Нико Росберг впервые выиграл гонку в «Формуле-1», а «Мерседес» добился победы впервые с 1955 года. Sports.ru подводит итоги напряженного Гран-при Китая, попутно выделяя его героев и неудачников.

Сюжет

Наконец-то! То, чего ждали многие болельщики с 2006 года, наконец-то свершилось: Нико Росберг – победитель Гран-при, 103-й в истории чемпионатов «Формулы-1».

Немец добился успеха за счет удивительно хорошего – на фоне предыдущих гонок – обращения его машины с покрышками «Пирелли», а также грамотной стратегии.

Высокая плотность в пелотоне привела к тому, что потенциально быстрые пилоты застряли за медленными конкурентами и не смогли продемонстрировать все возможности своих болидов. В то же время Росберг, комфортно лидируя, старался заезжать в боксы в такие моменты, чтобы при возвращении на трассу не попадать в трафик. Кроме того, на чистой, прохладной трассе немец лучше берег шины, чем главные соперники (к тому же мешавшие друг другу), и потому смог преодолеть дистанцию Гран-при всего с двумя остановками.

Возможно, помешать Нико одержать победу могли Михаэль Шумахер и Дженсон Баттон, однако семикратного чемпиона мира на первом пит-стопе подвела собственная команда – механики плохо закрепили одно из колес, – а гонщик «Макларена», шедший на три пит-стопа, застрял на заключительном отрезки гонки за Кими Ракконеном и Себастьяном Феттелем, рискнувшими остановиться в боксах на один раз меньше.

В конце концов, резина на болиде Райкконена разрушилась настолько, что финн не удержался в группе лидеров и откатился далеко назад, а вот Феттель боролся с более быстрыми соперниками практически до самого финиша, но и его поочередно обогнали Баттон, Хэмилтон и Уэббер.

Следом за Себастьяном на финиш в очковой зоне приехали Ромен Грожан, гонщики «Уильямса», а также Фернандо Алонсо и один из представителей «Заубера». Последняя команда, кстати, временами была весьма быстра – лучший круг гонки записан на счет Камуи Кобаяси, – однако японец скверно стартовал, а его напарник, Серхио Перес, провел заезд на не слишком выгодной тактике с двумя остановками, и в итоге остался без очков.

Герои этапа

Несмотря на первую победу Росберга, называть немца единственным героем Гран-при язык не поворачивается – признания заслужила вся команда: от конструкторов и инженеров, разработавших и внедривших в конструкцию W03 весьма полезный воздуховод, до механиков и стратегов команды, вовремя проводивших пит-стопы.

Росберг, между прочим, впервые с начала года выглядел по-настоящему собранным спортсменом, и не допустил ни одной ошибки. Конечно, ему было проще, чем парням позади, но нельзя забывать о психологическом давлении – в заключительной части заезда, казалось, больше нервничал гоночный инженер, призывавший бережно работать с шинами, чем сам пилот.

Плюс к репутации

- Дженсон Баттон

В конце прошлого года мы не зря назвали Дженсона лучшим пилотом в нынешней «Формуле-1»: англичанин раз за разом демонстрирует важное умение – выжимает максимум из имеющегося. Гонщик «Макларена» рассчитывал побороться и за первое место с Росбергом, однако заминка на заключительном пит-стопе лишила его такой возможности.

Схожим образом выступили ближайшие соперники Баттона на старте – Льюис Хэмилтон и Марк Уэббер. Вся тройка предпочитала не тянуть с заездом в боксы, и меняла покрышки по мере снижения их эффективности – свежая же резина позволяла им успешно прорываться вперед.

- Себастьян Феттель

Немец плохо выступил в квалификации и попросту проспал старт, однако по ходу заезда сумел исправить ситуацию, в итоге отыграв 10 позиций. Стертые шины не позволили Себу на равных побороться с «Макларенами» и напарником по команде, однако он оказался лучшим (кроме Росберга) из спортсменов, избравших стратегию с двумя остановками. Судя по всему, и сам гонщик, и его машина, по-прежнему неплохо работают с резиной.

- пилоты «Уильямса»

Новый болид британской конюшни не позволяет бороться за высокие места в квалификации, однако хорошо смотрится на длинной дистанции. Хорошая работа с шинами позволила Пастору Мальдонадо и Бруно Сенне заработать очки, и что важнее всего, оба бравых солдата не раскромсали свои машины по ходу заезда. Хотя пытались.

Со знаком «минус»

- Механики «Макларена» и «Мерседеса»

В боевом Гран-при Китая лишь один гонщик не добрался до финиша – Михаэль Шумахер, – причем не по своей вине, а в результате ошибки команды на пит-стопе.

В последнее время лидеры не пользуются услугами механиков с «леденцами» – вместо ручной работы задействована автоматика: над машиной вывешивается специальный светофор, по сигналу которого болид срывается с места. Когда-то ошибки в работе подобных систем уже приводили к курьезам (вроде поездки Массы со шлангом в бензобаке), однако ради быстрого обслуживания машин некоторые команды все же вернулись к использованию светофоров.

Шумахеру не повезло – парень с домкратом не заметил, что один из механиков еще не прикрутил правое переднее колесо, опустил машину, и на светофоре загорелись зеленые огни…

В случае с Дженсоном Баттоном система сработала, но механики слишком долго возились, прикручивая колесо к машине, из-за чего гонщик вернулся обратно на трассу в трафик, который и лишил спортсмена возможности попробовать догнать Росберга.

Нулевой баланс

- «Феррари»

Гонщики Скудерии выступили на Гран-при Китая с разными тактиками: Алонсо трижды останавливался в боксах, Масса – дважды, однако до очков дотянулся только испанец, причем его выступление нельзя назвать выдающимся.

По ходу гонки Фернандо был близок по чистой скорости к Льюису Хэмилтону, и в какой-то момент даже давил на «Макларен», однако при обгоне Пастора Мальдонадо допустил редкую для себя ошибку, и, проехавшись по обочине, потерял важные секунды. В итоге Нандо финишировал только девятым.

- «Заубер»

Не слишком радостно сложилась гонка и для подопечных Петера Заубера. Камуи Кобаяси провалил старт, и всю гонку провел, сражаясь за места в конце Топ-10, в то время как Серхио Перес ничего не выгадал с тактикой двух остановок.

Заметки на полях и интересные факты

– Важность квалификации по-прежнему нельзя недооценивать. При старте ниже пятой позиции одержать победу практически невозможно, даже на лучшей машине в пелотоне – слишком много времени теряется в трафике, и его затем невероятно сложно компенсировать.

– Нико Росберг, вчера впервые выигравший квалификацию, сегодня одержал первую победу в карьере, причем сделал это в своем 111-м Гран-при. Немец оказался в хорошей компании. Дольше подобного успеха ждали только Дженсон Баттон (113 Гран-при), Ярно Трулли (117), Рубенс Баррикелло (124) и Марк Уэббер (130). Рассказ об этих победах ожидайте в ближайшие дни.

– Во всех трех Гран-при сезона-2012 побед добивались разные гонщики: Дженсон Баттон, Фернандо Алонсо и Нико Росберг.

– Камуи Кобаяси впервые в карьере в «Формуле-1» показал лучший круг гонки. Произошло это знаменательное событие на 40-м круге Гран-при Китая.

– Ромен Грожан впервые заработал очки, произошло это в 10-й гонке французского швейцарца.

– «Мерседес» установил рекорд по времени ожидания очередной победы. Предыдущий успех немецкой команды наблюдался в далеком 1955 году – на Гран-при Италии первое место занял Хуан-Мануэль Фанхио. Нынешней виктории болельщики «трехлучевых» ждали 56 лет, 7 месяцев и 4 дня. Интересно, много ли таких осталось на этом свете?