— Светлана, этим летом вы снялись в фильме «Дневник мамы первоклассника». Вашим партнером стал семилетний актер Дима Полунин. Скажите, а вы сами в каком возрасте стали мечтать о кино?
— Сложно сказать, наверное, в раннем возрасте. Может, лет в семь-восемь, когда я смотрела любимые фильмы и мечтала, как тоже буду актрисой. Однажды мама даже отвела меня на встречу с режиссером — искали девочек моего возраста для нового фильма. Я с выражением прочитала стихотворение, очень хотела сниматься. И вроде как надежда появилась — мы с мамой остались на какой-то дополнительный тур. А потом объявили, что режиссер утвердил другую девочку. Она вскоре вышла к нам вместе со своей мамой. По-моему, ее родительница радовалась даже больше, чем эта новоиспеченная актриса. Говорила всем: «Моя дочка будет сниматься». Выглядело это забавно. После того случая мама меня ни на какие пробы уже не водила. За что я ей очень благодарна. Она дала мне образование, а с возрастом я уже сама поняла, чем хочу заниматься в жизни. Важнее всего найти себя, свой путь, чтобы ты сам сделал выбор, а не мама решила, что твое место, например, на съемочной площадке. Это не лучшее место для детей.
— Вы и вашим маленьким партнерам по фильму «Дневник мамы первоклассника» готовы повторить, что съемочная площадка для них неподходящее место?
— Честно говоря, я надеюсь, что после этих съемок многие из мамочек детей, занятых в массовке, образумятся и не будут с такой страстью пропихивать своих чад в кино, хотя бы в этом возрасте. Ведь как бывает? Приходят дети на пробы, режиссер просит их что-то сделать, и дети с удовольствием все выполняют, потому что воспринимают происходящее как игру. А попав на площадку, начинают кукситься, плакать, потому что им теперь надо по многу часов подряд делать одно и то же, а это скучно, утомительно, физически тяжело, наконец! А как на детях сказывается ранняя слава — отдельная тема. Родители не понимают, на что обрекают собственных детей. А ради чего? Я наблюдала за мамочками — многие из них пытаются воплотить свои несбывшиеся мечты, нерастраченные амбиции. Помню, как одна дама все поучала на пробах свое чадо: «Прыгай на ножке, прыгай, выше, выше, чтобы режиссер тебя заметил!»
— А работать с детьми как с партнерами легко?
— По-разному бывает. Несмотря на то что я только что сказала, встречаются дети, очень способные к актерской работе. Это прямо какие-то специальные кинодети — как будто они именно для этого и родились! Таким стоит только сказать, что это, например, теперь будут твои мама и папа, так они мгновенно и всей душой с этим согласятся и так и будут на протяжении всего съемочного периода считать актеров своими родителями. Именно таким киноребенком оказался мой экранный сын Дима Полунин. Помню, в самом начале съемок он в первый раз зашел в гримерку, не мялся, не стеснялся, а сразу бодро направился ко мне, ладошку протянул и выдал: «Здравствуйте, я ваш сын». Я оторопела, а тем временем он повернулся к Елене Яковлевой: «А ваш — внук». Елена Алексеевна даже руками всплеснула. А вот другой маленький актер, тоже снимавшийся у нас, был совсем иного склада. Помню, во время съемок одной из наших с Димой сцен тот вдруг зашел в кадр и говорит: «А я знаю, что вы не настоящая его мама! Дима, почему ты эту тетю мамой называешь?»
— Итак, после первого неудачного опыта мама не водила вас больше на детские кастинги. Но вы же не перестали мечтать о кино?
— Вообще-то примерно в то время я стала мечтать совсем о другой профессии. Я видела себя ветеринаром. Только в старших классах поняла, что это абсолютно не мое: во-первых, не любила ни химию, ни биологию, а во-вторых, просто панически боюсь крови — брр! И тогда я снова вспомнила о том, что хорошо бы стать актрисой. Об этом моем желании никто в школе и не догадывался. Я ведь была тихим и спокойным ребенком. Как меня в первом классе посадили за третью парту, так я за ней и просидела все 11 лет. С одноклассниками я особо не дружила, меня считали чудачкой, зубрилкой, которая головы от учебников не поднимает. Вообще, воспоминания о школе у меня самые разные. Например, я несколько лет ходила с очень длинной косичкой, а в пятом классе мне ее остригли. Сама виновата — хотела, как и все девочки, модную прическу каре, уговорила маму, и она отрезала мою косу, даже не расплетая ее. На следующий же день ко мне стали подходить старшеклассницы и спрашивать: «Девочка, а где же твоя косичка?» Как же я ревела, как жалела, что подстригла волосы! Вот уж действительно, что имеешь — не хранишь, потерявши — плачешь.
— В фильме ваша героиня поддерживает контакты с одноклассниками через соцсети. А вы?
— Мне и не с кем контакты поддерживать, кроме лучшей подруги — больше я в школе ни с кем не общалась. Да и с подругой мы долго враждовали. До восьмого класса! Знаете, как это бывает? Клан «отличников» против клана «плохишей». А потом бац! — и выясняется, что у вас масса общих интересов. В общем, мы дружим почти всю жизнь. И скоро моя подруга ко мне на съемки приедет. Не через соцсети же нам общаться? Я даже эсэмэс посылать не люблю! И когда подруга мне пишет: «Привет, как дела?» — я ничего не пишу в ответ, а сразу звоню ей. Ведь только по голосу человека можно понять, что с ним, какое настроение, и, если что-то стряслось, помочь. А через клавиши компьютера или телефона, я уверена, ни эмоции, ни заботу передать невозможно. Меня пугает, что у нас сейчас вся жизнь происходит онлайн — шопинг, обучение, любовь. Друзья смеются — мол, не современная ты, Света. А мне кажется, я в этом не одинока, нас много таких. Считающих, что Интернет — это страшная подмена реальной жизни, и туда даже нос совать опасно. Так что, люди, если вам кто-то пишет от моего имени в соцсетях, знайте, это фейк, а не Света Ходченкова!
— Светлана, а вы не лукавите? Разве это не вы написали в своем блоге восторженный отклик на трейлер фильма «Росомаха: Бессмертный» его режиссеру Джеймсу Мэнголду?
— Да, это я написала. У меня есть блог — просто я лишний раз ни за что в него не зайду без крайней необходимости. Но после того как я посмотрела трейлер, такая необходимость как раз возникла. Джеймс прекрасный режиссер, и он здорово меня поддержал в первый съемочный день. Да не только он, все актеры. Исполнитель главной роли Хью Джекмэн сразу пришел знакомиться: обнял крепко, руку протянул. Говорит: «Привет, я — Хью, будем работать вместе». На Западе чем выше ранг актера, тем он проще в общении, доступнее, и потому любим народом: к нему запросто можно подойти за автографом и не встретить в ответ негативной реакции.
— А почему вас надо было поддерживать в первый съемочный день в Голливуде? Вы что, так боялись?
— Не могу сказать, что мне было страшно, это не первый мой опыт съемок в иностранном фильме, но всегда сложно войти в коллектив, где производство уже запущено, а ты приезжаешь работать не в первый, а в тридцатый съемочный день. И язык не родной, и театральные школы разные. Но все это оказалось не важно. Главное — честно выполнять свою работу, тогда ты впишешься сразу, из какой бы страны ни приехала. В конце концов, между съемками российского и американского кино есть только два существенных отличия: это язык, который доставляет определенные сложности, и масштаб. Уровень сложности постановки, конечно, в Америке несоизмеримо выше, поскольку выше и бюджетные ресурсы. И павильоны, выстроенные для съемок «Росомахи...», мне показались нереально огромными.
— А как вы вообще попали в американский проект?
— Мне просто очень повезло, так сошлись звезды. Все ведь началось с фильма «Шпион, выйди вон!», им нужна была девушка бледная, высокая и русскоговорящая. Режиссер приехал на встречи с кандидатами в Москву, пригласили меня. После этого мне позвонили и предложили роль. С «Росомахой...» было немного иначе: в Москве я сама записала сцену для проб, мой агент отправил запись в Лос–Анджелес. После чего меня уже пригласили на пробы в Америку, и, как видите, они прошли успешно.
— А что с языком? Вы быстро освоились?
— Я занималась английским всякий час, когда не была задействована на съемках. И сейчас каждый день я хожу к учителю заниматься языком. Только теперь я учу уже не просто английский, а американский английский. Ведь некоторые слова англичане и американцы говорят по-разному. Например, слово «осень»: у англичан это «autumn», а у американцев «fall». Но, надеюсь, все это пригодится мне в карьере. Конечно, акцент все равно останется — от него так же невозможно избавиться, как и от моей чисто русской внешности. Но я бы и не хотела тут что-то менять! Для американцев в этом моя изюминка, уникальность. К тому же в Америке нет таких стереотипов, как у нас. Россия — многонациональная страна, однако взять девушку с восточной внешностью на роль главной героини у нас не могут, если, конечно, ее национальность специально не прописана по сюжету. А в Америке могут! Я надеюсь, и в России когда-нибудь так будет.
— По дому вы, работая в Америке, не скучали?
— Если честно, на такие вещи просто не хватало времени. Мы работали в бешеном режиме, и надо было слушать режиссера, гримера, каскадера — делать все, чтобы роль получилась. Конечно, мне не хватало родных, но мы живем в XXI веке, и у тех, кого я люблю, всегда под рукой компьютер. Так что связаться с ними — не такая уж и большая проблема.
— Раз вы человек не компьютерный, расскажу, что у вашей героини в Интернете есть фан-сайт, а согласно опросам, костюм вашей Гадюки признан более сексуальным, чем легендарный костюм Женщины-кошки.
— Вот это новость! Спасибо, это так приятно услышать! Для меня стала сюрпризом та волна популярности, даже сумасшествия, в хорошем смысле этого слова, от нашего фильма. Вот клянусь — не ожидала! Заранее предугадать, что фильм пройдет с таким оглушительным успехом, трудно. Я же, когда читала сценарий, не рассуждала: «Вот фильм выйдет, и у меня будет фан-клуб, круто! Пожалуй, соглашусь».
— А вы не собираетесь последовать примеру другой русской актрисы, работающей в Голливуде, — Юлии Снигирь, с которой вас часто сравнивают? Та совсем перебралась на Голливудские холмы. Говорит, что летать туда-сюда из Москвы в Лос-Анджелес и обратно слишком тяжело.
— Вы спрашиваете, не хочу ли я прилететь в Америку, сесть там и ждать у моря погоды, как делают многие? Да, Юлия Снигирь права — летать постоянно очень тяжело. Но пока у меня в России есть проекты, зачем же мне от них отказываться? У меня нет желания сложить все к ногам Голливуда. Так что будет в Америке проект, я туда полечу, а не будет — не расстроюсь. Я убедилась: если им человек нужен, они найдут, позовут, утвердят, и все сложится. Мне нравится то, что у меня есть сейчас, и этого вполне достаточно. Я не мечтаю о том, что будет через пять лет, и даже не думаю, что произойдет завтра. Живу сегодняшним днем. Мне очень нравится моя жизнь! И я пытаюсь из всего получить максимум пользы для себя — от съемок, от отдыха, от встреч с близкими мне людьми. Мне много предлагают ролей, причем очень разных — и я наслаждаюсь этим: в одном фильме я — мама, в другом — мутант… Мне нравится впутываться в такие авантюры, а не переходить из фильма в фильм в одном и том же образе, с одинаковой прической и с одними и теми же партнерами. Хотя стоп! С Хью Джекмэном и Колином Фертом я готова сниматься снова и снова! Кстати, с Хью мы часто встречались на площадке и в итоге расстались в приятельских отношениях. А вот с Колином Фертом, с которым мы оба играли в фильме «Шпион, выйди вон!», у нас не было общих сцен, увиделись мы лишь на премьере фильма. Колин, конечно, красив, обаятелен и вежлив. Спросил меня, видела ли я фильм. Когда же я призналась, что пока нет, он улыбнулся: «Не волнуйся, кино получилось отличное». В общем, я бы с удовольствием с ними встретилась еще на каком-нибудь фильме.
— Вы говорите, что вам нравятся авантюры. Это только кино касается?
— Вы имеете в виду, готова ли я с парашютом прыгнуть или рафтингом заняться? Наверное, и то и другое прекрасно, но я не готова. У меня же впереди много работы, и если, не дай бог, что-то случится, я подведу людей. Я боюсь за себя.
— Если вернуться к фильму «Дневник мамы первоклассника»… Ваша героиня обсуждает с сыном взрослые проблемы — такие как любовь, пол… Вы согласны с подобным подходом к воспитанию?
— Мне кажется, большая ошибка — пытаться советовать что-то из области любовных отношений людям другого поколения. Слишком быстро меняются реалии. И то, что считалось правильным у людей старшего поколения, давно уже стало атавизмом. Например, пресловутое правило первого звонка — когда девушка хочет первая позвонить парню, но считает, что этого делать нельзя. Ну что за чушь! Нравится — звони, пиши и всегда давай несколько шансов! А чего ждать у моря погоды? Если не ты, значит, первой будет кто-то другой! Мой совет девушкам: будьте в себе уверены, ничего не бойтесь и поменьше слушайте советов тех, кто старше.