Мэри появилась на свет 27 апреля 1759 года в одном из предместий Лондона в достаточно благополучной в финансовом отношении семье. В раннем детстве она ни в чем не знала отказа, но потом ее отец начал вкладывать деньги в рискованные проекты и пустил на ветер даже ту сумму, которую дочь должна была унаследовать в качестве приданого. Семья погрязла в долгах, а папаша начал пить и бить мать. Чтобы хоть как-то защитить ее, Мэри частенько ночевала под дверью родительской спальни и, прибегая на крики, пыталась утихомирить дебошира. Выросшая в неблагополучной среде и почти в нищете, Уолстонкрафт имела мало шансов добиться серьезного успеха. Пытаясь встать на ноги, Мэри сперва была компаньонкой у зажиточной вдовы, потом пыталась открыть школу, а позднее получила должность гувернантки в англо-ирландской семье. Но это все были занятия из разряда тех, которые общество и ожидало от девушки ее возраста и положения. А Мэри не собиралась идти по проторенной дорожке. Она выучила французский и немецкий языки, и это позволило ей посвятить себя делу, к которому она стремилась всей душой – она стала переводчиком и писателем. Все вокруг говорили, что женщина не должна и не сможет содержать себя с помощью литературного труда. Однако меньше всего молодую Уолстонкрафт волновало то, что говорили другие. Если никто до нее не пробовал что-то делать, это означало лишь одно: ей просто надо стать первой! Подобная логика не оставляла места для сомнений и страха перед препятствиями.
Среди созданных ею книг есть и художественные романы, и философские эссе. Но, независимо от жанра, в каждой из них писательница неизменно продвигала идею свободы от предубеждений и возможности каждого делать свой собственный выбор. Предположение о том, что женщины могли получать образование наравне с мужчинами, в Англии той эпохи считалось дикостью. Но Мэри не боялась претворять свои мысли в жизнь. В будущем ее трактат «Защита прав женщины» признают основополагающим манифестом феминизма, но самое примечательное заключается, пожалуй, в том, что каждый его постулат она подкрепляла личным опытом.
Любовь зла
Революционные откровения Уолстонкрафт с трудом приживались среди европейских барышень XVIII века. Даже близкая подруга Мэри Фэнни Блад не разделяла ее взглядов и, несмотря на многочисленные совместные планы, сохранила верность ценностям англиканского общества. Зато идеями Уолстонкрафт зарази¬лась ее сестра Элиза. Когда она поняла, что брак не приносит ей счастья, последовала совету Мэри и сбежала с грудным младенцем от супруга. Конечно, после этой неслыханной выходки женщина больше не смогла выйти замуж и обеспечивала себя и своего ребенка самостоятельно. Сестра полностью поддержала Элизу и помогала ей как морально, так и материально.
Что касается самой Мэри, то впервые она шокировала общественность, когда влюбилась в художника Генри Фюзели. Мэри совсем не смутил тот факт, что человек, живостью ума которого она восхищалась, был женат. Не задумываясь о том, насколько это прилично, Уолстонкрафт предложила платонический тройственный союз ему и его супруге Софии. Последняя оригинальную выходку не оценила, и дело обернулось скандалом. После разрыва с возлюбленным Мэри отправилась в путешествие по Франции, где изучение модных тогда философских течений помогло ей залечить душевную рану, накопить материал для своих будущих книг и найти новую любовь.
Сердце девушки на это раз было отдано американскому офицеру и авантюристу Гилберту Имлею. И хотя в «Правах женщины» Мэри отрицала сексуальную составляющую отношений, Гилберту удалось пробудить в ней настоящую страсть и чувственность. Их роман закончился крайне печально для писательницы: после рождения девочки, которую она назвала Фэнни в честь своей подруги детства, Мэри надоела ветреному Гилберту.
Согласившись распространять слухи об их женитьбе, чтобы ребенок не прослыл незаконнорожденным, Имлей тем не менее бросил свою подругу и маленькую дочь и уехал в Лондон. Мэри отправилась за ним, однако он отверг ее и предложил разорвать все отношения. От безысходности она попыталась отравиться в гостиничном номере, но, к счастью, как раз в это время Гилберту зачем-то понадобилось к ней зайти, и он спас ей жизнь. Уолстонкрафт вернулась домой и продолжила атаковать его письмами. Через некоторое время она предприняла поездку в Скандинавию, где у него было собственное дело. Еще раз убедившись, что больше не интересует Гилберта, Мэри решила утопиться в Темзе. Она написала коварному возлюбленному прощальное письмо, а ночью отправилась на мост, где полчаса стояла под проливным дождем. В конце концов, когда она уже была готова прыгнуть, ее заметил прохожий и уговорил «помучиться еще немного». «С его стороны было нечеловечно вновь возвращать меня к ничтожному существованию», - написала она потом об этом инциденте. Впоследствии Мэри говорила, что ее попытки суицида нельзя расценивать как эмоциональный порыв, это решение было взвешенно и тщательно продумано.
Плодом поездки по Скандинавии стал сборник путевых заметок под названием «Письма, написанные в Швеции, Норвегии и Дании». Он же помог Мэри после долгих лет тотального непонимания и разочарований встретить наконец человека, сумевшего по достоинству оценить ее оригинальность. Ее сочинения попали в руки Уильяму Годвину, философу, бывшему предвестником движения анархистов, и произвели на него неизгладимое впечатление. «Если когда-то и была издана книга, от чтения которой мужчина немедленно влюбится в ее автора, то она передо мной», - сказал он.
На самом деле Мэри и Уильям познакомились раньше, чем это судьбоносное произведение увидело свет: когда-то они вместе посещали литературный салон издателя Джозефа Джонсона. Но в ту пору их отношения не ладились, Уолстонкрафт спорила с Годвином по всякому поводу и казалась ему совершенно невыносимой. Теперь же между ними вспыхнуло сильное чувство, сделавшее обоих хоть ненадолго по-настоящему счастливыми.
Уильям Годвин был воистину достоин любви такой женщины, как Уолстонкрафт. Не обращая внимания на ее запятнанную репутацию, он женился на Мэри. От скандальной четы отвернулись практически все их знакомые, а пара продолжала ломать стереотипы, даже форма их брака представляла собой вызов обществу. Супруги поселились в соседних домах, чтобы не ограничивать независимость друг друга, и не переставали обмениваться нежными письмами. Вскоре Уолстонкрафт подарила мужу дочь (мы знаем ее как Мэри Шелли, автора знаменитого романа «Франкенштейн»). Но Мэри Уолстонкрафт не суждено было радоваться материнству – 10 сентября 1797 года она скончалась от заражения крови через несколько дней после родов. Ей было 38. Убитый горем Уильям делится со своим другом вскоре после смерти Мэри: «Уверен, что в мире нет ни одной женщины, похожей на нее. Я знаю, что мы были созданы, чтобы сделать друг друга счастливыми. Я не думаю, что мне когда-нибудь еще придется испытать подобное чувство».
Годвину хотелось рассказать всему миру о женщине, которую он любил и почитал как непревзойденного гения. Увы, он переоценил готовность общественности воспринять образ жизни и мысли его покойной супруги. Мемуары, в которых Уильям со всей искренностью старался объяснить позицию своей так и непонятой обществом жены и оправдать ее заклейменные позором поступки, лишь усугубили негатив по отношению к ней. Читатели того века были шокированы неприкрытой правдой о ее рожденном вне брака ребенке, любовных интригах и попытках самоубийства.
Идеи Мэри Уолстонкрафт начали находить отклик в сердцах читателей, а особенно читательниц лишь спустя время. Все течения феминизма последующих двухсот лет неизбежно восходят к ее знаменитому эссе о защите прав женщины. Но главная заслуга Мэри состоит в том, что, предложив конкретный путь переустройства общества, она нашла в себе мужество первой ступить на него и собственным примером доказать реальность своих идей.
ТЕКСТ: Галина Шляхова