Переняв эстафету у fashion-дизайнеров, создающих новые коллекции к сезонным Неделям моды, киноиндустрия дважды в год производит байопики одних и тех же кутюрье. В 2009 году во Франции вышло два фильма про Коко Шанель: «Коко Шанель и Игорь Стравинский» и «Коко до Шанель». Анна Муглалис и Одри Тоту (обе — лица марки Chanel) состязались в искусстве перевоплощения в гранд-даму моды. Затем в центре внимания оказался Ив Сен-Лоран. Сначала вышел «Ив Сен-Лоран» режиссера Джалиля Леспера с Пьером Нинеем в заглавной роли, а за ним фильм Бертрана Бонелло «Сен-Лоран. Стиль это я». Обе картины рассказывают об одном и том же периоде жизни дизайнера — с середины 1960-х до конца 1970-х годов. Работали режиссеры по-разному: Леспер заручился поддержкой спутника жизни и наследника Сен-Лорана, предпринимателя Пьера Берже, открывшего для съемочной группы архивы дизайнера. Бонелло же обратился к владельцу марки Saint Laurent, миллиардеру Франсуа Пино.
Какой фильм удался лучше и почему — судить зрителю. Но у фильма Бонелло есть преимущество — великолепный Гаспар Ульель. Он появился на свет в семье парижских стилистов, поэтому творчество Сен-Лорана знакомо ему с пеленок. У актера есть целая библиотека книг о моде, к которой он и сам некоторым образом причастен: Ульель — лицо мужского аромата Bleu de Chanel. Кроме того, с первого взгляда на Гаспара очевидно его сходство со знаменитым кутюрье — у обоих завораживающе голубые глаза.
ELLE Вы так похожи на молодого Сен-Лорана, я даже растерялась…
ГАСПАР УЛЬЕЛЬ При этом Бертрана Бонелло абсолютно не интересовало внешнее сходство между нами. Он собирался создать не реалистичный, а эмоциональный портрет дизайнера. Бонелло постоянно повторял: «Гаспар, будь самим собой. Я не хочу видеть Сен-Лорана. Мне нужен Гаспар Ульель, который его играет». Я сконцентрировался на эмоциях, на человеке. Было очень тяжело! Впервые в моей карьере мне пришлось сыграть мировую легенду, которая все еще жива в воспоминаниях окружающих. Но я хотел передать суть Сен-Лорана, его характер. И, надеюсь, это удалось.
ELLE Как началась работа над проектом?
Г.У. О роли Сен-Лорана я думал давно, еще когда снимался у Гаса Ван Сента в новелле альманаха «Париж, я люблю тебя». Ван Сент хотел сделать фильм про дизайнера, и мы это обсуждали. Правда, в итоге ничего не вышло. Потом Бонелло объявил кастинг, и я наряду с другими мечтающими сыграть Сен-Лорана участвовал в прослушивании. Потом мне сообщили, что я прошел пробы, ну и я занялся подготовкой. Во-первых, несколько раз перечитал книгу Алисии Дрейк «Прекрасное падение: мода, гений и блистательные излишества в Париже 1970-х». Во-вторых, часами просиживал в квартире Сен-Лорана на рю де Бабилон в Париже. Очень помогло, ведь это была естественная среда его обитания. Конечно, я просмотрел многочисленные хроники и документы. Но перед съемками попытался все это забыть. Так было нужно, чтобы увереннее сыграть.
ELLE В вашем фильме зритель чаще видит Сен-Лорана на вечеринках, чем за работой…
Г.У. Картина Бонелло не о том, что было нужно Иву, чтобы стать великим Сен-Лораном. Она о том, чего стоило Сен-Лорану оставаться великим. А стоило это ему немало. Он ведь практически всю жизнь страдал физическими и психическими недугами, сильной депрессией. Состоял на лечении в клинике Валь-де-Грас. Картина посвящена самому тяжелому периоду в жизни дизайнера. Я бы сказал, его темным временам. Но интересно, что чем темнее было это время и тяжелее личное состояние Сен-Лорана, тем продуктивнее он работал. Его самые знаменитые коллекции — например те, что вдохновлены Питом Мондрианом и русским балетом, — были созданы именно в этот период.
ELLE И все же у вас поразительное сходство с дизайнером…
Г.У. Вы так думаете? Знаете, у меня хорошие волосы, но до волос Сен-Лорана мне очень далеко. У того в молодости была по-настоящему львиная шевелюра, и при этом он все время боялся к старости облысеть. Во время подготовки к фильму я перепробовал сотни париков, которые во время съемок постоянно менял. Еще Ив Сен-Лоран гораздо выше и худее меня. Мне вообще кажется, что мужчины прошлых поколений были стройнее, мы сейчас более упитанные. Перед съемкой я сел на диету, сбросил вес и, как оказалось, правильно сделал: мы брали напрокат костюмы у стилиста Оливье Шатене, и в них я поместился только после диеты.
ELLE Ладно, ладно, не похожи вы на Сен-Лорана…
Г.У. Ну, есть одна деталь, которая мне очень помогла стать на него похожим.
ELLE Какая же?
Г.У. (после продолжительной паузы).Дизайнер часами просиживал за столом, делал эскизы своих моделей. Так вот, когда вы в фильме видите Сен-Лорана за рисованием и крупные планы его работ, все это нарисовано мной. И рисующая в кадре рука тоже моя.
ELLE Как это?
Г.У. В детстве я мечтал стать художником. С утра до вечера рисовал и неплохо этому выучился. Мой отец ведь тоже дизайнер и стилист. Он стал для меня первым примером. Его тоже можно было часто увидеть склонившимся над письменным столом, с рисунками в руках. Отсюда и моя страсть. Правда, путного из этого ничего не вышло, но съемкам помогло. У меня дома еще где-то лежат этюдник и кисти, которыми я уже почти не пользуюсь.
ELLE А вы лично сильно интересуетесь модой? Наверное, настоящий парижанин всегда неравнодушен к одежде…
Г.У. Настоящий парижанин может также означать типа, который вечно мрачен, высокомерен и не видит дальше своего носа!
ELLE Разве это про вас?
Г.У. Совсем нет. Хотя у меня тоже есть вредные парижские привычки. Например, я живу во втором округе и почти никогда не перехожу на другой берег Сены. Очень редко, чтобы прогуляться по бульвару Сен-Жермен… А что вы спрашивали про моду?
ELLE Чем лично вам нравятся работы Сен-Лорана?
Г.У. Он освободил женщину от фригидности и скованности. Сделал повседневную одежду удобной, добавил ей индивидуальности. Мне нравится, что Сен-Лоран был человеком своей эпохи, он не только в ней жил, но и реагировал на нее, активно принимая участие в ее формировании. Считаю важным и удачным, что Бонелло создал не только портрет дизайнера, но показал его любовь к своей работе. Каждое платье — драгоценность, камера скользит по воротничкам и оборкам, показывает блеск шелка и легкость тафты, а еще в картине много крупных планов рук — Сен-Лорана, который «сажал» платья на модель, сотрудниц ателье, которые эту одежду шили. Она действительно была бесценной, поскольку создавалась — по крайней мере для высокой моды — вручную.
ELLE Как складывались отношения с коллегами по съемкам — с Жереми Ренье, который сыграл Пьера Берже, и Луи Гаррелем в роли Жака Де Баше?
Г.У. Мы с Жереми знакомы сто лет, вместе отмечали его 18-летие. Сегодня Жереми 33, а мне — 29, и мы все это время дружим. А Луи я встречал несколько раз до съемок, но близко с ним не был знаком. Перед встречей я немного волновался: все-таки он играет персонажа, в которого я влюблен, и у нас там несколько довольно-таки непростых любовных сцен. К счастью, все прошло хорошо.
ELLE Охарактеризуйте себя парой слов.
Г.У. Везучий… Везучий.
ELLE Почему?
Г.У. Наверное, потому что я везучий. Мне всего 29 лет, а я уже сыграл в «Ганнибале» и снялся у Гаса Ван Сента. Моя актерская карьера сложилась просто, без надрыва. Сначала я дурачился во дворе, развлекал местных детишек. Потом, когда мне исполнилось 11, приятель моей матери порекомендовал меня в агентство по кастингу. И меня взяли. А через год я уже регулярно появлялся на телевидении. При этом до 17 лет я не думал о карьере актера серьезно. Просто развлекался.
ELLE А что вы любите, кроме кино и моды?
Г.У. С детства люблю скорость, мотоциклы, опасность. Когда мне было шесть и мы гостили у друзей моих родителей, я попытался оседлать большую собаку, мирно спящую под деревом. Пес был не злобный, но обиделся и набросился на меня. С тех пор у меня шрам на щеке. По этому поводу я уже не переживаю, этот шрам иногда даже помогает мне. Помните «Долгую помолвку»? Там героиня Одри Тоту с любовью проводит по нему рукой.
ELLE Приятно быть известным?
Г.У. Известен я только во Франции. В других странах на меня не обращают внимания. Как-то я снимался в рекламе в Нью-Йорке, там меня на улице узнавали лишь французы.
ELLE Вы имеете в виду рекламу аромата Bleu de Chanel?
Г.У. Да, это стало настоящим событием в моей жизни, ведь клип снимал великий Мартин Скорсезе. В своем календаре за неделю до съемок я сделал запись: «Встреча со Скорсезе», постоянно смотрел на нее и не верил своим глазам. Причем встречу несколько раз переносили, так что волнение успело достичь катастрофических размеров. Но Скорсезе оказался прекрасным человеком с широкой улыбкой и горящими глазами. Съемки длились дней пять. Мы снимали в какой-то небольшой торговой лавке, и я заходил в нее, как Гарри Поттер в «Сладкое королевство». А еще помню музыку Rolling Stones. До этого я не особенно ее слушал, но Мартин большой поклонник этой группы. Он отлично знает репертуар и заразил меня своим энтузиазмом, так что теперь я тоже фанат.