— Диана, давайте с этой «гитары наперевес» и начнем. В 2011 году вы впервые начали гастролировать с сольной акустикой. Как впечатления?
— Поначалу тур проходил очень тяжело. Я и начала эту историю, чтобы преодолеть свой страх — мне вдруг стало безумно страшно оставаться одной на сцене, во время акустических «пауз» на наших «снайперских» концертах. И я решила, что лучший способ — это начать играть сольную акустику, преодолевая себя. Одно дело, когда ты стоишь на фронте, точнее, в авангарде, а за тобой бойцы, и другое дело, когда никого нет. И несколько раз впечатление, что утону — как, например, на концерте в Петрозаводске, на концерте в Нижнем Новгороде (это был первый, кстати), — были казусы. Скажем, в Минске на гитаре порвалась струна, и я, когда снимала ее, рассекла бровь в кровь — гриф неудачно скользнул, и возникла гематома, причем накануне съемок во Франции. Весь оставшийся концерт мой директор и мой техник за сценой держали лед (смеется). Слава богу, что растеклось уже после эфира. И, конечно, очень прикольно, что 1 января я вышла в прокуренном маленьком зале одного из московских клубов, а заканчиваю год в Зале имени Чайковского, это не может не быть прикольным. Несмотря на внешнюю состыковку рок-н-ролла и этого зала, у меня есть внутреннее ощущение, что я там буду уместна. Поэтому мы думаем над программой, которая будет включать лучшее за все акустические концерты, что были за этот год.
— Имея более чем солидный багаж собственных песен, вы не чураетесь исполнять в телеэфирах да и на своих концертах песни других авторов — причем очень разных, от Высоцкого до Пахмутовой. Как в вас это уживается, и не было ли мысли сделать целый альбом из этих «каверов»?
— Я не козыряю исполнением чужих песен, но есть те, от которых я не могу отказаться — это Высоцкий, Долина, Окуджава, Визбор, Пахмутова. Лет пять назад мы даже собирались делать сборник «чужих песен», уже записали фонограммы, но не сложилось, были перебиты своими собственными «снайперскими» планами и настроениями. А сейчас уже перегорела этой идеей — пою то, что хочу, и очень редко, буквально на акустиках, и когда зовут в телепроекты — где мне комфортно, так как я живу в песнях, а не в проектах.
— А вы встречали исполнение ваших песен, которое понравилось вам?
— О, у нас уже постепенно близится 20-летие «Ночных Снайперов», и, конечно, интересно посмотреть, как люди поют мои песни. В интернете много роликов, с самыми разными исполнениями — бывает очень любопытно. Что касается коллег-музыкантов, никогда не слышала (смеется).
— Вы, будучи, прямо скажем, не самым попсовым персонажем, для которого мелькать перед бесконечными объективами — привычное и любимое дело, тем не менее активно участвовали сначала в длинном российском проекте «Две звезды», а затем в украинском «Голосе страны». Насколько вам комфортно в роли постоянного объекта наблюдения видео- и фотокамер?
— Я абсолютно не чувствую объективов. Я не люблю фотографироваться, но телевизионный жанр предполагает максимальную свободу, ты ничем не связан, только петличкой, о которой можно забыть. Если учесть, что, когда я соглашаюсь на появление в каких-то программах, они в 100 процентах случаев связаны с музыкой, то чувствую себя очень даже нормально. На мой взгляд, в России большой дефицит хороших музыкальных программ. Что же касается голландского проекта The Voice (на Украине он называется «Голос страны»), который стал мировым, на него уже подписались 12 стран, включая Индию и Мексику, то если бы такой проект был в нашей стране, я с большим удовольствием приняла бы в нем участие: он действительно дает шанс молодым исполнителям выходить в музыкальный мировой астрал.
Украинское телевидение работает на высочайшем профессиональном уровне — во всяком случае канал «1+1», где идет «Голос страны». Но не случайно они при этом зовут наших артистов к себе, потому что несмотря на безумно талантливого Олега Скрипку и многих других исполнителей, Украина обращает внимание и на российских музыкантов. То же самое с ведущими — «Большую разницу», например, у них ведут также Ургант и Цекало.
— А украинский язык вы подучили?
— Поскольку интерес к языкам у меня с детства и юности, я училась в этом, то мне просто интересен любой язык. Вот иду по Киеву и вижу слово хмарочес (небоскреб), запоминаю и радуюсь таким выражениям (улыбается). Если серьезно, конечно, я и понимаю язык, и говорю на нем лучше и даже пою на украинском с большим удовольствием. Потрясающий язык в поэтическом и мелодическом плане — и если вы, к примеру, переведете, казалось бы, похожие строки на русский язык с украинского, красота пропадет.
— С момента рождения детей, вероятно, ваша жизнь сильно изменилась. Насколько я знаю, вы при всей своей гастрольной жизни умудряетесь с первых дней жизни ваших двойняшек ввести для них твердый режим дня и вообще очень систематизировано их воспитываете? Это все почерпнуто из книг, курсов или как-то само собой происходит?
— Все по наитию. У меня не было никакого опыта, но жизнь четко подсказывает, что делать, нужно просто довериться своим инстинктам и своей интуиции.
Систематизированное воспитание и режим дня — это интуиция и элементарная нужда. Когда есть двое детей, ты можешь сойти с ума, если кормить их «по требованию». Более того, мне кажется, что дети должны опираться на привычные, знакомые устои. Режим — тому подспорье. И я не отношусь к родителям, которые таскают детей с собой по клубам и концертам, где они бегают до полуночи. Я приверженец европейского подхода к воспитанию, когда родители с 9 часов вечера предоставлены самим себе. Таким образом, дети укладываются уже в полдевятого. Это в первую очередь хорошо для них — они настолько изматываются в играх и активностях в течение дня, что совершенно спокойно засыпают в девять, тьфу, тьфу, тьфу.
— Вы успеваете что-то читать, смотреть, куда-то выбираться? Порекомендуете что-то?
— Сейчас читаю бестселлер «Цена нелюбви» Лайонела Шрайвера — очень страшная книга, но интересная с точки зрения материнской психологии. Что касается фильмов, то ходить в кино по понятным причинам не получается — иногда смотрю что-то на dvd в дороге. Вот, например, смотрю отличный американский сериал про тюрьму строгого режима — называется OZ.
— Сами новую книгу планируете выпускать?
— Мы хотели в этом году выпустить книжку, но так много было нагромождено дел, что отложили выпуск на весну. Что даже хорошо — есть возможность включить туда те тексты, которые были написаны за последнее время. В этой книге, точнее, в иллюстрациях к ней, принимает участие совершенно неожиданный человек — имя пока оставлю в тайне, но этот человек очень много сделал для «Ночных Снайперов».
— Какой вы видите свою жизнь лет через пять?
— Я хочу иметь семью, много времени уделять детям и заниматься любимым делом — петь. Все просто.
— А стакан для вас обычно «полон или пуст»?
— Пуст.
— Вы пессимист?
— Да. Точнее, я постоянно о чем-то думаю и не отдыхаю мозгом. Напрягает очень. Причем я до сих пор всегда просыпаюсь с хорошим настроением. Но через 15 минут зачастую наваливается такое количество всего, что от этого настроения не остается и следа. А время, если раньше исчислялось даже не в днях, а неделях, то теперь уже даже не в месяцах, а во временах года, все летит. Но я понимаю, что так будет теперь всегда, и просто нужно и в этом пытаться себя найти. А вообще, наверное, это потому, что Россия не перевела время (улыбается). Мы теперь в странном временном поясе — проснулся, и уже вечер. Ну и за год я банально очень устаю. В начале каждого года я даю себе слово не загружать себя работой, но тут же загружаю до предела, и конец года просто выносит мозги. Самое главное понять, что все твои срывы и так далее — это банальная усталость, которая, мне кажется, имеет место у всех людей.
— А как вы встречали Новый год?
— У елки, конечно, это же был первый осмысленный Новый год у детей!
— А Деда Мороза не звали?
— Нет, рано еще, испугаются (смеется).
— Что вы могли бы пожелать себе и всем-всем?
— Главное пожелание — больше времени проводить с семьей. Желаю и себе, и всем людям помнить, что самое главное — это семья.