Испанская гитара, стучащие кастаньеты и цыганская страсть - вот главные герои каждой истории, рассказанной при помощи байлаоры (исп. - танцора), кантаоры (исп. - певца) и токаоры (исп. - гитариста).

29 апреля - Международный день танца в честь дня рождения выдающегося французского балетмейстера Жана Жоржа Новера. Но у каждой монеты есть и оборотная сторона. Жан Новер жил классическими танцами и севернее тех, о ком пойдёт сейчас речь.

Чем может быть примечателен для нас XV век? Крушением Византии и, как следствие, переселением цыган. На южном побережье Пиренейского полуострова многие из них и остались. Испанская провинция Андалусия - вот то место, где местные музыкальные традиции были переосмыслены пришельцами и родилось фламенко.

Не верьте тем, кто считает, что фламенко можно научиться каждому и в любых условиях. Фламенко нужно чувствовать. Фламенко нужно понимать. Фламенко нужно жить. Нет точной нотной записи мелодий, полного описания танца: создавать такие подсказки было незачем цыганам. Они передают свой опыт от мастера к ученику.

Испанка, закутанная в мантон - испанскую шаль с очень длинными кистями - и держащая в руках большой веер, или же испанец, отбивающий сапатеадо (исп. - каблуками) и хлопая ладонями, - с одной стороны. Гитарист и певец - с другой. Вот это и есть фламенко. >, - объясняла мне в средних классах учительница испанского языка, показывая фотографии байлаор, - >.

Чтобы понять фламенко, нужно знать его язык. Каждое движение, каждый звук что-то обозначает. Как в балете, реформатором которого являлся уже знакомый нам Жан Новер. Сегодня многие хореографы не просто признали фламенко как особый вид танца, но и используют его движения для разнообразия других танцевальных жанров. Не отстают и музыкальные направления от наметившейся тенденции. Так появились фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и другие.

- Фламенко не может быть нецыганским.Все что существует в современном мире этой культуры: влияние школ, собственное прочтение фольклора - является > и в Санкт-Петербурге >.

Но фестивали - это всё официально и по расписанию. Для фламенко же не существует каких-либо рамок. Когда цыганская душа поёт по-испански, тогда на улице толпы танцуют фламенко. Главное почувствовать ритм каблуков, надеть на ладонь кастаньеты - и окунуться в испанский мир. Писаных правил у фламенко нет. В танце можно быть кем угодно, хоть партнёршей Хоакина Кортеса - самого популярного на сегодняшний день танцора фламенко и посла цыган в ЕС. Поэтому 29 апреля фламенко мне подарило возможность почувствовать себя испанкой. Пусть даже на мне не было традиционной мантон. Кастаньеты, веер и испанская душа - это важнее. Великий кантаор Мануэль Торрес как-то сказал одному певцу: >. Дуэнде - это та невидимая сила, которая помогает донести искусство до зрителей. Понять это сложно, как, впрочем, и всё фламенко. Фламенко можно чувствовать, но невозможно объяснить. Дуэнде - это душа. Душа - это фламенко.

. Я открыла для себя танец фламенко. А что откроете вы?

Борисова Екатерина