После первых этапов «Формулы-1» стало ясно, что чемпионом будет один из гонщиков «Мерседеса». Но какой? Сегодня мы не будем делать очередного вброса или разжигать новый флейм бессмысленным и беспощадным спором, кто из них лучше как гонщик. Давайте лучше порассуждаем, кто достойнее этого титула.

Начиная свои рассуждения, прошу заметить вот что: я ни в коем случае не стараюсь в данном тексте очернить одного пилота и обелить другого или наоборот. Я просто пытаюсь систематизировать все, что знаю о них (да, в том числе и личные симпатии), и решить наконец, какого чемпиона хотелось бы мне, надеясь на конструктивный диалог на эту тему со своими читателями.

Все же титул чемпиона – это не пустой звук для нашей любимой «Формулы-1». Эта вроде как бесполезная в хозяйстве посуда и пара простых слов венчают сезон, целые года работы сотен, а то и тысяч талантливейших и умнейших людей. Этот титул выдается навсегда, кем бы ты ни был перед ним и кем бы ты ни стал после. Все решает трэк, это верно. И если ты на нем, ты уже достаточно хорош, чтобы считаться одним из лучших. Но для этого достаточно быть очень быстрым. Довольно часто человеческие качества уже не играют столь большой роли. Но должен ли быть чемпион только лишь быстрым гонщиком? Ведь титул чемпиона – это не просто пожизненная почетная прибавка к имени. Чемпион «Формулы-1» – это ее символ в этом сезоне. Вы смотрите на чемпиона – и понимаете: так вот какой ты была, «Формула» того года. Такая же безбашенная ли, как и Хант в 76-м, такая же по-баронски могучая и степенная, как и Шуммахер в 2002-м… А может, такая же горячая и непредсказуемая, как Алонсо в 2006-м?.. В любом случае, сезон остается в памяти во многом именно по образу чемпиона. «Ах, Феттель выиграл 4 раз подряд, наверное, сезон был до противного скучный…»

А ведь Льюис Хэмилтон уже становился один раз символом сезона. Кто забудет то самое превосходство Массы на 1 очко, косвенно превратившее Фелипе в законченного неудачника? О, то был такой же безумный сезон, с победой «Торо Россо» ныне четырехратного в Италии… Разве когда-нибудь мы еще увидим такое? Но так же вряд ли кто забудет его постоянные разборки с напарником – Алонсо. От которых гораздо больше пострадала команда. Та самая команда, которая привела его в «Формулу-1», сделала болид, на котором он так круто проехал свои первые два сезона… Выглядело это просто ужасно. Но это спорт, бывает всякое, все же борьба была за самое главное в жизни спортсмена – первое место. Хоть неприятный осадок и остался, разве нет?

При этом про его соперника в этом году – Нико Росберга – ни мне, ни википедии, ни чему бы то еще не удалось вспомнить ни одной подобной истории. Росберг всегда спокоен и корректен и никогда не говорит ничего, что может тенью упасть на команду. Представить, что из-за его слов команда будет лишена очков за Гран-при – немыслимо, но если вы не согласны, то расскажите, почему.

Я не буду говорить о гоночных преимуществах одного или другого. Эти четыре Гран-при показали, что Хэмилтон серьезно добавил в плане аккуратности и экономности пилотирования. Но насколько хватит столь прекрасной формы? Еще никому не удавалось провести весь сезон на стабильно космическом уровне. При этом у его напарника легко диагностируется излишний избыток желания удержать и упрочить лидерство в чемпионате.

Нико прекрасно понимает, что второй такой возможности может уже и не быть: если в этом сезоне он не преподнесет себя по-настоящему как равного Хэмилтону, то в следующем сезоне его снова вернут на позицию бесправного вторикеллы, и тогда семья Росбергов может распрощаться с надеждой на династию чемпионов. Поэтому мы видим чрезвычайный риск Нико, дабы он взял свое, пока есть шанс, как сделал его отец. И это вроде бы и неплохо, но Росберг таким образом перестает быть похожим на самого себя, рискуя чуть ли не на каждом вираже. Его сила не в агрессивности, и проблема не в низкой скорости, а в психологии того, что он должен сделать для победы.

Как результат, Хэмилтон больше напоминает Нико прошлого сезона и выигрывает гонку за гонкой, а Росберг, наоборот, больше похож на Хэмилтона в плане сальдо «риск-результат». В итоге предсезонный расклад о том, что выиграет самый спокойный и аккуратный, оказывается правдивым. Просто на данный момент мы видим такие качества у других пилотов.

Как главное подтверждение этих слов можно расценивать Гран-при Китая. Осознав, что конкуренцию в борьбе за победу Нико из-за технических проблем оказать все равно не в состоянии, он резко успокоился и снова стал самим собой: человеком с четко поставленной целью и отлично выверенным безошибочным исполнением. Он в прекрасном стиле не оставил ни малейшего шанса никому другому, сохранив за собой свое лидерство в чемпионате и выполнив план. Кто-то может сказать, что у него болид, наголову превосходящий остальных, но ехать вот так, практически вслепую… Тут нужна такая аккуратность, которая даже Чилтону не снилась. Каждый ли смог бы?

При этом вопросов к Хэмилтону как к пилоту нет. Он взял лучшее от собственного пилотирования, пилотирования Нико и возможностей болида. Возможно, в идеальных условиях в максимальной концентрации сегодняшний Льюис действительно сильнее немца как пилот. Но возникает вопрос в другом. Насколько Хэмильтон достоин получить этот титул? И насколько достоин это сделать его напарник?

Все мы знаем о скорости Хэма и о его невероятном дебюте в «Ф-1». Но многие забывают о таком же у Нико. А он, между прочим, набрал рекордное количество очков на симуляторе Уильямс за всю историю команды и первом же своем Гран-при поставил быстрый круг. Если посмотреть на разницу в уровнях машин, на которых они начали зарабатывать свое реноме, то в принципе можно выписать им паритет. Что опрокидывает установившееся со временем мнение, что чемпионом скорее должен стать Льюис просто потому, что он быстрее и так было всегда.

Но разве чемпион не должен иметь человеческие качества под стать скорости?

Кто-то может сказать, что в гонках, да и вообще в спорте это неважно. Однако в футболе, например, все ненавидят мерзких симулянтов, как бы круто они ни играли и сколько бы титулов не выиграли. Никто не любит безголовых дубоволов, никто не любит развратников, предающихся утехам с проститутками, имея жен и детей. Чемпион должен быть непогрешим, чтобы быть Чемпионом, чтобы за ним все признавали это право, чтобы в истории не осталось памяти о том, что это произошло «случайно», «в кризисный год» или «им просто повезло/они отскочили».

И вот вопрос. Разве в «Формуле-1» как-то по-другому?

Разве в вас, фанатах, не вскипало праведное негодование, когда британец приезжал на гран-при с привеликой помпой, с подружкой-попзвездой и собакой? Да и вообще, что можно сказать о человеке, первым делом после гонки одевающим сережки? Конечно, это личное дело каждого, и это не намек на бородатый анекдот про пиратов и людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Просто разве именно об этом должен думать гонщик сразу после финиша? Чтобы не быть голословным, хочу заметить: в кокпите под шлемом сережки пилотам не разрешены (да и разве может быть по-другому, когда счет действительно уже идет на граммы). Но на очень многих фотографиях «сразу после победы» или просто после гонки они уже на Хэмилтоне. Кажется, ничем не примечательный факт. И можно даже сказать, что Льюис правильно делает, что постоянно заботится об имидже. Но тот ли это имидж, который нужен чемпиону «Ф-1»? Хотим ли мы именно такого чемпиона? Ведь он со своим имиджем будет представлять этот сезон, это поколение в истории.

Многие могут упрекнуть Росберга в том, что он – образец «стерильности» современной «Ф-1». Что он явно не посмеет сказать ничего неугодного команде, что следить на ним в паддоке скучно. С точки зрения телетрансляций я, может быть, и соглашусь. Но есть и другая точка зрения. Точка зрения самоотдачи. Трудно представить, сколько усилий Нико затрачивает, чтобы быть настолько «безупречным». Полный самоконтроль каждую секунду. Но если кому-то это и под силу, то именно умнейшему Росбергу. Шутка ли – знать 5 языков. И не просто знать и быть, а еще и вкалывать гораздо больше, чем напарник, о чем и сам Льюис признавался в интервью. Только он говорил, что Росберг остается, чтобы сделать ту же работу, что выполнил быстрее сам Льюис, но в свете трудолюбия и ума немца эта версия звучит как-то неправдоподобно, разве нет?

У каждого из нас при выборе, сознательном или подсознательном, за кого же нам болеть, всегда встает вопрос личной вовлеченности, личного отождествления себя с кем-нибудь. Желающие постоянно выигрывать болеют за Феттеля или Шумахера, а желающие бросить вызов авторитетам – за Баттона с 2009-го, за Алонсо с 2005-го, или за Риккардо с Австралии этого года. Это понятно, и это правильно, ведь ужасно жутким выглядело бы выбирать себе команду по названию или гонщика по номеру. Все же спорт для болельщиков – это именно эмоциональная вовлеченность, а иначе какой же он тогда болельщик? Поэтому хотелось бы узнать ваше мнение. Свое мнение я давно уже знаю и высказал: я держу кулаки за Росберга. А кого бы хотели видеть чемпионом вы?