Отставка Ирины Антоновой потрясла музейное сообщество

О том, что контракт Ирины Антоновой, директора Музея изящных искусств имени А.С. Пушкина, не будет продлен, в Минкульте было решено задолго до того, как столица взорвалась от понедельничной новости. До обозначенного срока Антонова не доработала ровно месяц. Решила: достойнее уйти по собственному желанию, чем ждать, когда попросят освободить пост.

Полвека и еще два года Ирина Александровна руководила Государственным Музеем изящных искусств имени Пушкина и вот поставлена точка. Безусловный авторитет в мировом музейном сообществе, человек, которому доверяют профессионалы во всем мире, наконец, образец сильной и стильной, вечно элегантной женственности, Ирина Антонова в понедельник под гром аплодисментов, среди цветов и слез огорченных сотрудников, прощалась с коллективом.

ВЕРСИЯ УЧАСТНИКОВ

Больше месяца назад Антонова пригласила Марину Девовну Лошак к себе и предложила ей собственное кресло. Первой реакцией было ошеломленное признание: не потяну!.. «Потянете!» — Антонова умеет быть категоричной: «Музею сегодня нужен не столько искусствовед, сколько опытный, энергичный организатор!» Лошак взяла неделю на размышление. Размышляла, консультировалась — наконец, дала согласие: такие шансы дважды не выпадают.

После чего Антонова отправилась к первым лицам, за Кремлевскую стену. И через какое-то время «решение по Лошак» было получено.

Заметим: уход директора для коллектива явился полной неожиданностью, хотя о намерении Антоновой сосредоточиться на семейных делах в музее знали.

ВЕРСИЯ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ

События были роковым образом ускорены скандалом, который вспыхнул после революционного выступления Ирины Александровны во время прямой линии с президентом Путиным. Предложение объединить эрмитажных и «своих» импрессионистов и воссоздать на этой основе Музей нового западного искусства было неожиданным до абсурда и вызвало бурю на разных этажах общества.

Некоторые эксперты полагают, что за провокативным выступлением Ирины Александровны стоял кто-то со своими очень определенными интересами. И лежали они, скорее, в сфере нового грандиозного строительства — беспрецедентного для России проекта музейного квартала в окрестностях музея на Волхонке.

У министерства культуры был свой список претендентов. У Антоновой свой. Сошлись на кандидатуре Лошак: приказ о назначении подписал сам Путин. Марина Лошак, в прошлом руководитель и куратор нескольких галерей, недавно назначенный директор Музейно-выставочного объединения «Манеж», в составе которого Большой и Малый Манежи, филолог по образованию, обладает репутацией креативного менеджера.

С профессиональным сообществом, вопреки всем публичным уверениям, не советовались. Список претендентов на пост был недлинным, и возглавлял его, по слухам, Михаил Каменский, директор русского «Сотби».

Антонова не намерена бросать дело, напротив — собирается курировать крупнейшие международные проекты и передавать свой опыт преемнице. Тем более, что «поверх» директорского учрежден президентский пост. Ирина Антонова уходит в президенты в уверенности, что с Мариной Лошак «сработается».

Михаил ПИОТРОВСКИЙ, директор «Эрмитажа»: «То, что считают резким решением, — по сути, естественная смена поколений»

— Я знаю, что вопрос об отставке обсуждался с самой Ириной Александровной в связи с тем, что ее контракт заканчивался.

То, что комментаторы считают резким решением, - по сути, естественная смена поколений. Во всем мире существует многолетняя практика, когда уходящий с поста директор становится президентом музея. Это некая олимпийская позиция — без административных обременений, во всеоружии профессионализма и опыта.

И хотя последняя инициатива Ирины Александровны явилась не самым изящным решением в ее жизни, я совершенно согласен с формулой Владимира Мединского «Легенда, которая создала легенду».

Да, у преемницы нет опыта руководства большим музеем. Но ГМИИ имени Пушкина такое налаженное государство, что надо очень стараться, чтобы там что-то испортить. К тому же, мы — музейное сообщество страны — готовы помогать.

Наталья НЕСТЕРОВА, художник: «Если не она сама сделала этот шаг — это просто разбой»

— Увольнение Ирины Александровны Антоновой — невероятная неблагодарность страны по отношению к своему достоянию. Антонова — человек редких достоинств, одна из последних носителей безупречной репутации — как ее можно заменить? Ведь она - абсолютна в своей деятельности.

Говорят, закончился контракт, надо вовремя уйти. Но Ирина Александровна — искусствовед, для искусствоведа, как и для художника, «контракт» заканчивается только с уходом из жизни. Я понимаю, что в иных странах принято было нести стариков на гору и сбрасывать вниз, но есть уникальные личности, которых нельзя трогать. Нельзя!

Если она сама сделала этот шаг — это ее шаг. Осознанный. Если нет — это просто разбой. Людей, у которых нет ни достоинства, ни представлений о культуре, ни чести, а ведь тут - искусство, и должны быть и честь, и совесть…