Сегодня в Берлине открывается юбилейный, 60-й международный кинофестиваль. Зрителей ждут фильмы «сидельца» Романа Полански, Чжана Имоу, Йодзи Ямады, Мартина Скорсезе и в кои-то веки российское кино.

Берлинале намеревается отпраздновать юбилей с хваленой немецкой основательностью. «Главным участником торжества станет публика», – обещал директор фестиваля Дитер Косслик. И речь на этот раз идет не только о тех, кому посчастливится купить билеты на официальные просмотры. Центр города, на радость зрителям, украсили портретами звезд, от Джорджа Клуни до Мика Джаггера, – тех, кто появлялся тут в разные годы на красной дорожке. А помимо премьер в фестивальном дворце на Потсдамер Плац запланированы выезды гостей форума с их фильмами в кинотеатры в берлинских пригородах, дабы тамошние жители не чувствовали себя обделенными.

В пятницу на гигантском экране у Бранденбургских ворот устраивают массовый бесплатный сеанс «Метрополиса» Фрица Ланга. Это будет мировая премьера вновь отреставрированного шедевра: в «Метрополис» вклеили фрагменты, считавшиеся утраченными и недавно обнаруженные в Аргентине.

Как сказал директор фестиваля Косслик от имени устроителей, «Мы не только хотим вспомнить славную историю кинофорума, но и заглянуть в будущее».

Программа вполне отражает эту установку.

Собрав в отдельную ретроспективу – Play it again – фильмы-события предыдущих лет, организаторы пригласили на фестиваль прежних лауреатов уже с новыми работами. Кого в конкурс, как обладателей «Золотых медведей» боснийку Ясмилу Жбанич и британца Майкла Уинтерботтома, кого вне конкурса, как китайца Чжана Имоу. Последний покажет интригующий ремейк триллера братьев Коэнов «Просто кровь»: сюжет о супружеской измене и мести перенесен из американского бара в китайскую лавочку с лапшой. Зная страсть режиссера «Дома летающих кинжалов» к боевым искусствам, герои его новой ленты явно рискуют быть в лапшу же поструганными.

Кстати, азиатские картины изящно обрамляют фестиваль.

На открытии демонстрируется лента Вана Чуананя «Вместе и порознь» – о возвращении на историческую родину тех, кто много лет назад бежал из коммунистического Китая на Тайвань. А закроется Берлинале внеконкурсным фильмом Йодзи Ямада «Про ее брата»: после череды блестящих самурайских саг мастер обратился к жизни современного японского семейства.

Вне конкурса выступает и один из завсегдатаев Берлинале Мартин Скорсезе:

он привозил сюда «Банды Нью-Йорка» и документалку о «Роллинг Стоунз», а теперь устраивает мировую премьеру психотриллера «Острова проклятых». Верный своему режиссеру Леонардо Ди Каприо на это раз выступает в роли федерального агента. Он оказывается на острове в поисках таинственного пациента секретной лечебницы для умалишенных. В лучших традициях Хичкока федерал по ходу дела и сам рискует утратить чувство реальности. Российский зритель, кстати, имеет все шансы сам узнать, чем все закончится: с 18 февраля «Остров проклятых» должны выпустить в наш прокат.

Ну а гвоздем соревнования за фестивальные награды, видимо, обречен стать фильм Романа Полански «Писатель-призрак» по роману Роберта Харриса.

Его герой – журналист, «литературный негр», опрометчиво согласившийся написать мемуары за бывшего британского премьер-министра. Сам постановщик, говорят, заканчивал картину, уже находясь под домашним арестом в Швейцарии, и по мрачности истории наверняка сможет потягаться со Скорсезе. В Берлин Полански не приедет, и за картину вместо режиссера будут отдуваться актеры – Юэн Макгрегор и Пирс Броснан, а также автор романа-первоисточника.

Россия, не бывавшая в берлинском конкурсе, кажется, со времен сокуровского «Солнца», в этом году представлена минималистской лентой «Как я провел прошлым летом» Алексея Попогребского.

По словам режиссера, грамматика фразы неслучайна – это название «с двойным дном». Автор умиротворяющих «Простых вещей» на этот раз отправился с экспедицией на Север и сделал психодраму про двух метеорологов на полузаброшенной полярной станции. Скандинавские киношники уже давно и успешно эксплуатируют северную фактуру. Оказалось, что и нашим людям промороженная суровая природа с ржавыми следами присутствия человека как-то ловко помогает не фальшивить – ни перед камерой, ни за нею.

Удостоятся ли россияне, запустившие в кадр белого медведя, медведей берлинских, будет решать жюри. А жюри возглавляет живая легенда немецкого кино режиссер Вернер Херцог. В подчинении у председателя африканский писатель, испанский продюсер, итальянская постановщица, пара уважаемых актрис и, в качестве украшения, Рене Зельвегер.

В параллельной основному конкурсу программе «Панорама» показывают еще две российские картины:

«Пропавший без вести» Анны Фенченко и «Весельчаки» Феликса Михайлова. Последняя, повествуя о трансвеститах из ночного клуба, органично вписывается в берлинское соревнование за медвежонка Тедди, присуждаемого наиболее достойным фильмам на тему нетрадиционной ориентации. Кроме того, два отечественных мультика представлены в «детской» подборке Generation, а претенциозная лента Игоря Волошина «Я» во всеядной программе «Форум».

Уже известно, что почетного «Золотого медведя» на юбилейном Берлинале получат сценарист Вольфганг Кольхазе и муза Фассбиндера Ханна Шигулла, а старинные друзья фестиваля Жанна Моро и Стивен Фрирз выступят перед аудиторией в немецкой синематеке. Архитектор Норман Фостер прибудет на премьеру документального фильма о своих творениях, художник-надомник Бэнкси покажет в Берлине красочное автобиографичное кино об уличной живописи «Выход через магазин подарков», а дизайнеру Кристине Ким поручено изготовить занавес-инсталляцию в 300 квадратных метров из афиш, DVD и прочих киноматериалов. Футуристические формы и содержательная история на 60-м берлинском кинофестивале, похоже, обретут смысловое единство.