Российские инвесторы спасли команду «Формулы-1» от финансовой гибели. Sports.ru вспоминает, из-за чего у «Заубера» возникли трудности и как их удалось преодолеть.

То, что в «Формуле-1» нельзя прожить без больших денег, ни для кого не является секретом – десятки миллионов долларов необходимы только для поддержания коллектива на плаву; что уж говорить о развитии болида и привлечении хороших специалистов. Естественно, приходящий в мир гонок, прекрасно понимает, с чем ему придется сталкиваться и каков риск данного предприятия.

Петер Заубер дебютировал в «Формуле-1» в 1993 году и справлялся с обязанностями руководителя компании весьма уверенно. В любое время, если возникали трудности, Петер подключался к поиску выхода из ситуации. Смелые, а порой рисковые, решения, принимаемые Заубером, давали команде стабильность и уверенность в будущем. Однако в этом году швейцарская конюшня оказалась на грани финансовой пропасти. Куда пропали деньги Слима?

Еще год назад невозможно было представить, чтобы у коллектива из Хинвила возникли какие-то проблемы – мексиканский миллиардер Карлос Слим, поддерживавший конюшню, хвастливо заявлял, что в любой момент может выкупить контрольный пакет акций и реорганизовать команду по своему усмотрению.

Однако уже в феврале 2013-го появились первые слухи о нестабильности «Заубера», и хотя долгое время руководство коллектива предпочитало их опровергать, к лету стало ясно, что ситуация вышла из-под контроля: разговоры о возможном расторжении контракта Нико Хюлькенберга подтвердили догадки о проблемах конюшни.

«Мы оказались в сложной ситуации. У нас ограниченный бюджет, но переговоры идут», – признал Петер Заубер. «Главная проблема заключается в том, что у нас нет времени. Сможет ли команда выступать до конца сезона? Я не могу дать такие гарантии, но я работаю над этим каждый день».

Вот здесь и возникает непонимание, как команда с поддержкой миллиардера осталась без денег и теряет ценные кадры?

Карлосу Слиму уже не до «Заубера» – он осваивает новые горизонты

Карлосу Слиму уже не до «Заубера» – он осваивает новые горизонты. Недавно мексиканец купил долю в британском музыкальном сервисе «Шазам», которая обошлась ему в 40 миллионов долларов. В мае этого года стало известно, что миллиардер продал свою часть в табачном бизнесе, а в ноябре прошлого стал владельцем испанского футбольного клуба «Овьедо», который был на грани закрытия. Новые начинания всегда открывают широкие перспективы для инициатора, но также требуют огромных затрат на их реализацию. Тем более футбол.

Немалую роль в том, что «Заубер» фактически остался без денег миллиардера, сыграла и политика, избранная Telmex (компании Слима). Ее представители хоть и помогают двум мексиканским пилотам «Формулы-1», но в силу определенных причин больше поддерживают Серхио Переса. С переходом Чеко в «Макларен» на болиде британской команды появился логотип Claro – одной из дочерних компаний Telmex. Так что будущее соглашение «Макларена» с главной компанией Слима выглядит логичным и закономерным.

В 2014 году Telmex почти наверняка станет титульным спонсором команды из Уокинга, и Слиму придется ежегодно расставаться со значительной суммой денег. Считается, что в этом сезоне Vodafone потратил на «Макларен» около 80 миллионов евро, и это значит, что Telmex тоже выделит сопоставимую сумму.

Петер Заубер, возможно, спокойно прожил бы этот год, если бы Слим равноценно поддерживал обе команды. Однако в 2013 году швейцарская конюшня получила от главного спонсора лишь 10 миллионов евро. Создалось впечатление, что в Telmex решили не размениваться и направили все силы на сотрудничество с Уокингом.

Заубер, возможно, спокойно прожил бы этот год, если бы Слим равноценно поддерживал обе команды

Остальные партнеры «Заубера» не смогли предложить и половины из того, что выделял Telmex.

Естественно, столь сложное положение команды сказывается не только на атмосфере в коллективе и результатах очередного Гран-при. Растущие долги, которые конюшня не оплачивает на протяжении шести месяцев, послужили причиной для обращения поставщиков в Коллегию по взысканию долгов. Каждый из партнеров швейцарской конюшни получил на руки решение, в котором «Заубер» обязали выплатить все долги в 10-дневный срок. Но проблема усугубилась тем, что руководство попыталось оградить своих работников от стрессов и какое-то время игнорировало данные бумаги.

Сколько же нужно денег, чтобы спокойно завершить сезон? По информации издания Tages-Anzeiger, «Зауберу» не хватает около 30 миллионов франков (24 миллионов евро), и еще в шесть раз больше, чтобы полностью решить все проблемы. Понятно, что без посторонней помощи руководство обойтись не смогло. Спасение из России

С момента возникновения неприятностей Петеру Зауберу вновь пришлось брать дела в свои руки. Самым очевидным вариантом был поиск спонсора, который помог бы команде решить первостепенные задачи и продержаться до конца сезона. Однако найти партнера в разгар сезона и в ограниченные сроки очень сложно. В прессе возникали предположения об интересе к «Зауберу» богатых русских – Абрамовиче и братьях Ротенбергах, – о более тесном сотрудничестве с «Феррари» и превращении конюшни из Хинвила в фарм-команду Скудерии, о рента-драйверах и полной продаже команды, однако герр Петер вновь нашел способ всех удивить.

Поездки Заубера и Кальтенборн в Россию принесли плоды – новыми партнерами команды стали Международный фонд инвестиционного сотрудничества, Государственный фонд развития Северо-Запада Российской Федерации и Национальный институт авиационных технологий.

Одни только названия этих компаний, дают понять, что почти все они являются государственными. Задачи перед каждым из новых партнеров «Заубера», конечно, стоят свои, но есть и общие – развитие экономики и поддержание высокой репутации страны. При создании имиджа большая ставка делается на спорт, интерес к которому подогревается наличием в нем представителей России. Возможно, поэтому популярность «Формулы-1» в стране не так велика, как футбола или хоккея.

На строительство трассы в Сочи выделили немалые деньги из федерального бюджета, но не учли, что болеть будет не за кого

В свете предстоящего Гран-при в Сочи, на строительство трассы выделили немалые деньги из федерального бюджета, но не учли, что болеть будет не за кого. Поняв, что с этим надо что-то делать, в правительстве интенсивно занялись поисками вариантов. Такое стечение обстоятельств весьма редкое явление, а Заубер смог вовремя уловить интерес русских к «Формуле-1», что позволит россиянам наблюдать за выступлениями своего пилота в гонке.

Партнерское соглашение с «Заубером», как говорят многие, нельзя называть спонсорским. Речь идет о полноценном технологическом сотрудничестве, одним из условий которого является подготовка гонщика Мировой серии «Рено» Сергея Сироткина к выступлениям в «Формуле-1». По просьбе НИАТ, глава которого Олег Сироткин (и по совместительству отец Сергея), будет разработан интенсивный курс подготовки, позволяющий молодому пилоту сесть за руль болида менее чем через шесть месяцев.

Но вот сколько продлится это сотрудничество – пока непонятно. Возможно, новая информация, которую обещают сообщить обе стороны, что-то прояснит. Пока же опубликованный пресс-релиз швейцарской команды и интервью Мониши Кальтенборн говорят о том, что «это только вершина айсберга»; сотрудничество позволит команде остаться в чемпионате и открывает перед ней новые перспективы.

Пропадет интерес к гонкам или нет, после 2014 года, будет зависеть только от того, как проявит себя молодой пилот из России. Успехи Сергея Сироткина в других гоночных сериях, конечно, не могут не радовать, но вот его готовность к выступлению в Королеве автоспорта пока остается под вопросом.

Скорее всего, дальнейшее сотрудничество «Заубера» и российских партнеров также будет рассматриваться через призму успехов Сергея, но план по спасению команды Петер Заубер выполнил. Готов ли Сироткин к «Формуле-1»?

Регулярно успешные выступления в квалификациях в «Формуле-Рено 3.5», скорость на круге и уверенная оборона позиций в гонках, безусловно, говорят о таланте пилота. Однако этого мало, и на данный момент кажется, что Сергей еще не готов к выступлениям на высоком уровне – он не знаком с командой, болидом и тонкостями работы в «Ф-1». Более того, Сироткин еще даже не завершил «обучение» в младших «формулах». Сравните его опыт с опытом нынешних новичков чемпионата – ван дер Гарде, Чилтона, Бьянки, Гутьерреса и Боттаса – некоторые из парней успешно (а кто-то просто долго) выступали в GP2 (одной из сильнейших молодежных серий), и при этом все равно столкнулись с трудностями в «Формуле-1». Что уж тут говорить о неподготовленном россиянине.

Спешить с дебютом молодого спортсмена в «Ф-1» – не лучшее решение

Сумеет ли Сироткин достойно выступить в первых гонках сезона-2014? Это сложный вопрос, даже несмотря на то, что «Заубер» – дружелюбная к новобранцам команда, а менеджмент гонщика придумал специальную программу подготовки. Идеальный вариант для молодого пилота – провести хотя бы один год в качестве третьего гонщика, увидеть, как работает коллектив, узнать много нового от инженеров и коллег, опробовать болид на практиках и позаниматься на симуляторе.

Спешка с дебютом молодого спортсмена в «Ф-1» – не лучшее решение. В предыдущие годы чемпионат не досчитался многих талантливых ребят только из-за того, что кто-то посчитал, что им «пора». Нет, мы понимаем, что «наверху» хотят увидеть русского гонщика на первом Гран-при России, но ведь случае неудачи можно не только загубить карьеру многообещающего пилота, но и обнаружить, как быстро остывает интерес правительства к замечательным гонкам.