Перед сезоном-2013 «Формула-1» попрощалась с легендарным немцем, первым российским пилотом и самым успешным японцем. Sports.ru называет 5 гонщиков, которых будет не хватать в предстоящем чемпионате мира.

Михаэль Шумахер

Если не считать недоброжелателей, сложно найти человека, который рад тому, что самый успешный гонщик «Формулы-1» завершил профессиональную карьеру. Без сомнения, многим очень бы хотелось, чтобы Шуми продолжил свой путь в Королевских гонках, устанавливая новые рекорды и радуя болельщиков, тем более, что расставание с «Мерседесом» вышло не особо гладким. Однако в жизни есть одна неизменная вещь – все когда-нибудь заканчивается. Актуальна она и в случае с легендарным немцем.

Нет смысла пересказывать достижения и лучшие гонки Михаэля, чтобы осознать степень его таланта и величия – каждый запомнит его по-своему: кто-то – талантливым чемпионом, «рвавшим» соперников на гоночных трассах, кто-то – беспощадным и даже жестоким соперником, отчаянно расталкивавшим коллег локтями ради побед. Правдивы будут и те, и другие впечатления, ведь идеальных людей не бывает, особенно среди тех, кто вознесся выше остальных.

Без сомнения, хотелось, чтобы второе пришествие семикратного в «Формулу-1» получилось более удачным, нежели вышло в итоге, но на самом деле это не так уж и важно. Шумахер всегда будет оставаться самим собой – уникальным человеком, чьи достижения еще долгие годы будут ориентиром для всех гонщиков, которых судьба по тем или иным причинам заносит в цирковое шоу Берни Экклстоуна.

Хейкки Ковалайнен

Путь финна в «Формуле-1» получился довольно причудливым, и его окончание лишь доказывает несовершенство современного автоспорта. Хейкки, ворвавшись в настоящий мир «Ф-1» в 2007 году и усевшись в кокпит болида «Рено» (годы, проведенные в роли тест-пилота, в расчет брать смысла не имеет), произвел в паддоке хорошее впечатление, а визитной карточкой спортсмена стала его потрясающая стабильность. Кто-то мог забыть, но именно Ковалайнен в свой дебютный год чуть не побил рекорд Тьягу Монтейру, в итоге финишировав в первых шестнадцати гонках сезона.

Впечатленное выступлениями молодого таланта руководство «Макларена» рискнуло и пригласило Ковалайнена на место опального Фернандо Алонсо. Сложно сказать, допустил ли финн ошибку, перебравшись в «Макларен», но в итоге его карьера в британской конюшне сложилась не слишком удачно.

Периодически Ковалайнен доказывал, что не просто отбывает номер, а действительно сражается на пределе

Оценивать последние три года карьеры Хейкки довольно сложно, поскольку в новой команде («Лотус» / «Катерхэм») было невозможно бороться даже с середняками. Тем не менее, периодически Ковалайнен доказывал, что не просто отбывает номер, а действительно сражается на пределе: пару раз он был близок к тому, чтобы набрать для конюшни первые очки в истории. Более того, выступая за аутсайдера, финн даже сумел восстановить, казалось, безнадежно испорченную в «Макларене» гоночную репутацию.

Тем удивительнее оказалось решение руководства, отпустившее Хейкки восвояси. Конечно, подлил масла в огонь и сам гонщик – в первую очередь, своим категорическим нежеланием искать спонсоров. Хотя, учитывая его карьеру, вполне можно предположить, что пилоту самому надоело болтаться в хвосте пелотона без каких-либо перспектив на что-то большее в обозримом будущем, и он не особо старался удержаться в команде.

Роберт Кубица

Попав в «Формулу-1», Роберт сразу же влюбил в себя многих болельщиков. Учитывая современные реалии, в Королевские гонки все реже и реже попадают действительно быстрые пилоты, те, в ком невооруженным взглядом видна так называемая «природная скорость». Но у Кубицы она была. Роберт сразу заявил о себе как о человеке, который способен на многое – уже в своей третьей гонке он финишировал на подиуме.

Его звездный час пришелся на сезон-2008 – в Бахрейне поляк выиграл первый в карьере поул, чуть позже, в Канаде, одержал первую победу в Гран-при, и если бы парни из «БМВ» успешно развивали болид, молодой спортсмен наверняка добился бы большего, чем четвертого места в личном зачете.

После ухода баварцев из «Ф-1» Роберт перешел в «Рено», и за рулем новой машины вновь включился в борьбу за подиумы. Впереди маячило яркое будущее, но, как это часто бывает, в самый ответственный момент судьба-злодейка решила метнуть в поляка кирпичом. 6 февраля 2011 года Кубица, участвуя в раллийной гонке в Италии, попал в страшную аварию и в итоге чуть не лишился руки. Врачи, приложив титанические усилия, все-таки спасли и руку, и самого гонщика, но к тому времени поезд «Формулы-1» уже ушел.

Тем не менее, Роберт не сдался. Месяцы тренировок, восстановительных процедур, и в итоге он все-таки смог вернуться в гонки, пусть и не в те – с этого сезона Кубица будет выступать в WRC 2. Шансы на то, что мы когда-нибудь вновь увидим его на стартовой решетке Гран-при «Формулы-1» стремятся к нулю, но надежда, как известно, умирает последней.

Камуи Кобаяси

Камуи Кобаяси относится к тому типу гонщиков, к которым невозможно относиться отрицательно. Рисковый и бесстрашный на трассе, позитивный и улыбчивый за ее пределами – у подобных парней всегда будет, возможно, не самая большая, но преданная группа поклонников.

В целом, если говорить о результатах, карьера Камуи в «Формуле-1» получилась довольно ровной. Хотя это определение не слишком стыкуется с эпическими маневрами, которые порой к месту, а порой – нет, демонстрировал самурай. Он часто неплохо выступал, зарабатывал очки, но по ходу двух первых сезонов в «Заубере» достичь большего у японца не получалось. Подобным образом развивались события и по ходу сезона-2012. При этом в паддоке достаточно рано начали ходить разговоры о том, что этот год станет для Кобаяси последним в «Формуле-1».

Но он сумел выстрелить, да так, что радостные вопли болельщиков, вероятно, были слышны по всей Азии. Причиной массового безумства стало третье место, как по заказу завоеванное на домашнем Гран-при Японии. Празднование, которое устроили местные поклонники «Формулы-1», наверняка может считаться одним из самых ярких моментов прошедшего чемпионата. Тем не менее, эмоции это здорово, но «Ф-1», к сожалению, – жесткий бизнес со своими правилами. Так рассудили и в руководстве «Заубера», предпочтя Кобаяси стремительно прогрессирующего Хюлькенберга. Место Гутьерреса, которое после ухода Переса в «Макларен» стало гарантией продолжения сотрудничества с главным спонсором – компанией Telmex Карлоса Слима – сомнению не подвергалось. Камуи отчаянно пытался найти спонсоров для того, чтобы остаться в «Ф-1», даже запустил акцию, в ходе которой болельщики пожертвовали японцу внушительную сумму денег. Но этого все равно оказалось недостаточно, чтобы удержаться на плаву. Остается надеяться, что через год Камуи все-таки вернется.

Виталий Петров

Для российских болельщиков фигура выборжанина – противоречивая. Без сомнения, за время, проведенное в «Формуле-1», Петров допустил немало ошибок, но и достигнутые успехи невозможно игнорировать. Для новичка, у которого практически не было опыта работы в «Ф-1», первый сезон получился пусть и не лучшим, но сносным, однако уже в начале следующего года Виталию удалось вписать свое имя в историю – на подиуме Гран-при впервые появился российский флаг. И уж только за это болельщики могут быть Петрову благодарны.

Тот сезон оказался сложным. Неправильно выбранное направление технического развития «Лотус-Рено», отсутствие прогресса, сложные гонки и знаменитое интервью привели к расставанию Петрова с коллективом Эрика Булье.

Россиянин постепенно прибавлял по ходу чемпионата, а в последней гонке сезона преподнес команде прощальный, как позже оказалось, подарок

Тем не менее, без работы Виталий не остался, успев вспрыгнуть на подножку уходящего поезда под названием «Катерхэм». Учитывая уровень машины, ожидать чего-то экстраординарного от Петрова было бы странно, и в итоге так и получилось. Тем не менее, за год, проведенный в составе «зеленых крокодилов», Виталию ни в коей мере не может быть стыдно. Россиянин постепенно прибавлял по ходу чемпионата, а в последней гонке сезона преподнес команде прощальный, как позже оказалось, подарок. До сих пор не ясно, чем руководствовались в «Катерхэме», принимая решение по составу гонщиков на новый сезон, да это теперь не так уж и важно. Итог все равно один – Петров лишился места в «Формуле-1», и, несмотря на бравурные речи самого Виталия и его горемычного менеджера Оксаны Косаченко, в 2013 году у России не будет своего пилота в Королевских гонках.

Ситуацию можно было хотя бы попытаться спасти, когда спонсоры Луиса Разиа решили покинуть корабль в самый ответственный момент, тем самым неожиданно освободив место в «Марусе» – казалось, сама судьба дает Петрову второй шанс. Но битву за место под солнцем выиграл Николя Тодт, пропихнувший в основу пусть и не той команды, на которую рассчитывал, уже готовившегося к очередному сезону в качестве резервиста Жюля Бьянки. В итоге российским болельщикам остается надеяться лишь на то, что Петров сможет вернуться в «Формулу-1» в следующем году, однако верится в подобное развитие событий с трудом.