Алонсо, Феттель, Баттон и другие самые молодые дебютанты «Формулы-1», в компании которых в 2014 году окажется россиянин Сергей Сироткин, – в блоге «Версификаторные россказни».

Тарсо Маркеш

Дебют: Гран-при Бразилии 1996 года. Возраст: 20 лет, 2 месяца, 12 дней

Карьеру бразильца можно разделить на две части: быстрый взлет до «Формулы-1» и коллапс, наступивший после дебюта в главных кольцевых гонках мира.

После картинга 16-летний Тарсо двинулся в «Формулу-Шевроле», которую выиграл с первой же попытки, опередив таких парней как Хелио Кастроневеш и Тони Канаан, через год стал самым молодым победителем гонки «Формулы-3» в Южной Америке, а еще позже – самым молодым гонщиком, выигравшим этап «Формулы-3000».

Однако к «Ф-1», несмотря на прогресс в молодежных сериях, Маркеш оказался не готов. Он заменил Джанкарло Физикеллу в двух южноамериканских Гран-при, никак не проявил себя в гонках (в квалификации в Аргентине Маркеш добрался до 14-й позиции), и был благополучно переведен в тест-пилоты. Через год Тарсо предпринял еще одну попытку закрепиться в итальянской конюшне – после того как коллектив покинул Ярно Трулли, – но вновь оказался одним из слабейших спортсменов пелотона, и в конце года вылетел из «Ф-1».

1 апреля 2001 года Алексей Попов устроил болельщикам сюрприз, объявив, что вместо якобы приболевшего Маркеша за руль скромной «Минарди» сел Дэймон Хилл

В 1999-м Маркеш перебрался за океан, где без особого успеха выступал в CART, а в 2001-м неожиданно вернулся в «Формулу-1» – новому владельцу «Минарди» Полу Стоддарту потребовался гонщик с деньгами и хоть каким-то опытом. Спустя десять гонок и постоянных провалов на фоне Фернандо Алонсо карьера Маркеша подошла к концу. Через пять лет он попытался вернуться в чемпионат с «Мидлендом», но, к счастью, эта затея завершилась безрезультатно.

В России имя Маркеша запомнилось благодаря Алексею Попову – 1 апреля 2001 года комментатор «Формулы-1» устроил болельщикам сюрприз, объявив, что вместо якобы приболевшего бразильца за руль скромной «Минарди» сел Дэймон Хилл (чего, разумеется, не было). Маркеш не подвел Алексея, доехав до клетчатого флага и даже в какой-то мере поучаствовав в борьбе Култхарда и Шумахера за первое место.

Эдди Чивер

Дебют: Гран-при ЮАР 1978 года. Возраст: 20 лет, 1 месяц, 22 дня

Несмотря на то, что Эдди родился в Финиксе, детство и юность он провел в Италии, где и начал карьеру в автоспорте. Успешные выступления в картинге привели парня в британскую «Ф-3», а позже – в только что созданную Роном Деннисом команду «Проект 4», в составе которой американец и сделал себе имя в «Формуле-2». Второй сезон в этом молодежном чемпионате Чивер завершил призером, и решил, что созрел для «Формулы-1».

В 1978 году Эдди предпринял попытку выступить в Гран-при. Он дважды боролся в квалификации за рулем адского «Теодора», но так и не пробился на стартовую решетку. Однако Бог, как известно, любит троицу, и на «Кьялами» (уже на «Хескете») Чивер все-таки стартовал. Счастье, впрочем, длилось недолго – всего 8 кругов, после чего двигатель на машине испустил дух. Расстроенный гонщик понял, что карьера началась не так, как надо, вернулся к Деннису в «Формулу-2», но в 1980-м решил все начать сначала.

На этот раз Чивер задержался в «Ф-1» на 10 лет. Он начинал в «Оселле», затем его приметил Кен Тиррелл, после чего были «Лижье», «Рено», «Альфа Ромео» и на одну гонку «Лола», а последние сезоны американец проводил в «Эрроузе». Нельзя сказать, что Чивер ничего не достиг – на его счету 9 подиумов, однако, будучи амбициозным человеком, Эдди решил, что с него хватит – чемпионом он не стал и не будет, а выступать без высокой цели просто неинтересно, и перешел в «Индикар».

В 1998-м Чивер выиграл «500 миль Индианаполиса» (пусть это была и не та гонка, что раньше) в составе собственной команды, которая просуществовала до 2006 года.

Дженсон Баттон

Дебют: Гран-при Австралии 2000 года. Возраст: 20 лет, 1 месяц, 22 дня

В автоспортивной семье ребенку проще пойти по стопам предков – часто в этом бывают заинтересованы не только дети, но и сами родители. Так и Дженсон, сын Джона Баттона, участника соревнований по ралли-кроссу, заинтересовался гонками, и в первом же полном сезоне в британском картинговом чемпионате «Кадет» выиграл чемпионский титул. Затем последовали успехи в британском юниорском первенстве «ТКМ», в европейских «Формуле А» и «Супер А», а в финале чемпионата мира по картингу Баттон-младший упустил титул лишь из-за поломки цепи.

Переход в «формулы» прошел безболезненно, и в 1999-м молодой спортсмен блеснул в британской «Формуле-3» – несмотря на дебютный сезон, англичанин стал третьим в общем зачете, и если бы не слабенький мотор «Рено», наверняка смог бы добиться большего.

Пилотаж Баттона быстро заинтересовал боссов команд «Ф-1». В конце 1999-го Дженсон получил возможность опробовать болид «Макларена» (в качестве приза за победу в номинации Autosport «Лучший молодой британский гонщик»), в декабре того же года парня пригласили на смотрины в «Прост», и гонщик удивил тем, что всего за 10 кругов превзошел время опытнейшего Жана Алези!

Скоростью, мягким пилотажем и умеренной агрессией Баттон настолько впечатлил сэра Фрэнка Уильямса, что тот даже изменил первоначальной мысли сделать парня тест-пилотом. Вместо этого Дженсон получил приглашение на испытания, по ходу которых команда смогла сравнить его с Бруно Жункейрой, рассматриваемого в качестве главного претендента на место в «Уильямсе» в 2000 году.

Бруно Жункейра: «Я больше понравился инженеру – у меня было больше опыта. Однако мне было 24, а Баттону – 20».

Спустя 13 лет бразилец рассказал о сложном выборе коллектива:

«Экранов с результатами на трассе не было, как сейчас, а команда никому не показала времена на круге. Так что она в чем-то убедилась, но ничего никому не сказала. Кто-то сообщил, что я был на одну десятую быстрее, но более важной стала информация о том, что Дженсон по скорости был почти как я, и очень хорош на длинной дистанции. Я больше понравился инженеру – у меня было больше опыта. Однако мне было 24, а Баттону – 20. У меня за плечами был сезон в «Формуле-3000», а у него только «Формула-3». По определенным причинам они все-таки выбрали Дженсона. Не знаю, случилось ли так потому, что я был недостаточно хорош, или они просто хотели английского гонщика. Причины могут быть разными. Но в итоге гонщиком «Уильямса» стал он, а не я».

Остальное всем известно: критика и дифирамбы в прессе; дебют на Гран-при Австралии с последнего ряда, прорыв на шестое место и сход; сумбурные выступления в первом сезоне и в то же время потрясающая скорость; «Бенеттон», «БАР», «Баттон-гейт», «Хонда» и первая победа; «Браун» и чемпионский титул; а теперь – «Макларен».

Себастьян Феттель

Дебют: Гран-при США 2007 года. Возраст: 19 лет, 11 месяцев, 14 дней

Побеждать много и часто у Себастьяна получалось с детских лет. После кучи трофеев в картинге в родной Германии на мальчика обратила внимание компания «Ред Булл», активно набиравшая в свою программу развития молодых пилотов, и с этого момента для обеих сторон началась долгая и успешная история сотрудничества.

Первым серьезным соревнованием после картинга стала «Формула-БМВ» – во втором сезоне Себ выиграл 18 гонок из 20-ти, – затем пришло время Евросерии «Формулы-3» (в которой, впрочем, почти все внимание к себе привлек регулярно побеждавший Льюис Хэмилтон), Гран-при Макао, а также призовых тестов за «Уильямс». Нельзя сказать, что после «Формулы-БМВ» у Себа все получалось – в «Ф-3» после ухода Хэмилтона Феттель не сумел стать чемпионом, уступив Полу ди Ресте, – но отчасти это объяснялось большой занятостью гонщика: параллельно он успевал участвовать в Мировой серии «Рено» и работал с командой «БМВ-Заубер». В 2006 году Себ стал третьим пилотом коллектива из Хинвила, после того как из команды уволили Жака Вильнева, а на место канадца пригласили Роберта Кубицу.

Хоть Феттель и сильно приблизился к «Ф-1», он также оказался от нее бесконечно далек. Дело в том, что «права» на Себа принадлежали «БМВ» и «Ред Булл», у баварцев был приоритет, а также два хороших гонщика: Ник Хайдфельд в 2006 году проводил потрясающий сезон, а Роберт Кубица с первых же гонок проявил себя как невероятно талантливый парень.

Право определять судьбу пилота у руководителя автоспортивной программы «БМВ» Марио Тайссена было до конца 2007 года, и до поры до времени Феттелю доводилось лишь работать по пятницам. Шанс показать себя в гонке немец смог только в США в 2007 году (после аварии Кубицы в Монреале неделей ранее), и он сразу же финишировал в очках. Спустя годы Себ признался, что в тот день ему пришлось невероятно тяжело, однако кто сказал, что путь к чемпионскому титулу устлан розами?

Увидев, на что способен их подопечный, «Ред Булл» зашевелился: компания «арендовала» Феттеля у «БМВ», усадила в кокпит «Торо Россо», и спустя некоторое время парень начал бить рекорды.

Крис Эймон

Дебют: Гран-при Бельгии 1963 года. Возраст: 19 лет, 10 месяцев, 20 дней

На отцовской ферме близ деревушки Буллс в Новой Зеландии было скучновато, и однажды юный Крис выпросил у отца «Остин» А40. Так началась карьера одного из самых талантливых гонщиков своего времени, ни разу не побеждавшего в Гран-при «Формулы-1».

Гонки вокруг фермы сменились соревнованиями по подъему на холм, «Остин» уступил место 1,5-литровому «Купер-Клаймаксу», которому на смену пришел подержанный «Мазерати» 250F. В конце концов, в руках у Эймона оказался 2,5-литровый «Купер-Клаймакс» из-под Брюса Макларена, и с этой машиной Крис рванул в Австралию.

Гонку на «Лейксайде» в 1963 году пришел посмотреть Редж Парнелл, владелец одноименной команды «Ф-1», и был так впечатлен 19-летним пареньком, что тут же пригласил того в Европу. Для тех лет это было не рядовое событие – место в кокпите болида получил гонщик, которому не исполнилось и двадцати, однако Парнелл был уверен, что пригласил к себе в коллектив будущего чемпиона.

Эймон много лидировал, порой с большим преимуществом, но каждый раз добраться до клетчатого флага первым что-то мешало.

Увы, все сложилось иначе. Крис стал одним из самых невезучих гонщиков «Формулы-1» – сходы по техническим причинам преследовали его во многих Гран-при (в других гоночных сериях Эймон побеждал). Он много лидировал, порой с большим преимуществом, но каждый раз добраться до клетчатого флага первым что-то мешало: мотор, сцепление, коробка передач, топливный насос или что-то еще. В конце концов, новозеландец установил своеобразный рекорд: на его счету 183 круга лидирования, но ни одной победы – больше, чем у кого-либо из тех, кто ни разу не стал первым.

Карьера завершилась внезапно – увидев страшную аварию Ники Лауды, Крис понял, что пора завязывать. Он вернулся в гонки еще разок через год, а затем окончательно покинул спорт и вернулся на родину заниматься фермой и доводить до ума автомобили «Тойоты».

Эстебан Туэро

Дебют: Гран-при Австралии 1998 года. Возраст: 19 лет, 10 месяцев, 14 дней

Самый странный персонаж в этом списке. В молодежных сериях аргентинец выступал весьма неплохо: выигрывал картинговые турниры на родине и гонки в южноамериканской «Формуле-3». В 1997 году добрался до международной «Формулы-3000» (в которой не набрал ни одного очка), а также стал тест-пилотом «Минарди». Впрочем, достижение стать испытателем в одной из слабейших команд «Ф-1» кажется весьма сомнительным, особенно если учесть, что Джанкарло Минарди в последние годы руководства командой больше поглядывал на деньги молодых пилотов, нежели на их талант.

Туэро получил место в кокпите в 1998 году, но после 16-ти гонок (лучшим достижением стала восьмая позиция в Канаде, а самым запоминающимся моментом – столкновение с Торой Такаги) принял решение завершить карьеру, и оказался не только одним из самых молодых дебютантов в истории «Ф-1», но и самым юным гонщиком, завершившим карьеру в этих гонках.

Причины прекращения выступлений аргентинец называть не стал, но в паддоке уверены, что главной из них оказалась физическая неготовность парня к выступлениям на высоком уровне.

Фернандо Алонсо

Дебют: Гран-при Австралии 2001 года. Возраст: 19 лет, 7 месяцев, 4 дня

Гонки для Фернандо открылись с помощью отца: сначала Хосе-Луис Алонсо построил карт для своих детей, а затем поддерживал сына как механик и менеджер. За четыре года в профессиональном картинге Нандо выиграл множество трофеев, получил приглашение на тесты «Ниссан Оупен», с первой же попытки выиграл этот чемпионат, а в 2000-м принял участие в «Формуле-3000».

В «Формуле-1» в то время гонялось два испанца – Марк Жене и Педро де ла Роса, но Алонсо быстро показал, что самым перспективным гонщиком из страны с Пиренейского полуострова будет он. После победы на заключительном этапе «Ф-3000» в Бельгии (и завоевания четвертого места в серии в дебютном сезоне) за Фернандо ухватился Флавио Бриаторе. Итальянец быстро нашел для молодого спортсмена место в «Формуле-1» (в «Минарди», которую купил Пол Стоддарт) и намекнул: если проявишь себя, то со временем получишь в распоряжение более серьезную технику.

Фернандо справился с вызовом. В первой же квалификации в «Ф-1» разгромил напарника Тарсо Маркеша, заодно опередив двух соперников на более быстрых «Ягуаре» и «Просте». В третьей квалификации Фернандо оказался быстрее Баттона на «Бенеттоне» (которым руководил Бриаторе), и затем еще много раз показывал отменный пилотаж. Флав был доволен.

Несмотря на готовность к «Ф-1», для качественного рывка в гонках испанцу требовались тесты, и сезон-2002 Алонсо провел в качестве резервного гонщика конюшни из Энстоуна. То, что было потом, вы все прекрасно знаете.

Рикардо Родригес

Дебют: Гран-при Италии 1961 года. Возраст: 19 лет, 6 месяцев, 27 дней

Дон Педро Родригес был главой элитного полицейского мотоциклетного подразделения. И вряд ли сильно удивился, узнав однажды, что оба его сына заинтересовались гонками на мотоциклах. Младший, Рикардо, быстро стал чемпионом страны, а вскоре пересел на четырехколесный транспорт. В 18 лет Рикардо на частной «Феррари» бросился покорять «24 часа Ле-Мана» (и финишировал вторым), затем «12 часов Себринга» (где финишировал вместе с братом третьим), а также «Нюрбургринг 1000» (финишировал вторым).

Успехи младшего Родригеса были столь впечатляющими, что в 1961 году Энцо Феррари пригласил молодого гонщика выступить в Монце. Тот квалифицировался на первом ряду, но в гонке сошел. Впрочем, это не помешало ему заключить контракт с итальянской конюшней на сезон-1962.

Тот год в «Формуле-1» для Скудерии выдался не слишком успешным, однако в незачетных гонках Родригес добирался до подиумов, а в знаменитой «Тарга Флорио» и вовсе одержал победу. В конце трудного сезона «Феррари» решила больше не выставлять свои болиды, однако Рикардо не смог отказаться от участия в первом (пусть и незачетном) Гран-при Мексики. Но у этой истории не оказалось счастливого финала – в попытке превзойти время Джона Сертиза на аналогичном «Лотусе» Роба Уокера, Родригес вылетел в опасном скоростном 180-градусном повороте «Перальтада», получил тяжелые травмы и в результате погиб.

Майк Такуэлл

Дебют: Гран-при Канады 1980 года. Возраст: 19 лет, 5 месяцев, 29 дней

Сын новозеландского гонщика-любителя до недавнего времени считался самым молодым дебютантом Гран-при «Формулы-1». Или не считался – смотря как оценивать его первое выступление.

В 1979 году Майк стал одним из лидеров британской «Формулы-3», и тем самым привлек внимание известного открывателя молодых талантов, Кена Тиррелла. «Дядюшка» Кен взял парня в качестве тест-пилота на сезон-1980, с желанием предоставить гонщику машину в отдаленном будущем, но дебют Такуэлла неожиданно состоялся в другой команде.

На первом круге произошла авария, в которой пострадал болид лидера команды, и автомобиль Такуэлла отдали напарнику

В середине сезона один из пилотов «Эрроуза» (Йохен Масс) попал в аварию, получил травмы и был вынужден пропустить Гран-при Нидерландов. «Тиррелл» «одолжил» своего тестера, однако квалификацию на «Зандворте» Такуэлл не прошел. Впрочем, второй шанс он получил в Канаде (за рулем третьего «Тиррелла»), и на этот раз добрался до стартовой решетки. Но тут произошла ситуация, которая до сих пор заставляет статистиков делать какие-то пояснения: на первом круге произошла авария, в которой пострадал болид лидера команды Жана-Пьера Жарье, и автомобиль Майка отдали напарнику. Остаток заезда восходящая звезда автоспорта наблюдала в качестве зрителя.

Кратко вернуться в «Ф-1» новозеландцу удалось в 1984 и 1986 годах, но, отчаявшись получить достойную технику, Майк предпочел сначала уйти в другие гоночные категории, а затем и вовсе оставить спорт.

Хайме Альгерсуари

Дебют: Гран-при Венгрии 2009 года. Возраст: 19 лет, 4 месяца, 3 дня

Карьера испанского пилота в «Ф-1» выдалась короткой, но показательной: нельзя хвататься за шанс оказаться в Больших Призах, если ты к ним не готов. Взросления в «Формуле-1» никто ждать не будет, зато возможностей загубить карьеру окажется предостаточно.

Хайме хорошо выглядел в молодежных сериях, и в 2008-м в составе «Карлина» выиграл британскую «Формулу-3». Переход в Мировую серию «Рено» в 2009-м выглядел логичным и естественным шагом с точки зрения дальнейшего обучения, однако в середине года парня внезапно выдернули из привычного мира – в связи с увольнением Себастьяна Бурдэ в «Торо Россо» появилась вакансия боевого пилота.

Несмотря на то, что Альгерсуари дали время поучиться многим вещам, полностью снять давление с пилота оказалось невозможно, и в итоге процесс обучения затянулся. Самыми серьезными проблемами стали шины, а также поведение на трассе (каталонец возмущался из-за того, что его просили пропускать Феттеля, и тем самым хорошенько нервировал Гельмута Марко). Возможно, он бы остался в «Торо Россо», однако в программе «Ред Булл» на смену пришла новая партия молодых гонщиков, и кого-то необходимо было увольнять. Но вряд ли это случилось бы, окажись Хайме по-настоящему готовым к «Ф-1».

Сергей Сироткин

Возраст: в марте 2014-го будет 18 лет и 6 месяцев

Незадолго до своего 18-летия Сергей объявил о подписании контракта с «Заубером» на 2014 год, и это означает, что в случае дебюта в первой гонке сезона россиянин окажется самым молодым участником Гран-при «Ф-1» за всю историю гонок.

В том чтобы дебютировать в «Формуле-1» в столь раннем возрасте нет ничего страшного, но важно помнить, что даже самая замечательная команда не оградит гонщика от давления, а учиться спортсмену придется по ходу гонок. В случае хороших результатов все вопросы отпадут сами собой, но если достижений по ходу первого сезона так и не будет, Сергея вряд ли станут воспринимать как серьезного спортсмена. Не слишком ли высокая цена за возможность выступить в «Формуле-1»?