С нового сезона представитель России в «Формуле-1» Даниил Квят будет защищать цвета «Ред Булл». «Газета.Ru» рассуждает о трудностях, которые поджидают 20-летнего спортсмена в Милтон-Кейнсе.

Новость о повышении в статусе Даниила Квята застала врасплох не только российского пилота «Торо Россо», но и многочисленную армию любителей «Формулы-1» — от болельщиков до прожженных аналитиков с экспертами.

Все потому, что события, открывавшие автоспортивный уикенд в Японии, сменяли друг друга с реактивной скоростью. Не успел полномочный чемпион мира Себастьян Феттель вечером пятницы объявить о переходе в «Феррари», как уже за субботним завтраком уроженца Уфы представляли в ранге боевого пилота «Ред Булл» — 2015.

Карьерный рост для дебютанта «Королевских гонок», безусловно, фантастический. Ведь двери гоночной элиты распахнулись для него фактически в «детском» возрасте — еще пару сезонов назад в пелетоне состязались спортсмены, годящиеся Дане в отцы. Плюс перспективы для развития таланта и выхода на ведущие роли у Квята блестящие.

С одной стороны, богатейшая конюшня Больших призов наверняка обеспечит спортсмена достойной техникой. Как ни крути, после четырех лет гегемонии «быкам» сам бог велел держать заданную с сезона-2010 планку. И пропуск «Мерседеса» на высшую ступень пьедестала в нынешнем году лишь подстегнет дружину из Милтон-Кейнса к отвоевыванию Кубка конструкторов.

С другой стороны, сам Даниил уже вполне созрел для того, чтобы покорять заветные высоты «Ф-1». Он поступательно реализовывал себя в минорных сериях, добиваясь успеха в «Формуле БМВ», «Формуле Рено» и европейской «Формуле-3». Затем продемонстрировал отменную эффективность в черновой работе на молодежных тестах «Ред Булл»: техническая подкованность, владение четырьмя языками при организации обратной связи и умение в гоночном процессе корректировать собственные ошибки сформировали Квяту отменное резюме.

Наконец, нынешний сезон в составе «бычков», по ходу которого дебютант «королевского» класса набрал первые очки и лишь немного отстал от куда более опытного напарника, подтвердили очевидное. В «промоушне» россиянина из дочерней команды «Ред Булл» в основную нет никакого риска.

Более того, схожим образом в свое время двигался из самых низов к вершинам Себастьян Феттель, доказавший успешность подобной стратегии. Даниилу же всего-то и требуется, что не сбиться с колеи, накатанной четырехкратным чемпионом мира.

Тем не менее на пути россиянина уже сейчас можно рассмотреть преграды, способные застопорить карьерный прогресс. Акцентируем внимание на самых очевидных и сложных из барьеров.

Напарник

Как бы удивительно это ни звучало, но австралийца Риккардо — этого добряка с улыбкой до ушей — россиянину надо опасаться прежде всего. И точно не потому, как уже шутят острословы, что первое время мостик может путать пилотов, отдавая приказы Даниилу вместо Даниэля.

Номинально второй пилот «Ред Булл» всего за год сотрудничества с Себом Феттелем уделал чемпиона мира по всем фронтам — начиная от количества побед в сезоне (на счету представителя Зеленого континента их уже три) и заканчивая местом в индивидуальном зачете. Пока немец плетется в середине топовой десятки, «оззи» претендует на подиум по итогам чемпионата. Согласитесь, звучит устрашающе, если вспомнить, что Риккардо только зимой перебрался из стойла «бычков» в основную конюшню.

Он, как и Квят, молод, голоден до побед и невероятно быстр. Плюс ко всему имеет на год больше «стажировки» в главном коллективе «парнокопытных», что уже позволило ему уяснить основные принципы работы и взаимодействия в Милтон-Кейнсе.

Очевидно, что именно Даниэля команда будет рассматривать как свою основную силу. И не стушеваться в тени напарника, не превратиться в безропотного Санчо Пансу для Дон Кихота — ключевая задача Квята в сезоне-2015.

Давление ожиданий

Спросите у Марка Уэббера, каково это работать в «Ред Булл», когда высшее начальство питает слабость к напарнику, а тебя, даже демонстрирующего пристойные на фоне пелотона результаты, душит психологическим прессингом по всем фронтам. Австралиец, толком под нагрузкой не устоявший, признается: чертовски сложно. И это ветеран, который в карьере повидал всякое: от «мертворожденных» болидов, не приспособленных для гонок, но выставленных командой на старт, до отсутствия возможности на равных сражаться с партнером за рулем чемпионского шасси.

Квяту же со всеми этими «прелестями» пиранья-клуба под названием «Ф-1» придется столкнуться уже в свои 20. Испытание не для слабонервных, особенно на фоне «реакционного» сезона. Что ни говорите, но нынешний триумф «Мерседеса» для гегемона автогонок последних лет — словно пощечина. И уж точно владелец конюшни миллиардер Дитрих Матешиц не постоит за ценой ради возвращения пальмы первенства.

Вопрос в том, как будет работаться пилотам в атмосфере производства «здесь и сейчас»? Как суммы, направляющиеся на развитие машины, обернутся против напарников, случись количеству завоеванных баллов не дотянуть до ожидаемой планки? Сколь комфортно станет гонщикам (и прежде всего новичку Квяту) садиться в кокпит, если его заезды станут обрамляться критическими цитатами Гельмута Марко и Кристиана Хорнера — людей, сегодня Даниила поддерживающих?

Поверьте, полярная смена тональностей в оценках этих людей более чем реальна. А значит, вместо «тепличной» атмосферы команды-семьи Даниил внезапно может обнаружить себя внутри сгустка коллективного негатива. И это точно не добавит спокойствия пилоту.

Техническое несовершенство болида

В минувшие годы за широкой спиной Эдриана Ньюи «Ред Булл» чувствовал себя как за каменной стеной. Гений конструкторской мысли сооружал и совершенствовал модель с индексом RB так эффективно, что даже в ходе сезона «апдейты» соперников не позволяли конкурирующим шасси стать вровень с британским.

Нынче же поводов для тревог в Милтон-Кейнсе хоть отбавляй. Во-первых, версия-2014 из-за специфики компоновки оказалась далека от идеала, и даже после ряда доводок осталась без скорости, достаточной для конкуренции с лидерами на каждом треке чемпионата мира.

Во-вторых, Ньюи хоть и продолжит в 2015-м сотрудничество с «Ред Булл», будет осуществлять его не так плотно, как раньше, концентрируясь на иных проектах. Соответственно, влияние мэтра ослабнет, оставив зазор как для экспериментов (возможно, успешных), так и для ошибок (возможно, фатальных). Предсказать, куда качнется маятник, сложно, особенно если учесть, что в таком формате «Ред Булл» заработает впервые.

Наконец, наличие новичка в команде подразумевает ряд адаптационных трудностей. «Быки» пока лишь в общих чертах осознают нюансы пилотажного стиля Квята, его приоритеты в тех или иных аспектах настройки машины.

Поэтому в межсезонье, скорее всего, Даниил с механиками сформирует лишь базовый концепт своего идеального кара. Затем уже лишь в гоночном формате будет шлифовать нестыковки деталей. Это требует времени, сил и жертвы определенной частью результатов, что, в свою очередь, по умолчанию дает Риккардо фору по сравнению с напарником.

Впрочем, Квяту не привыкать выпутываться из подобных ситуаций. Будь иначе, на повышение в минувшую субботу отправился бы не Даня, а его собрат по «Торо Россо» Жан-Эрик Вернь.