы. Именно он создал тот образ певицы, который знает весь мир: начитанной женщины, с хорошим вкусом и манерами.
Реймон Ассо полюбил Эдит, и через некоторое время она ответила ему взаимностью. Однако позже «ученица» стала тяготиться отведенной ей ролью. Но и когда они расстались, Эдит всегда помнила о том, что сделал для нее этот человек.
Поэтому: иногда жизнь помогает переосмыслить роль тех, кто нас окружает. Те, кого мы считали друзьями, вдруг оказываются совершенно чужими людьми и не могут поддержать в трудной ситуации. Зато те, от кого не ждешь никакой помощи, вдруг оказываются рядом и готовы подставить плечо.
Собраться с силами и проявить волю
Она никогда не была красавицей, но была в ней какая-то сила, которая влекла к этой хрупкой женщине лучших мужчин того времени: Шарль Азнавур, Жак Пилс, Жан Маре, Ив Монтан, Жан Кокто… Любовью всей жизни для Эдит Пиаф стал Марсель Сердан.
Боксер, чемпион мира, он носил ее на руках в прямом и переносном смысле этого слова. Они были настоящими друзьями. Примерный семьянин, отец троих детей, он вдруг стал безрассудным. Конечно, их связь тут же стала обрастать сплетнями и слухами. Однажды, во время пресс-конференции он публично заявил: «Хотите знать, люблю ли я Эдит Пиаф? Да, люблю! Да, она моя любовница, только потому, что я женат». Сплетни прекратились. Но счастье оказалось коротким. Любимый погиб в авиакатастрофе, и жизнь для нее после этого словно остановилась. Вскоре и сама Эдит Пиаф попадает в аварию. Причем дважды. Ее собирают буквально по частям. Не выдержав боли, принимает морфий, который начинала употреблять после гибели Марселя. Она могла бы оказаться на дне жизни, как это часто случается и с сильными людьми. Но певица побеждает, превозмогает себя и снова выходит на сцену. Творческая биография Эдит Пиаф продолжается. Позднее она сама себя строго судила за прошлое: «Ценой больших жертв я отказалась строить свое личное счастье на руинах и слезах, после того как смерть вырвала в самом расцвете славы знаменитого чемпиона, с которым меня связывала искренняя дружба».
Поэтому: необходимо обладать волей, чтобы исправлять допущенные ошибки, корректировать свою судьбу, осознавать свои недостатки. И тогда, даже сбившись с курса, можно остаться собой и вернуться к своему призванию.
Быть щедрой
Она помнила о том, как ей было трудно в начале творческой карьеры, и поэтому всегда старалась помочь начинающим исполнителям. «Те, кто не может понять, что побуждает меня оказывать помощь певцу, те никогда, по-видимому, не знали глубокой радости скульптора, придающего определенную форму куску мрамора. Нет, они никогда не знали этой радости, иначе не задали бы мне такого вопроса. Я люблю творить, и чем труднее задача, тем сильнее мое желание преодолеть все преграды. Какое же это не сравнимое ни с чем наслаждение — учить, отдавать людям свои знания». Свои гонорары Пиаф тратила щедро, ничего не накопив за свою жизнь.
Один из молодых певцов, которому она покровительствовала, 26-летний грек Тео Сагапо, стал ее мужем, и разница в возрасте в 21 год не остановила Пиаф. Ради него она перешла из католицизма в православие, так как Тео хотел венчаться в греческой церкви. Они пробыли вместе всего лишь год: жизнь Эдит Пиаф оборвалась 11 октября 1963 года. Миллионы людей оплакивали ее смерть, понимая всю тяжесть утраты. Сагапо пережил любимую на семь лет: он погиб в автокатастрофе и был похоронен в одной могиле с великой певицей.
Поэтому: если ориентиром во всех поступках будет любовь к окружающему миру, людям, делу, которым мы занимаемся, это сделает нас сильнее. Так жила Эдит Пиаф. И люди любили и принимали ее такой, какой она была: искренней и настоящей.