У каждого гения есть своя Муза - женщина, благодаря которой на свет появляются шедевры мирового искусства. Для кого-то это была ослепительная красавица, одна встреча с которой вдохновила на всю жизнь. На алтарь творчества другого преданная жена бросила всю себя без остатка. А за Дали стояла Гала.
Они встретились на исходе знойного лета 1929 года в испанской деревушке Кадакес. Одетая на отдыхе как каталонская рыбачка, она, тем не менее, оставалась той, в кого к тридцати шести годам превратилась - утонченной дамой из парижской богемы. А Сальвадор был всего лишь никому не известным художником из маленького провинциального городка на севере Испании, впечатлительным молодым человеком, который, конечно, не мог не воспылать романтическим чувством к такой блестящей женщине. Но даже не это главное. Позднее он писал о том почти физическом потрясении, которое испытал, впервые ее увидев: оказывается, облик его новой знакомой мистическим образом совпал с внешностью некой русской девочки, которая с малых лет приходила к нему в снах. И ему было совершенно наплевать, что в реальности «девочка» старше его на десять лет, что она замужем за мэтром французской поэзии Элюаром, что у нее своя сложившаяся жизнь, дочь, череда любовников.
В его воображении все уже решилось раз и навсегда: отныне она принадлежит только ему одному. Поначалу он даже не мог спокойно стоять рядом с ней, постоянно истерически хихикал от перевозбуждения. Сальвадор был девственником и со всей страстностью истинного испанца поклялся, что его первой женщиной станет она, загадочная русская девочка из его детских грез.
Жена поэта Элюара
Она действительно была русской. Звали ее Елена Дмитриевна Дьяконова. Она никогда не считалась красавицей. До двадцати трех лет тихо-мирно жила в Казани с матерью. Братья уже начали издеваться над ней, обзывая старой девой. От рождения слабенькая здоровьем, большую часть своей девичьей жизни Елена провела в туберкулезных санаториях. Однажды в Швейцарии она познакомилась с Паулом Евгением Гринделем. Сам он называл себя Полем Элюаром, мечтал стать знаменитым поэтом и строчил ей ночами целые поэмы. Очень скоро Элюар стал для нее «moi maltcik dorogoi», с которым она решила не расставаться вовек.
Летом 1916 года Елена с увесистым чемоданом, набитым романами Достоевского, приехала к любимому в Париж. С тех пор она в России больше не бывала и мало интересовалась судьбой родины. Жениху тем временем пришлось отложить честолюбивые планы: по всей Европе полыхала первая мировая война, и его, как тысячи молодых французов, отправили на фронт. Дьяконова стала ждать возлюбленного в доме его матери. Привыкшая иметь служанок, она ничего не умела делать по хозяйству. Зарабатывать в качестве переводчицы тоже не смогла - ее французский был ужасен. Мадам Гриндель не могла взять в толк - за что ее мальчик полюбил эту вздорную и некрасивую русскую?!
Тем не менее, молодые поженились. Однако оба понимали брак как свободный союз двух творческих личностей, имеющих право на любовные связи на стороне. Вскоре у них родилась дочь Сесиль, нежеланная и нелюбимая. Их больше интересовало не ее воспитание, а эксперименты в области искусства и... секса. Элюар постоянно носил с собой фотографию обнаженной Елены и с гордостью показывал ее друзьям. Он был совсем не против, когда они становились любовниками его законной жены. Групповые оргии стали обычным делом в их доме. Среди французских сюрреалистов, к коим относился Элюар, подобное поведение не являлось чем-то из ряда вон выходящим. Наоборот, чем сильнее супруги эпатировали буржуазную публику, тем более возрастал их авторитет.
Между тем самой Дьяконовой ее семейная жизнь начала казаться нестерпимо скучной. Поль, как и хотел, прославился. Ей тоже хотелось творить, но она, к ее несчастью, не была наделена никакими талантами, кроме несгибаемой воли в достижении своих целей. Ей мало было быть Музой. Она жаждала стать Пигмалионом в юбке, той роковой женщиной, которая, как из податливой глины, слепит из молодого дарования невиданного миром Гения. Неотесанный, но, как она сразу почувствовала, ярко одаренный Сальвадор на эту роль подходил как нельзя лучше.
«Первый поцелуй, - писал позже Дали, - когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия». В один прекрасный день эта парочка сбежала в замок Карри-ле-Руэ неподалеку от Марселя и отрезала себя от остального мира. Так со скандала началась их супружескую жизнь.
Звезда Сальвадора Дали
Он звал ее Гала (с ударением на последнем слоге). Некоторые исследовали предположили, что Дьяконова на самом деле была не Еленой, а Галиной, и Гала - это просто сокращенное домашнее имя. Но скорее всего для Дали это слово означало «звезда». Иногда он звал ее еще Галарина, что в переводе с испанского означает «ласточка». Для художника его Гала стала настоящей путеводной звездой и в жизни, и в творчестве. Он постоянно вдохновлялся ею и рисовал ее. Урожденная Дьяконова стала едва ли не самой известной моделью всего двадцатого столетия. Ее тело, благодаря его картинам, не менее знаменито, чем тело легендарной Венеры Милосской. Любой персонаж на его картинах имеет лицо Галы. Даже саму Мадонну он изобразил с ее лицом, вызвав возмущение в родной католической Испании.
На картине «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», написанной в 1944 году, Сальвадор написал Галу, возлежащей на каменной плите. Один тигр прыгает на обнаженную женщину, другого пожирает рыба. Это типичный для художника ночной кошмар. Он панически боялся потерять свою Галу. Ни на шаг он не отпускал ее много лет подряд, словно они были сиамские близнецы. Его привязанность к ней дошла до того, что в 30-40-е годы он даже картины свои стал подписывать «Гала-Сальвадор Дали», как будто они были одним человеком. Сальвадор официально женился на своей жене пятьдесят раз! Будучи восхищен эстетикой церковного обряда и желая еще крепче привязать Галу к себе, он шел с ней под венец каждый раз, приезжая в новую страну. А путешествовали они по всему миру.
По сути, Дали обожествил эту бывшую российскую поданную с характером далеко не ангельским. По воспоминаниям очевидцев, Гала была жесткой, безжалостной и даже агрессивной в своих поступках. Слабая и болезненная, она каждое утро принимала ледяной душ, чтобы укрепить свой организм. Точно так же она тренировала свою душу. Они с Сальвадором завели в доме домашних питомцев - пушистых кроликов, но она спокойно приказала изжарить их на обед в наказание мужу за нечаянно оброненное не понравившееся ей слово. Если человек раздражал Галу, ей ничего не стоило плюнуть ему в лицо. Во время бомбежек и голода в Париже ее дочь от Элюара продала несколько оставшихся у нее на хранении картин Дали, Гала, узнав об этом, устроила ужасный скандал, вылившийся в их окончательный разрыв. Милосердие или хотя бы нормы приличий не существовали для «путеводной звезды» великого художника. Впрочем, даже от этой стороны своей возлюбленной Дали пребывал в восторге. Шокировать публику он считал своей священной обязанностью как художника.
Последний вираж «Ласточки»
Однако именно характер его супруги стал в конечном итоге причиной их разъезда. По мере того как Гала старела, она становилась все нетерпимее и сластолюбивее. В конце 60-х годов она потребовала, чтобы Дали купил ей замок в Каталонии, где бы она могла жить отдельно от него. Туда она чуть не силой затаскивала молодых мужчин: «Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь». Она дарила случайным любовникам дома, машины, студии - все за счет Дали, разумеется. Она дошла даже до того, что могла отдать за ночь любви картину Сальвадора, которая стоила миллионы долларов. Художник же неизменно реагировал так: «Я разрешаю моей Галарине иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». Между тем, сам он мог посетить законную супругу только с ее письменного разрешения. От одиночества знаменитого художника спасали так называемые фаворитки - молодые женщины, от которых ему не нужно было ничего, кроме их красоты. На людях он всегда делал вид, что они любовники. Но на самом деле это была всего лишь игра. Единственной женщиной всей его жизни оставалась Гала.
В 1982 году Елена-Гала Дьяконова скончалась. Дали не смог заставить себя пойти на ее похороны. Видеть свою любовь бездыханной было выше его сил. Жизнь самого яркого и эксцентричного художника XX века превратилась в беспросветно серое существование. Он отказывался есть, плевался в сиделок, царапал им ногтями лица. Говорил с трудом, захлебываясь в рыданиях. Мог часами бродить по залам замка, который он ей подарил, и бормотать бессвязные фразы о том, какое неземное счастье было жить с Галой, и какая она была безумно красивая. Все его творческие фантазии, которым, казалось, не будет конца, ушли навсегда вместе с его «Звездой». Никогда больше он не брал в руки кисть и краски.
Автор: Марина Холодова
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Стиль жизни
- →
- Личности
- →
- Гала и ее художник
Личности
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат