Одним из главных упреков в адрес современной «Формулы-1» является ее недоступность широкому кругу болельщиков. При этом под словом «доступность» следует понимать не только возможность просмотра гонок по телевизору или с трибуны на самой трассе, но и непосредственный контакт с участниками «Большого цирка». Увы, с критиками популярной гоночной серии приходится соглашаться – поговорить с кумирами рядовым фанатам не очень легко, ведь билеты в паддок слишком дорогие, а во время рекламных акций гонщики, как правило, живут по очень строгому графику и на общение с болельщиками у них почти нет времени. Наконец, существуют гоночные фестивали, вроде Гудвуда, но попасть туда тоже удается не всем желающим.

С другой стороны, всех бедных накормить не получится – даже если какая-то команда вдруг откроет двери к себе на фабрику или будет пускать в боксы всех подряд, то нетрудно представить, что рабочее место коллектива тут же превратится в балаган. В общем, необходимо устанавливать какие-то пороговые значения, искать золотую середину в доступе простых болельщиков к команде.

Следует отметить, что небольшие подвижки в этом деле имеются. Некоторые конюшни и пилоты время от времени устраивают среди болельщиков разные конкурсы, будь то сочинение каких-то кричалок, или цветового дизайна шлема гонщика. При этом некоторые мероприятия проходят достаточно серьезно, а другие – с изрядной долей юмора. Например, в преддверии Гран-при Италии «Макларен» объявил, что тот болельщик, чье объяснение в любви к британской конюшне окажется самым интересным, выиграет ценные призы. Соль шутки в том, что конкурс проводился среди… итальянцев!

Впрочем, среднестатистические фанаты в таких мероприятиях участия не принимают: не все хотят ехать за тридевять земель, чтобы постоять в очереди за автографом Дженсона Баттона, не все обладают большим творческим умом, чтобы разрисовать шлем Бруно Сенны, и не у всех имеются финансовые возможности просто приехать на этап «Формулы-1».

Что же делать? На помощь болельщикам приходят интернет и социальные сети. Бурное развитие последних привело к тому, что сейчас каждая уважающая команда имеет страничку в «Фейсбуке», где регулярно выкладывается видео, фото или аудиоматериалы, и каждый фанат может ознакомиться с событиями внутри их любимого коллектива. Впрочем, даже «Фейсбук» и официальные сайты конюшен немного громоздки и неповоротливы. Болельщики хотят получать еще более детальную информацию, и как можно быстрее – интернет-пользователи хотят знать, что ел их герой на завтрак, чем он будет заниматься в выходные, или какие у него мысли об истории с употреблением допинга Альберто Контадора.

На помощь обезумевшим в получении самой свежей и интимной информации людям приходит система микроблогов «Твиттер». Благодаря тому, что пользователям этого сайта нельзя писать большие тексты (но можно давать ссылки на них), а также возможности сообщать своим подписчикам и друзьям сиюминутные настроения, «Твиттер» обрел большую популярность (а также ненависть другой массы людей, которые считают, что подобный подход убивает блогосферу).

«Формула-1» тоже не обошла стороной эту социальную сеть. Ниже мы рассмотрим, какие гонщики и команды время от времени радуют своих читателей новыми записями.

«Макларен»

Команда завела два официальных аккаунта: McLaren eShop – магазин фирменной атрибутики, который, впрочем, частенько увлекается обсуждением последних гоночных новостей; TheFifthDriver – регулярно проводит разные конкурсы, сообщает интересные факты, связанные с конюшней, ну и потому очень популярен среди болельщиков.

Дженсон Баттон завел свой аккаунт в 2009 году, после того, как с «Твиттером» его познакомил напарник по «Брауну» Рубенс Баррикелло. Действующий чемпион мира отмечается в социальной сети не слишком часто. Иногда британец может выдать по несколько сообщений в день, поблагодарить всех болельщиков за поддержку, сказать пару обязательных слов про то, как упорно работает команда, а потом пропадает на пару-тройку недель. Впрочем, болельщиков Дженсона нерегулярность общения не волнует – у гонщика 144 тысячи читателей.

Льюис Хэмилтон пока в «Твиттере» лично не объявлялся. Зато в сети создано много фальшивых аккаунтов Льюиса разной степени похожести на возможный оригинал.

«Мерседес»

Аккаунт команды, который вырос блога «Брауна», называется Official MGP. В «Твиттере» коллектив немецкой конюшни дублирует новости с официального сайта, рассказывает о том, как проходят тренировки и квалификации во время проведения Гран-при, в общем, ведет обычную для конюшен жизнь в интернете.

Михаэль Шумахер собственным аккаунтом до сих пор не обзавелся. Но если это однажды произойдет, то наверняка его блог быстро завоюет популярность. К примеру, другие звезды спорта, такие как Шакил О’Нил и Лэнс Армстронг, два года назад поселившиеся в «Твиттере», уже имеют 3,2 и 2,5 млн последователей.

У Нико Росберга два аккаунта. Первый относится к Нико Росбергу – пилоту «Уильямса»: немец довольно редко появлялся в «Твиттере», до тех пор, пока на Гран-при Бразилии у него не украли шлем. Гонщик оставил приличное количество записей о том, как идут поиски реликвии, в конце всех поблагодарил, а затем бросил данный аккаунт. И завел новый. Этот блог Росберга выглядит более стильным, в нем больше записей и больше фотографий. Последователей пока 11 тысяч, но если немец будет регулярно отмечаться, то быстро соберет большое число читателей.

«Ред Булл»

До недавнего времени за своих пилотов в «Твиттере» отдувалась команда: redbullf1spy ведет полноценную миниблоговую жизнь, радует читателей новостями о гонщиках, а также, разумеется, много шутит.

Себастьян Феттель блог еще не создал. В сети много фальшивок, причем некоторые были настолько убедительными, что с ними даже «дружили» многие известные журналисты.

Марк Уэббер в «Твиттере» недавно, но уже заграбастал 50 тысяч подписчиков. Марк только вкатывается в новую для себя социальную сеть, поэтому еще не слишком регулярно пишет. Но вот вчера, например, поделился с болельщиками фотографией из солнечного Мельбурна.

«Феррари»

У гонщиков Скудерии активных аккаунтов нет. В сети много фальшивых блогов Фернандо Алонсо, а что касается Фелипе Массы, то когда в 2009 году он попал в аварию на «Хунгароринге», появился «достоверный» аккаунт бразильца, который создали его друзья. Сам же гонщик им совершенно не пользуется.

В свою очередь командный микроблог обновляется регулярно и добросовестно. Во время тренировок в дни Гран-при сообщаются подробности о том, как идет ход работы, объясняются различные инциденты с техникой, коллектив отвечает на вопросы болельщиков.

«Уильямс»

Британская конюшня – один из лидеров по числу аккаунтов в «Твиттере». Свои блоги ведут и Рубенс Баррикелло, и Нико Хюлькенберг, существует и собственно командный (ранее принадлежавший пресс-атташе Клэр Уильямс). Ведут записи даже парни из пиар-службы и IT-отдела.

Рубенс строчит твиты чуть ли не каждый день. Жаль, что они на португальском (приходится читать с переводчиком). Зато Рубиньо очень эмоционален и частенько публикует фотографии себя и семьи. 625 тысяч последователей говорят сами за себя.

Его молодой напарник отмечается в «Твиттере» намного реже. Последняя запись датируется началом сентября, и вообще у него бывают простои длиной в пару месяцев. Жаль, что иногда за Нико пишет третья сторона (видимо, из пресс-службы). Правда, когда пишет именно гонщик, то в блоге появляются мысли спортсмена – это хорошо.

«Рено»

У Роберта Кубицы аккаунта нет, а микроблог Виталия Петрова часто ведется не самим гонщиком. Сообщения вроде «Виталий провел стабильную гонку и финишировал 10-м» особого интереса не представляют. Но лучик света появился после того, как Петров рассказал о том, как он будет праздновать День рождения. То есть, шанс, что выборжанин еще будет писать в «Твиттере» самостоятельно, существует.

Командный аккаунт работает по принципу аналогичных блогов «Феррари» и «Макларена»: то есть, охотно делится полезной информацией с подписчиками.

«Форс-Индия»

Главная особенность – командный аккаунт, а также микроблог Виджая Малльи. Первый работает чуть ли не в режиме радио, то есть вещает постоянно и обо всем. Сам хозяин конюшни также регулярно (для фигуры его масштаба) рассказывает о каких-то пафосных вещах. Но читать Маллью все равно интересно.

Адриан Сутиль и Тонио Лиуцци пока ленятся и собственные аккаунты еще не завели. Зато иногда отмечается в сети третий пилот Пол ди Реста.

«Торо Россо»

Аккаунты имеются у обоих гонщиков, причем Хайме Альгерсуари даже в сравнении с регулярно пишущим Себом Буэми проявляет невиданную гиперактивность. Испанец просит проголосовать за него на каком-то диджейском конкурсе, смотрит за игрой «Барселоны» в цветах любимого клуба, беседует с болельщиками об автомобилях, спорте и прочих вещах. Использование восклицательных знаков и капслока в твитах может напугать неподготовленных пользователей интернета.

Командный аккаунт резко затих после предсезонных тестов. Видимо, все с головой ударились в работу, или штатного писателя уволили в связи с сокращением.

«Лотус»

Пожалуй, лучшая в плане общения с болельщиками команда. Кроме странички в «Фейсбуке», где можно регулярно найти классные фотографии с гонок (к примеру, одних только снимков горящего болида Ковалайнена было штук 15), конюшня активно пользуется «Твиттером».

Ярно Трулли, пожалуй, следует назвать белой вороной – все остальные активно жмут кнопочки своих «АйПадов» и «АйФонов», а он – нет. Хейкки Ковалайнен всегда готов сдобрить свой пост доброй порцией юмора, кроме того, финн интересуется практически всеми новостями мира. Тони Фернандес выкладывает много фотографий, делится интересной информацией о жизни коллектива, Майк Гаскойн во время Гран-при охотно комментирует не только события в команде, но и в самой «Формуле-1». Кроме того, ведут блоги Риад Асмат (исполнительный директор), Джанлука Пизанелло (гоночный инженер Трулли), пиар-служба, а также, разумеется, активно работает командный аккаунт.

Общение «Лотуса» с пользователями интернета одно из самых активных и открытых. Тони Фернандес, безусловно, заслуживает уважения за создание такой замечательной атмосферы в отношениях между болельщиками и коллективом команды.

«Хиспания»

Командного «Твиттера» нет (его заменяет блог пресс-службы), но зато гонщики не стесняются делиться с болельщиками своими настроениями и переживаниями. Бруно Сенна почти всегда пишет свои послания сразу на двух языках – португальском и английском, чего не скажешь о Саконе Ямамото, который в своем блоге, в основном, использует иероглифы.

Впрочем, лучший микроблог, и не только в команде, но и вообще среди гонщиков, пожалуй, у Каруна Чандока. Индиец вежлив, но честен, охотно контактирует с болельщиками, делится фотографиями и видео, мыслями о том или ином событии, много шутит.

Из его твитов во время тестов в Корее журналисты легко составляли живые и интересные новости. В общем, Карун-человек – это находка для прессы. Поэтому неудивительно, что после того, как он лишился места в «Хиспании», телебригада Би-би-си с удовольствием пригласила гонщика комментировать тренировки перед Гран-при вместе с Дэвидом Крофтом и Энтони Дэвидсоном.

«Заубер»

После того, как Ник Хайдфельд лишился места боевого пилота в «Формуле-1», его аккаунт в «Твиттере» обновляться перестал. Нынешние работодатели немца, а также напарник Камуи Кобаяси, и вовсе в «Твиттере» не задействованы.

«Верджин»

Командный аккаунт рассказывает практически о каждом шаге коллектива, а гонщики Лукас ди Грасси и Тимо Глок также время от времени отписываются в своих блогах. Бразилец большую активность проявлял во время Чемпионата мира по футболу, причем делал это очень эмоционально, заканчивая каждое предложение о любимой сборной большим количеством восклицательных знаков. Нетрудно догадаться, как повлияло на парня поражение «селесао» от голландцев…

Тимо Глок ведет, пожалуй, самый необычный блог среди гонщиков. Аккаунт немец завел совсем недавно, поэтому, видимо, еще не знает, чем лучше делиться с читателями. Какое-то время Тимо выкладывал в сеть странные видеоролики, например, как он едет из отеля на трассу и по пути встречает фанатов, но еще больше твитов посвящено еде. Такое ощущение, будто парень больше ни о чем не думает (его записи даже кажутся издевательством журналистам, которые работают целыми днями и до вечера не могут нормально перекусить). Квинтэссенцией же кулинарной темы стал интерактивный процесс приготовления ужина девушкой гонщика Изабель (которая, к слову, фотомодель). Пока шел процесс готовки ужина, Тимо ходил вокруг плиты и усердно фотографировал все это дело, дождался, пока у читателей не потекут слюнки, а затем выложил заключительную фотографию с пустой сковородой и с подписью «ммм, было вкусно» – вот такой тонкий немецкий юмор.

Бывшие гонщики «Формулы-1» тоже ведут свои блоги. Среди отметившихся в «Твиттере» можно найти Энрике Бернольди, Марка Бланделла, Кристиана Даннера, Энтони Дэвидсона (англичанин в последнее время только и писал, что об игре F1 2010, тестером которой он и был), Ромен Грожан, Роберт Дорнбос, Перри Маккарти (он же – черный Стиг из «Топ Гир»), Оливье Панис и другие. Однако наибольший интерес представляют Нельсон Пике-младший и Хуан-Пабло Монтойя.

Бразилец пишет регулярно и активно. В основном, твиты написаны на португальском, но иногда попадаются шедевры на английском. Однажды гонщик выложил видео первой победы в бразильском картинге в 1993 году, ну а самым знаменитым сообщением стала шутка про диету НАСКАР, быстро разлетевшаяся по миру.

Что касается Монтойи, то этот парень просто маньяк! Хуан записывает в «Твиттере» практически все, что видит. «Еду с детьми в «Дисней-ленд» – как быстро они растут!», «Смотрю фильм», «Лежу в кровати с женой», «Поехал забирать сына из школы». Такое ощущение, будто колумбиец никогда не расстается с компьютером и «АйФоном» и даже во сне нажимает кнопочки электронного друга.

При этом Монтойя активно общается с болельщиками, устраивает конкурсы, например, разыгрывает билеты на гонки НАСКАР, делится впечатлениями о просмотренных фильмах и прочих незначительных на первый взгляд деталях, которые, тем не менее, могут дать более полную характеристику Хуана, как человека, чем десяток интервью журналистам…

Кстати, представители прессы тоже ведут блоги в «Твиттере». Джонатан Ноубл («Автоспорт»), Джонатан Легард (комментатор Би-би-си), Адам Купер (один из лучших англоязычных журналистов), Джеймс Аллен, Джо Савард, фотограф Даррен Хит и другие регулярно сообщают о новых статьях, делятся новостями и не забывают активно переписываться между собой и гонщиками. К примеру, во время проведения Гран-при Великобритании Адам Купер, рано утром приехавший на трассу, вел беседу с застрявшим в пробке Каруном Чандоком и объяснял гонщику, во сколько лучше приезжать на автодром, чтобы избежать подобных неудобств в будущем.

***

Как мы уже говорили, не все гонщики активно пользуются «Твиттером», а некоторые и вовсе не завели аккаунтов. Среди шестерки пилотов топ-команд лишь двое ведут общение с болельщиками подобным образом. Остальные по каким-то причинам этого до сих пор не делают. Из-за чего они так необщительны? Врожденная скромность ли тому виной, большая занятость, не очень большое желание часто сидеть в интернете или ненадобность поддерживать тесный контакт с болельщиками? Возможно, каждая из причин вполне имеет место быть, но при этом, все же, следует отметить тенденцию, что «Формула-1» не хочет оставаться замкнутой и недоступной. Будем надеяться, что попытки расширить точки соприкосновения с аудиторией однажды приведут к достижению устраивающих обе стороны результатов.