После интервью с Кристен Стюарт, одной из знаковых актрис нашего времени, мы поняли, почему Карл Лагерфельд, Вуди Аллен и многомиллионная армия тинейджеров сходят с ума по этой мятежнице

Изящная, грациозная, стройная 26-летняя ­Кристен идет по коридору лос-анджелес­ского оте­ля, словно дикая кошка, моментально приковывая к себе внимание. От холодного взгляда ее фирменных smoky eyes невозможно оторвать взгляд — ощущаешь себя загипнотизированным. Через пять минут она очень вдумчиво отвечает на вопросы, аккуратно подбирая слова. Чувствуется, как внутри этой хрупкой женщины разгорается настоящее пламя, когда она заявляет о своих жизненных принципах. Именно эта потаенная страсть покорила именитых режиссеров и многомиллионную аудиторию.

Спустя четыре года после успеха саги «Сумерки», сделавшей из нее суперзвезду, и громкого расставания с партнером по фильму Робертом Паттинсоном Стюарт вернулась в независимый кинематограф. Сегодня экс-идол тинейджеров — одна из самых узнаваемых актрис своего поколения. Режиссеры мировой величины загадывают желания, чтобы Кристен согласилась принять участие в их очередном проекте. Нужны доказательства? В этом году она снялась в «Светской жизни» Вуди Аллена, представленной на Каннском фестивале; а на начало 2017-го запланирован выход мистического проекта «Персональный покупатель» Оливье Ассайаса и военной драмы Энга Ли «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча».

Огненный темперамент, эффектные внешние данные, ­зенит мировой славы — fashion-мир не смог устоять перед настоящей звездой. Одним из первых был очарован Карл Лагерфельд — уже три года Кристен является лицом Дома Chanel. В 2015-м мини-фильм кайзера моды с ее участием открывал показ в Риме, а в начале этого года актриса стала амбассадором линии макияжа Eyes Collection 2016 французского Дома.

ELLE Вы лицо новой рекламной кампании Chanel Eyes Collection 2016. Что в принципе очень логично — вас сложно представить без насыщенных smoky eyes. Как вы пришли к этому образу?

КРИСТЕН СТЮАРТ Меня притягивают контрасты. Мне нравится либо ходить вообще без макияжа, либо достигать с его помощью грубоватого, дерзкого эффекта. К тому же сквозь темноту всегда можно увидеть свет.

ELLE Что вы открыли для себя в этой линии макияжа?

К.С. Невероятные цвета! Вряд ли вы часто используете красный в макияже глаз, но в этом ведь есть нечто действительно живое и… кровавое! Например, когда вы нервничаете или навалились проблемы. Многие актрисы старой закалки используют этот бьюти-прием в сценах «на грани»: когда вы не должны плакать, но очень к этому близки. В кадре еще ничего не произошло, но взгляд зрителя уже прикован к глазам.

ELLE У многих сложилось впечатление, что вы не из той категории девушек, которые чересчур трепетно относятся к тому, как они выглядят, или долго раздумывают, что надеть. Что вам нравится в работе с Chanel?

К.С. Когда я была маленькой девочкой, мне нравилось чувствовать себя причастной к истории. Я люблю оживлять различные образы, доносить глубокий смысл и быть понятой аудиторией. Во время работы с Chanel у меня каждый раз возникает чувство, что я помогаю рассказать что-то важное. Плюс у нас очень хорошие творческие отношения. Возможно, потому что Карл Лагерфельд окружает себя людьми, очень сильно любящими моду. Знаю, что это звучит как клише, но так оно и есть.

ELLE О чем этот фильм?

К.С. Это кино не о профессии, а о людях и их отношениях. Это история с привидениями о молодой женщине в Париже, которая оплакивает смерть брата. В процессе ты понимаешь, что история героини — поиск самоидентификации: она ненавидит себя и свой образ жизни, но ее завораживает красивая одежда. В ее работе есть что-то жутковатое, но она ею одержима. Она постоянно задается вопросами: «Почему мы здесь? В чем смысл нашей жизни?»

ELLE Вы открыли в себе что-то новое благодаря этой роли?

К.С. Я чувствовала себя невероятно одинокой во время съемок, так как моя героиня намеренно отстраняется от окружающего мира. Плюс у нее есть проблема — шумы в сердце, она всегда находится в одном шаге от смерти. Даже самые незначительные сцены, эмоционально не перегруженные, давались нам тяжело. Я была по-настоящему вымотана! Смотришь на мое лицо на экране и понимаешь, что одним гримом такого эффекта не добиться. Я выглядела ужасно!

ELLE Но это вас не слишком беспокоило…

К.С. Нисколько! Это было даже забавно! Это именно то ­пограничное состояние, которое было мне необходимо. Это помогает чувствовать себя живой. Мне жаль тех, кто говорит: «Ты относишься к работе слишком серьезно. Выдохни и расслабься…» Я не хочу выдыхать! Когда моя героиня близка к смерти в кино, я по-настоящему начинаю ценить собственную жизнь. Если бы я не снималась, то искала бы это ощущение другими способами. Играть сложно, это неблагодарная работа. Иногда ты спрашиваешь себя: «Зачем мне все это?» Но по-другому я уже жить не хочу.

ELLE Вы чувствуете, что после очередного европейского проекта стали еще ближе к Франции?

К.С. Так получилось, что мои самые плодотворные рабочие отношения сложились с французами. Мы отлично ладим с людьми из Chanel… О, это звучит так по-парижски! (Смеется.) Но это чистая правда. Во всех французских проектах есть нечто благородное, что мне очень нравится. Людям совсем не обязательно описывать серость повседневной жизни, чтобы продать историю. Одна из граней искусства — любопытство. Многие мои любимые актеры, такие как Шон Пенн или Джоди Фостер, восторгаются французским кино.

ELLE Вам когда-нибудь говорили, что вы чем-то похожи на француженку?

К.С. Я была во Франции буквально несколько дней назад, и один из моих друзей сказал: «Ты очень подходишь Парижу, а он подходит тебе!» Звучит банально, но это правда. Я чувствую себя хорошо в этом городе, моя работоспособность здесь повышается. В Лос-Анджелесе я веду сидячий образ жизни, но, когда добираюсь до Парижа, у меня сразу вырастают крылья. Этот город очень меня вдохновляет.

ELLE Что вы думаете о своей карьере? Есть ощущение, что вы достигли ее пика?

К.С. Я чувствую себя счастливой. Большинство моих сверстников все еще пытаются найти свое место в жизни, понять, чем они хотят заниматься. Я очень горда тем, что мне довелось поработать с грандиозными режиссерами. Я чувствую себя одновременно и окрыленной, и измотанной. За последние два года я успела сняться в пяти фильмах — это очень короткий период времени для такой нагрузки. Если раньше мне удавалось сняться в одном подобном фильме в год, я уже чувствовала себя невероятно востребованной. Сейчас моя главная проблема — невозможность притормозить и выбраться из этого потока. Актерская игра моментально засасывает, ты не можешь остановиться. Если бы я захотела, в моем расписании не было бы свободного времени ближайшие пять лет.

ELLE Вы играете на гитаре, пишете стихи, вы большая поклонница рок-н-ролла. Не хотели бы стать музыкантом?

К.С. Я и правда люблю играть на гитаре. Уже много лет во время съемок таким образом убиваю время. Совсем недавно начала осваивать ударную установку и, должна сказать, немало в этом преуспела. (Смеется.) Мне бы хотелось иметь свою группу, но мне не нравится петь. Я не шоумен. Хорошо бы найти человека, который будет со мной работать по части вокала. Это было бы забавно. Мне нравится подбирать правильные слова — нет ничего более приятного, чем осознание того, что ты нашел меткое выражение. Но это нелегкая задача, особенно когда ты создаешь стихи. Проблема в том, что я пишу об очень сложных вещах...

ELLE Вы говорили, что быть знаменитостью очень сложно, особенно после вашего разрыва с Робертом Паттинсоном и того, какую мировую огласку эти отношения получили. Вы все еще так думаете?

К.С. Я привыкла к славе, но это далось мне непросто. У знаменитостей тоже бывает много проблем, не подумайте, что я жалуюсь. Популярность в корне меняет всю жизнь. Но я больше не воспринимаю это настолько близко к сердцу, как раньше. Как только ты понимаешь, что весь ажиотаж вокруг звезд — всего лишь часть индустрии, зарабатывающей на этом деньги и управляемой бесчувственными людьми, начинаешь относиться к этому легче.

ELLE Вы никогда не скрывали отношений, не пытались сделать из них тайну. Не кажется ли вам, что современный кинобизнес и общественность относятся к этому сегодня гораздо проще, чем раньше?

К.С. Думаю, да. Мне кажется, что наше поколение более гибкое и лояльное. Это появилось не так давно, и это здорово! Кроме того, я ничего не боюсь, мне плевать на слухи. Но я бы не хотела, чтобы любовные похождения стали единственным определением моей личности. Люди приписывают мне очень многое. Это похоже на бесконечную «книгу отзывов и предложений». Многие думают, что знают о знаменитостях все, что, разумеется, неправда. Никто не представляет, что на самом деле творится в моей жизни. Я ни от кого не прячусь, меня постоянно фотографируют папарацци. Но в то же время я никогда не выношу сор из избы. Я последний человек, который стал бы это делать.

ELLE Вы не желаете быть кумиром тинейджеров, но и не хотите, чтобы вас ассоциировали с инди-актрисой...

К.С. Моя позиция по отношению к популярности неоднозначна. Есть люди, одержимые славой. Но я этого никогда не смогу понять. Но в то же время я ценю ту степень известности, которая позволяет мне донести свою работу до такого большого количества людей. Ты становишься ближе к человечеству, что само по себе потрясающе. Я не хотела бы сниматься в картинах, которые никто не увидит. Я никогда не скрываюсь за своими персонажами, мне действительно хочется показать себя, обнажить свою чертову душу, открыть внутри что-то новое и вложить это в фильм. Но мне не хотелось бы выставлять напоказ личную жизнь — только чувства.

ELLE Что в карьере актера особенного?

К.С. Иногда, когда берешь в руки хорошую книгу, складывается ощущение, что ты читаешь собственные мысли, которые до этого никогда не озвучивал. Это момент самопознания. Актерство похоже на это. Когда ты вживаешься в персонажа, то представляешь, что пережил его опыт. Ты можешь учиться на его опыте, нет необходимости повторять его в реальности. Тебе как будто дают возможность прожить несколько жизней.

ELLE Вы сказали, что «актерство может научить женщину говорить «нет»». Что вы имели в виду?

К.С. Быть частью творческой команды всегда весело. Я всегда говорю детям, которые хотят стать актерами: «Вы не должны делать ничего, чего вам не хочется». Конечно, иногда хорошо, когда вас направляют, заставляют почувствовать ответственность, но в то же время это всегда должно быть именно ваше решение.