Рон Деннис вновь будет играть важную роль в жизни «Макларена». Блог «Версификаторные россказни» разбирается, к чему это может привести.

История первая: с Деннисом «Макларен» станет сильнее

Удивительная вещь – новость о возвращении Рона Денниса на пост исполнительного директора McLaren Group вызвала всеобщее одобрение: на базе в Уокинге речь духовного лидера встретили аплодисментами, твиттер радостно забурлил, а в среде болельщиков английской команды наконец-то появились позитивные комментарии.

Такая реакция ожидаема – смотреть на мучения легендарной конюшни, кажется, устали все. С момента ухода Рона «Макларен» постепенно погрузился в тяжелый кризис (речь о спортивных результатах в «Формуле-1»): растерял ведущих специалистов, а в прошлом году серьезно ошибся, выбрав неверный курс в развитии болида, и в итоге ни разу не добрался до подиума.

Повод для радости пока что основывается на прошлых заслугах Денниса – более 30 лет назад он поднял умирающую команду со дна и буквально за пару сезонов сделал ее чемпионом, привел множество сильных партнеров, а также подхватил выпавшее у «Лотуса» знамя флагмана в области технического прогресса в «Формуле-1».

Ошибки тоже были – холодная война с Лаудой, трудности с Алонсо, уничтожение отношений с Хэмилтоном, жесткие стыки с Мосли и «Феррари», – но все же есть несколько причин полагать, что возвращение Рона окажет позитивное влияние на команду.

Поиск гонщиков, спонсоров, технических партнеров, инженеров и даже выбор направления развития болида у Денниса развиты лучше, чем у кого-либо в руководящем составе «Макларена» Ретвит

У Денниса есть чутье, и оно действует во многих областях. Поиск гонщиков, спонсоров, технических партнеров, инженеров и даже выбор направления развития болида у него развиты лучше, чем у кого-либо в руководящем составе «Макларена». Мартин Уитмарш может 20 с лишним лет идеально исполнять обязанности «правой руки», уметь общаться с коллективом и ладить со всеми гонщиками, но при этом не способен указать правильный путь, дорогу, по которой необходимо двигаться всей организации.

Это не объяснить рационально. Чутье либо есть – либо его нет. Мартин, привыкший полагаться только на цифры и данные, уже несколько раз крупно ошибался в ключевых моментах: в 2003-м настоял на том, чтобы Эдриан Ньюи продолжил работу над провальным болидом MP4-18 (доработанная версия – MP4-19 оказалась медленной), а через 10 лет испугался застоя в развитии MP4-27 и дал указание инженерам взяться за разработку совершенно новой концепции машины. Результаты видели все.

Вторая важная вещь – Деннис не вернется на пост руководителя конюшни. Думаю, это хорошая новость, ведь в противном случае она доказала бы наличие мощнейшего структурного кризиса: если успехи целиком и полностью зависят только от одного человека, то как коллектив будет жить самостоятельно? В нынешней же ситуации председатель группы не будет принимать рутинных решений, а займется лишь указанием общего курса. Вопрос лишь в том, удержится ли Рон от соблазна вмешаться в повседневные рабочие процессы? История вторая: Браун заменит Уитмарша на посту руководителя команды?

Я не стану утверждать, что дни Уитмарша в «Макларене» сочтены, но ситуация, безусловно, деликатная. Мартин – один из самых опытных и ценных сотрудников команды и по-прежнему очень влиятельная фигура в структуре компании. Кроме того, увольнение руководителя конюшни незадолго до старта сезона – не лучший ход нового председателя, если только тот не рассчитывает на разрушение старого порядка и строительство нового.

Компромиссом могло бы стать урезание полномочий Уитмарша и перевод англичанина на предыдущую должность – управляющего командой, но с сохранением почестей и регалий (то есть, чисто номинально оставить руководителем), – до тех пор, пока не будет найдена равноценная замена.

Однако давайте поставим себя на место Мартина: он прошел по карьерной лестнице «Макларена» полный путь, практически достиг вершины, но затем был свергнут. Много ли у него шансов вновь вернуться на должность исполнительного директора? Полагаю, что нет, и это значит, что если Уитмарш по-прежнему планирует покорять вершины, ему лучше покинуть компанию и найти новое место работы.

Если Деннис и Уитмарш все еще способны сохранять деловые отношения (а если верить британской прессе, трещины возникали и три года назад, и в конце 2012-го) и оба по-прежнему ратуют за будущее «Макларена», оба переступят через гордость и продолжат совместную работу. Реально ли это? – Думаю, этим вопросом и задаются обе стороны.

Браун скорее станет человеком «Хонды», чем «Макларена» Ретвит

Кроме того, кем вообще сейчас заменить Уитмарша? Росс Браун, которого прочат в новые руководители конюшни из Уокинга, фигура очень сильная, но с ним связаны трудности.

Во-первых, у Росса по-прежнему действует контракт с «Мерседесом». Да, он в отпуске, и, возможно, после вынужденного отдыха вернется в «Формулу-1» в каком-либо качестве, но это произойдет не скоро.

Во-вторых, Браун наверняка захочет полную свободу действий. Особенно после того, как его выперли из «Мерседеса». Сможет ли Рон совсем не влезать в работу Росса? Хотя верю, что если у Денниса есть план заманить Брауна на работу, он найдет весомые аргументы.

Есть еще и личное ощущение, что Браун скорее станет человеком «Хонды», чем «Макларена». И что в будущем он будет играть роль рупора японской компании, которой обязательно потребуется человек (особенно тот, с которым ей уже доводилось работать), разбирающийся в «Формуле-1» на самом высоком уровне. История третья: путь в «Макларен» для Алонсо закрыт?

Едва узнав о возвращении Денниса, некоторые журналисты тут же поспешили закрыть для Фернандо Алонсо путь в Уокинг. Да, историю 2007 года Рон вряд ли когда-нибудь забудет, однако если новые партнеры из Японии потребуют подписать контракт с испанским гонщиком, Деннис вряд ли упрется:

«Люди должны понимать, что главная задача любой команды «Формулы-1» – выигрывать гонки. Какие бы ни были обстоятельства, мешающие команде побеждать – инженерные, фискальные или человеческие, – их нужно решать. Никогда не говори никогда».

Правда, я бы не стал ожидать Фернандо в «Макларене» раньше 2016 года.