Пока Себастьян Феттель празднует досрочное завоевание титула, Sports.ru вспоминает еще пятерых гонщиков «Формулы-1», раньше всех оформлявших победу в чемпионате мира.

Джим Кларк

Досрочные победы: в 1963 и 1965 годах — за 3 этапа до конца сезона

Сверхталантливый шотландец был одним из первых в «Формуле-1», кто выиграл чемпионский титул без шансов для соперников. Кларку довелось пилотировать машины великого Колина Чепмена, в том числе знаменитый «Лотус» 25 – первый болид, в конструкции которого был использован монокок. В 1962 году Джим оказался вице-чемпионом, но в следующем сезоне конкурентов у него не было — победы в семи гонках из десяти сделали Джима чемпионом, а «Лотусу» принесли первый Кубок конструкторов.

Ненадежность болида не позволила Кларку стать чемпионом в 1964-м, однако в сезоне-1965 он вновь взял титул, и как — одержал победы в шести гонках из семи, пропустив Гран-при Монако ради «Инди-500», где также смог выиграть.

Если вы хотите знать, в каком стиле побеждал Джим Кларк, то пересмотрите осенние Гран-при сезона-2013 – доминирующий стиль действующего чемпиона имеет много сходств с победами легендарного шотландского чемпиона. Недаром Кларк с большим отрывом лидирует по количеству завоеванных «Больших шлемов» – у него их целых восемь! Остается только догадываться, сколько еще титулов мог взять британец, если бы не фатальная авария в 1968 году на трассе в Хоккенхайме.

Джеки Стюарт

Досрочные победы: 1969 и 1971 годы — за 3 этапа до конца сезона

Джеки доказал, что является пилотом чемпионского калибра еще в 1968 году — с больной рукой он едва не выиграл гонку в Спа, а затем в «Зеленом аду», на «Нюрбургринге», в дождь и туман лидировал всю гонку и опередил ближайшего соперника на четыре минуты. Тогда титул ускользнул к Грэму Хиллу, но уже в следующем сезоне Стюарт не оставил шанса никому — шасси «Матра» не часто ломалось, в отличие от конкурентов, и позволило выиграть шесть гонок из восьми с начала чемпионата.

Спустя два года шотландец снова повторил успех — и вновь очень уверенно. Оставшись с командой Кена Тиррелла после провального сезона-1970, когда команда лишилась партнерства с авиакосмическим концерном «Матра» и вынуждена была покупать не хватающий звезд с неба «Марч» 701 до постройки собственного шасси, он дождался новой машины, построенной инженером Дереком Гарднером. Эта машина обладала отличным потенциалом, который Стюарт смог реализовать в полной мере. Свою роль сыграло также обилие технических проблем у соперников, что в те годы было обыденностью. Так или иначе, заслуг Стюарта это ни в коей мере не умаляет — шесть побед и второй чемпионский титул в кармане.

Найджел Мэнселл

Досрочная победа: 1992 год — за 5 этапов до конца сезона

Большой Найдж неоднократно в своей карьере останавливался в шаге от титула — в 1986-м было эпическое поражение в Аделаиде, в 1987-м побороться с Нельсоном Пике помешала авария на «Сузуке», а в 1991-м неудачный старт сезона не позволил британцу догнать Айртона Сенну. Но в сезоне-1992 Найджел дорвался: невероятный болид «Уильямс» FW14B с активной подвеской, напичканный всевозможной электроникой, не имел конкурентов – в квалификациях Найджел и его партнер Риккардо Патрезе регулярно привозили соперникам по две-три секунды на круге.

У Мэнселла в руках была машина мечты, за рулем которой он обновил сразу несколько рекордов «Формулы-1», некоторые из которых остаются непокоренными и по сей день. Британец выигрывал гонки одну за другой, оформив титул в середине августа, после чего в оставшихся Гран-при перестал феерить, а после окончания сезона и вовсе покинул «Ф-1», перебравшись в CART, где также смог стать чемпионом.

После побед Мэнселла электронные системы получили огромное распространение, и если в 1992 году лишь «Уильямс» использовал ноу-хау вроде активной подвески («Феррара» смогли реализовать нечто подобное лишь к двум последним этапам), то уже 1993 год прошел под знаком повального использования электроники. Такие вещи, как АБС и электронная педаль газа сильно упрощали пилотам управление машинами, кроме того, их совершенствование обещало быть бесконечным и требовало огромных денежных затрат, поэтому в еще в середине года ФИА приняла решение поставить под запрет АБС и активную подвеску, мотивировав это желанием сохранить «Формулу-1» как соревнование пилотов, а не технологий.

Михаэль Шумахер

Досрочные победы: 2001 и 2004 годы — за 4 этапа до конца сезона, 2002 год — за 6 этапов до конца сезона

В 2000 году Михаэль наконец-то смог победить Мику Хаккинена и выиграть третий титул, начав новую эру имени себя и «Феррари». В следующем году немец пилотировал блестяще и титул выиграл довольно легко, несмотря на то, что его «Феррари» не имела такого уж большого преимущества над конкурентами — но в «Уильямс-БМВ» страдали от технических сходов и горячности своих пилотов и не могли конвертировать неплохую скорость болида в регулярные успехи на трассе, не обходили проблемы стороной и «Макларен», но главной бедой конюшни из Уокинга в том году стала утрата мотивации Микой Хаккиненом, который явно устал от гонок. Одним словом, бороться с Шумахером было по большому счету некому, и уже на этапе в Венгрии немец оформил чемпионство.

В 2002 году преимущество Шумахера стало еще более явным — заполучив «Феррари» F2002, лидер Скудерии на всех парах помчался к титулу. Единственным соперником мог быть только напарник, но в те дни, когда Рубенс Баррикелло был близок к успеху, ему указывали на место – на печально знаменитом Гран-при Австрии бразилец пропустил Михаэля прямо перед финишной чертой.

Страшно сказать, но борьба за победу в чемпионате прекратилась уже в середине июля, на трассе «Маньи-Кур», за 6 этапов до финиша сезона! Но и на этом немец не успокоился – в том сезоне он установил еще один рекорд, закончив все гонки чемпионата на подиуме...

Из-за успехов Михаэля и «Феррари» ФИА поменяла систему начисления очков в чемпионате, чтобы снизить цену победы и сохранить интригу в первенстве до последних Гран-при сезона.

2004 год во многом напоминал события двухлетней давности – снова победы, снова рекорды: 12 первых мест в 13 гонках со старта чемпионата! Титул Михаэль оформил еще в Бельгии, за 4 этапа до конца первенства, после чего откровенно расслабился, да и команда взялась помогать Баррикелло в оформлении вице-чемпионства.

Пять лет доминирования одного пилота и одной команды не могли не сказаться на популярности «Формулы-1» и привели к серьезным изменениям в регламенте — организаторы приняли решение запретить смену шин по ходу гонки, тем самым лишив «Феррари» преимущества, что давали красной команде мягкие шины «Бриджстоун», разрабатываемые по большому счету именно под Скудерию. Изменения оправдали себя — в 2005 году Шумахер не смог бороться за титул.

Себастьян Феттель

Досрочные победы: 2011 год — победа за 4 этапа до конца сезона, 2013 год — победа за 3 этапа до конца сезона

После первого титула, завоеванного в последней гонке сезона-2010, немецкий гонщик получил в свое распоряжение блестящий болид RB7 – безусловно, лучшую машину года, с которой немцу удалось взять рекордные 15 поулов за сезон и 11 побед в гонках. Чемпионский титул пришел к Себу в Японии, за четыре этапа до конца чемпионата, но даже после решения главной задачи немец не утратил мотивацию и одержал еще две победы. Он вполне мог бы выиграть все четыре оставшихся этапа, но в Абу-Даби гонщику «Ред Булл» помешал прокол на первом же круге, а в Бразилии проблемы с коробкой передач не позволили побороться за победу с Марком Уэббером.

Можно долго спорить о том, насколько велик вклад Эдриана Ньюи и его детища RB9 по сравнению с работой самого Себастьяна, но факт остается фактом — в нынешнем сезоне немец не оставил никому шансов. Выйдя в лидеры чемпионата уже после второго этапа в Малайзии, где Феттель морально уничтожил, возможно, своего главного конкурента Марка Уэббера, первую строчку Себ больше не упускал. Он стабильно реализовывал потенциал болида на протяжении всего сезона — за исключением технического схода в Сильверстоуне – и ни разу не опускался ниже четвертого места.

Бонус. Йохен Риндт

Досрочная победа: 1970 год — за 1 этап до конца сезона

Титул Риндта, без сомнения, самый печальный и трагичный в истории «Формулы-1». В сезоне-1970 за рулем великолепного «Лотус» 72 австриец вдохновенно шел к победе в чемпионате — чего стоит только его победа в Монако, когда Йохен воспользовался ошибкой Джека Брэбэма и вырвал викторию в последнем повороте гонки, или же феерическая борьба с Жаки Иксом на Гран-при Германии, в котором после частой смены лидера Риндт опередил бельгийца всего на 0,7 секунды, – но так ее и не увидел.

В Монцу австриец приехал с огромным очковым перевесом перед конкурентами. Перед квалификацией он принял очень рискованное решение снять антикрылья, дабы увеличить максимальную скорость болида. Но это, а также неисправный тормозной вал машины сыграли с ним злую шутку — в «Параболике» «Лотус» лидера сезона сорвало и унесло прямиком в отбойник. Возможно, Риндт и смог бы отделаться несколькими переломами, но подвел ремень безопасности, захлестнувшись на шее гонщика и пряжкой перерезав ему горло...

После смерти лидера первенства до финиша сезона осталось провести четыре гонки, и, теоретически, догнать австрийца мог бы Жаки Икс, но на предпоследнем этапе бельгиец утратил все шансы на титул, что сделало Йохена Риндта первым и единственным в мире гонщиком, ставшим чемпионом мира посмертно. Чемпионский кубок принимала его вдова Нина Риндт. Австриец навсегда вошел в историю «Формулы-1» как очень быстрый и блестящий гонщик и как автор «рекорда», который ни один пилот никогда бы не хотел повторить.