Проанализировав «глупый сезон», Sports.ru пришел к неутешительному выводу: финансовые проблемы вынуждают середняков пелотона активно торговать местами в болидах.

Пропасть между бедными и богатыми командами разверзается все шире

Финансовый кризис, накрывший команды за пределами топовой четверки, спровоцировал радикальное расслоение пелотона. Это пяток лет назад внутри группы середняков завязывалась жесточайшая междоусобная борьба (особенно после второй волны обновлений), которая внезапно могла вынести ту или другую дружину к звездам, сделать ее четвертой, а то и вовсе третьей силой во всей гоночной обойме. Нынче же многим к лету не до жиру, а быть бы живу. Число апдейтов после летней стадии сводится к минимуму, сроки, которые разделяют установку новинок на болиды первого и второго пилота непозволительно растягиваются, экономия вынуждает отказываться от интересных, но дорогостоящих доработок. Как результат, удачно заложенный еще в межсезонье базис, нынче позволяет командам вплоть до самого финиша держаться на плаву. Наглядный пример: нынешняя «Форс-Индия», при мизерном финансировании едва не покусавшая «Заубер» с «Мерседесом». Отделившие ее от пятого места в Кубке Конструкторов 33 очка на фоне проблем, накрывавших благодетелей конюшни, — сущий пустяк. А ведь счастье, в принципе, было более чем возможно…

Напротив, команды, реально претендующие на титул, все активнее разворачивают гонку вооружений. Данные по бюджетам «Ред Булл» и «Феррари» последних лет прозрачно намекают: если «Ф-1» так и не придумает способы жестко ограничивать траты, гегемония грандов останется несокрушимой вопреки всем техническим нововведениям. Если уж многие конюшни к середине сезона бросают всякие тяжбы с финансовыми тяжеловесами, то кризис и вправду близок. Особенно на фоне разорения мелких команд типа «ХРТ» и хождения по лезвию бритвы финансово неустойчивых «Катерхэма» и иже с ними

Места в боевых кокпитах все чаще стали выставляться на аукцион

Тенденция — прямое следствие первого пункта наблюдений. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами и в середине сезона не переходить на подпольное производство тостеров или массовый пошив кроссовок, коллективы в межсезонье охотно торгуют активами. Самый ходовой из них — место за рулем боевой машины на сезон. Отчасти помимо взноса как такового этот торг позволяет найти новые спонсорские связи, пригодные к разработке даже после расставания со спортсменом. Отчасти гарантии «проплаченного» гонщика позволяют обезопасить от краха всю ту же программу апдейтов, упоминавшуюся выше. Собственно, выходить на рынок нуждающиеся в средствах команды вынуждает и активный спрос на «товар». Ведь в той же GP2 давным-давно уже нет ярких гонщиков, которых привлечь под свои знамена команды стремились бы любой ценой. А значит в споре за трудоустройство подопечных-«платников» менеджеры относительно равны — на первый план выходят суммы, а не таланты.

Чтобы не переходить на подпольное производство тостеров, коллективы в межсезонье охотно торгуют активами

На наш взгляд, кстати, это пагубно сказывается на пелотоне и будущем качестве его представителей уже в начале торгов. Ведь массовое предложение искусственно увеличивает ценник — помните, как парой миллионов моментально приросла спонсорская сумма места в «Марусе», едва интерес к ней обозначил Макс Чилтон? Одновременно парням, что обладают талантом, но за душой имеют гроши (тот же Камуи Кобаяси, например), остается лишь ждать счастливого случая и надеяться на благоразумие руководителей конюшни. Ведь на одних деньгах далеко не уедешь.

Внутри команды все четче прослеживается разграничение между первым-вторым пилотом

И вновь-таки перебрасываем мостик к рассуждениям из предыдущего пункта. Подписание рента-драйвера в девяти случаях из десяти влечет за собой труднейший адаптационный период пилота (зачастую, ограниченного в талантах), нестабильные выступления минимум до середины сезона — и, как следствие, потерю командой зачетных баллов в Кубке конструкторов. На финише сезона недостача оборачивается финансовыми прорехами, поскольку с понижением статуса в итоговом протоколе усыхают и выплаты призовых денег от Берни Экклстоуна. А за ней цепной реакцией следует необходимость искать нового «платника», чтобы покрыть разницу в дебете и кредите…

Чтобы адово не страдать от беспомощности или, наоборот, неумеренной рьяности рента-драйверов, команды в последнее время стремятся сбалансировать линейки пилотов. Взять хотя бы текущее межсезонье. В «Заубере» дебютанту Гутьерресу придали в помощь поступательно растущего Хюлькенберга, «Маруся» удержала Тимо Глока, тем самым отпустив в свободный рост ценник второго кресла, «Форс-Индия» если отдаст Пола ди Ресту, то только в «Лотус», а сама тогда заберет либо Кобаяси, либо Ковалайнена…

Видимо, опыт «Уильямса» сезона-2012 убедил всех середняков в нерентабельности риска по обкатке двух рента-драйверов одновременно. Правда, в самом Гроуве продолжили экспериментировать, добавив в микс к непредсказуемому Мальдонадо интересного, но сырого Боттаса. Но то, что хотя бы от «косячного» Бруно Сенны британцы отказались — уже сам по себе добрый знак, позволяющий говорить хотя бы о частичной учебе «синих» на собственных ошибках.

Протекция важнее таланта

Увы, с активной «монетизацией» Больших призов владельцы конюшен все реже идут на построение кадровой пирамиды пилотов или тратят средства во имя воспитания собственных талантов. Сегодня почти нереально повторения истории Себа Феттеля, выращенного в тепличных условиях для «Ред Булл». Или взлета Камуи Кобаяси, приглашенного из глубин болота GP2 только потому, что за цифирью его скромных результатов все в том же Хинвиле разглядели талант. Сейчас куда проще спонсорам выкупить тестерское место для подопечного, обговорив условия и цену дальнейшего «промоушна». После чего какой-нибудь ван дер Гарде будет поддушивать условно взятого Петрова (парня с опытом работы в «Рено» и держащего на вполне приличном уровне планку в «Катерхэме») с завидным постоянством, но без особых на то гоночных оснований.

Могучая спина Эрика Булье, прикрывшая аварийно опасное детище в разгар сезона, спасла улыбавшегося китайским болванчиком пилота

Другой момент — протекция, составляемая гонщику высшими чинами, в результате которой баланс сил искусственно сдвигается в ту сторону, которая необходима боссам. Посмотрите на Ромена Грожана: лишь могучая спина Эрика Булье, прикрывшая аварийно опасное детище в разгар сезона, спасла улыбавшегося китайским болванчиком пилота от лишения суперлицензии после ряда летних заварушек. Сегодня же оная, горой стоящая за репутацию своей компании и менеджерской политики, преграждает путь в верха гонщику, определенно превосходящему француза по задаткам. Причем не кому-то конкретному, а любому из списка — ди Ресте, Кобаяси, Сутилю…

С последним вообще забавная петрушка получается. После драки в шанхайском баре перед немцем закрылись почти все двери в элиту мирового автоспорта. Официально отказ от сотрудничества потенциальные работодатели обосновывают дипломатическими закавыками. Мол, на некоторые этапы в зарубежные страны въезд Адриану будет запрещен. Но, послушайте, Сутиль ведь не убийство совершил. Да и разбирательство как таковое уже закончено — так или иначе вопрос подлежит разрешению. Однако амнистировать толкового гонщика корпорация монстров «Ф-1» не собирается. В то время как, скажем, Бруно Сенна, напрочь дискредитировавший семейную фамилию, продолжает поиски новой работы. И далеко не факт, что в этом провалится — некоторые коллективы все еще открыты к выгодным финансовым предложениям.

Впрочем, если слухи относительно Сутиля верны, и Адриан вернется в «Форс-Индию», есть еще надежда, что в «Формуле-1» осталось место здравому смыслу.