Ультимативное доминирование «серебряных стрел» в сезоне-2014 серьезно озадачило общественность «Формулы-1». От смены технического регламента все ожидали завершения эпохи «Ред Булл» и обострения борьбы за лидерство, но взамен получили еще более солидное преимущество одной команды. «Мерседес» выиграл 16 Гран-при из 19-ти и за весь чемпионат ни разу не посеял сомнений в своем превосходстве.

В сезоне-2015 многие желают увидеть если не поражение немецкого коллектива, то хотя бы заметное сокращение отрыва от конкурентов. Предпосылок этому, впрочем, не слишком много – скорее, следует ожидать еще более уверенного выступления конюшни из Бракли. Почему же все идет к еще одному году под знаком «трехлучевой звезды»?

Двигатель

Силовая установка «Мерседеса» стала объективно лучшей в сезоне-2014 по всем параметрам и маловероятно, что в 2015 году что-то изменится. Да, соперники получили возможность доработать свои конструкции – ФИА закрыла глаза на лазейку в регламенте – и потянуть время с омологацией новых движков. Теоретически «Феррари» и «Рено» способны приблизиться к «Мерседесу», а «Хонда» сходу полететь к победам, но куда более вероятен вариант, при котором расстановка сил существенно не изменится даже после доработки моторов – у инженеров осталось не так и много времени, а возможности по тюнингу двигателя ограничены регламентом.

Технологическое отставание конкурентов от «Мерседеса» колоссально и не отыгрывается за пару дополнительных месяцев, тем более что догоняющие коллективы наверняка будут менять большое число узлов силовой установки. Кроме того, им придется выбирать: доводить до ума новый мотор быстро или скрупулезно, но медленно? В первом случае форсирование тестовой программы неминуемо приведет к «детским проблемам», неоптимальному охлаждению установки и фактически переходу к испытаниям в гонках. Во втором – появление действительно конкурентных моторов будет отложено на несколько Гран-при. Вопрос в том, насколько? Заявления о том, что уже на пятом этапе в Испании «Рено» и «Феррари» выкатят болиды с новыми двигателями, кажутся слегка оптимистичными. Обе компании, понимая, что в случае еще одного провала новой возможности мотор у них не будет, наверняка перестрахуются: лучше потратить половину сезона или даже превратить весь год в тестовый, а затем действительно включиться в борьбу за победы, чем еще раз сесть в лужу.

Кстати, ФИА не запрещает доработать силовую установку и самому «Мерседесу». Что помешает немцам начать сезон с прошлогодним – по-прежнему лучшим в пелотоне агрегатом, – а спустя несколько Гран-при спокойно внедрить еще более мощную новинку?

В общем, в первых гонках сезона у «серебряных стрел» конкурентов не будет точно – либо все команды сохранят моторы 2014 года и доминирование «Мерседеса» останется прежним, либо немецкая команда сходу перейдет на новый движок – тогда впору будет предаваться воспоминаниям об «Уильямсе» образца 1992 года.

Машина

Секрет успеха «Мерседеса» кроется не только в моторе. W05 брал кубки пачками еще и благодаря общей удачной концепции и успешному аэродинамическому пакету. Чего стоит только передняя подвеска, позволившая оптимизировать воздушный поток вокруг шин.

Можно вспомнить и сезон-2013. Уже тогда немецкая команда вполне успешно билась с «Ред Булл» в первой половине сезона – мешало лишь не слишком бережное обращение болида с резиной. Во второй части того чемпионата в Бракли отказались от борьбы да и шинный регламент способствовал повышению результативности «быков», однако высокая скорость серебристой машины была очевидна.

Концепция болида «Мерседеса» улучшалась от сезона к сезону и сейчас успешно работает – сомнительно, что коллектив внезапно проиграет технологическую войну соперникам. Тем более что у конкурентов проблем хватает – у одних болиды в последние годы получаются неудачными, другие лишились ведущих инженеров, а третьи вовсе проводят глобальную реструктуризацию.

Развитие по ходу сезона

Если раньше «Мерседес» не отличался успешным развитием машины, а скорее, скатывался вниз после неплохого старта, то сезон-2014 показал, что технический штаб наконец-то работает в полной мере грамотно. «Серебряные стрелы» начали за здравие и так же закончили, к концу сезона даже увеличив отрыв от соперников. Преимущество над соперниками на некоторых трассах достигало чуть ли не 1,5 – 2 секунд – это поистине колоссальная разница, которую поможет отыграть только очень серьезный технологический прорыв.

И кто сказал, что чемпионская команда будет сидеть сложа руки? «Мерседес» также продолжит развивать машину – неужели он не удержит лидерство? У коллектива есть хороший отрыв, отлаженная работа технического штаба и большой бюджет – то есть все, что нужно для повторения успеха 2014 года.

Гонщики

Поклонники «Макларена» могут поспорить, однако возьму на себя смелость утверждать, что именно у «Мерседеса» сейчас сильнейшая пара гонщиков в «Формуле-1». Льюис Хэмилтон провел блестящий сезон, и, кажется, после завоевания чемпионства обретет лишь большую уверенность в своих силах. Росберг также зарекомендовал себя великолепным спортсменом – обставил Льюиса в квалификациях, демонстрировал отличную стабильность и высокий темп весь сезон, а чего стоит его пилотаж на Гран-при Канады с полумертвым двигателем! Помимо прочего, в «Мерседесе» присутствует стабильность, которой не могут похвастаться другие команды – Квят поедет лишь второй сезон (и первый – в «Ред Булл»), Феттелю в «Феррари» предстоит болезненный процесс адаптации к своенравному алому болиду, а чего ждать от «Макларена» и, соответственно, Фернандо Алонсо, сейчас не может предсказать никто.

Возможно, я зря недооцениваю пилотов других команд, однако пара Хэмилтон – Росберг является не просто быстрой и опытной, но еще и прошедшей через очень сложные времена и конфликты в коллективе – с этим уж точно не поспорить. И англичанин, и немец – великолепные гонщики, и в новом сезоне они станут только сильнее.

Что может помешать?

Если соперникам все же удастся совершить рывок и слегка приблизиться к «Мерседесу», то злую шутку с командой может сыграть демократичность ее боссов. Когда твой болид быстрейший, легко позволить своим гонщикам бороться между собой. Но если так поступать в условиях борьбы с другими коллективами, то можно потерять все, даже обладая более быстрой машиной – «Уильямс» в сезоне-1986 и «Макларен» 2007-го тому яркие примеры. Даже в 2014 году не столь далек от двух пилотов «Мерседеса» был Даниэль Риккардо – для оказания полноценного давления ему не хватило лишь очевидной нехватки мощного мотора.

Другой момент, вызывающий опасения за доминирование «серебряных стрел» – фактор «Пирелли». Итальянцы интригуют, обещая избрать агрессивный подход к разработке шин – это надо понимать так, что составы вновь станут мягче. Как не вспомнить, что в 2013 году у команды из Бракли были большие проблемы с мягкими покрышками – серебристые болиды немилосердно «жрали» резину. В сезоне-2014 шины стали жестче, но исчезла ли до конца беда с повышенным износом резины у «Мерседеса»? Кроме того, от «агрессивности» «Пирелли» можно ожидать чего угодно – в том числе и повторения бедлама образца первой половины сезона-2012. Любая нестабильность и перемены в этой области явно не на руку конюшне из Бракли.

Если бы я увлекался ставками, я бы недолго сомневался, на чью победу мне нести деньги в букмекерскую контору. «Мерседес» слишком силен и его лидерство в сезоне-2015 почти не подлежит сомнению. За «серебряных стрел» говорит много факторов, главным из которых является стабильный и подходящий концепции нынешнего автомобиля команды регламент – текущее преимущество нельзя растерять за один сезон.

Однако не спешите заранее хоронить чемпионат 2015 года – даже прошедший год в условиях доминирования одного коллектива трудно было назвать скучным. Да и «Формула-1» способна удивить в любой момент.

Глеб Каланов