Действующий чемпион мира Дженсон Баттон, перешедший в это межсезонье из «Брауна» в «Макларен», стал десятым гонщиком в истории «Формулы-1», осмелившимся покинуть чемпионскую конюшню и перейти в новый коллектив. Из предыдущих девяти спортсменов лишь одному удалось выиграть два титула подряд в разных командах. Sports.ru вспоминает эту горстку смельчаков и отмечает, что Баттон попал в очень хорошую компанию.

Когда Дженсон Баттон перешел в «Макларен», многие видные люди «Формулы-1» восприняли этот шаг как опрометчивый. Вместо того чтобы остаться в чемпионском коллективе Росса Брауна и работать с достаточно скромным (в плане результатов) Нико Росбергом, британец перешел в конюшню, где главной звездой последних лет был Льюис Хэмилтон, годом ранее выигравший чемпионат мира. Несмотря на то, что Баттон сразу же выразил намерение защитить титул, его заявления многими были восприняты как формальность, мол, не может же действующий чемпион признаться, что пришел в новую команду, чтобы отбывать номер. Однако после четырех гонок сезона-2010 Дженсон – лидер в личном зачете. И, если англичанин продолжит выступать в том же духе, то станет первым гонщиком «Формулы-1» за пятьдесят с лишним лет, сумевшим защитить титул в новой команде. Предлагаем вспомнить других спортсменов, пытавшихся выиграть подряд два чемпионата мира в разных конюшнях. Всего их девять, что только подчеркивает необычность ситуации, в которой оказался нынешний чемпион. Фернандо Алонсо («Макларен», 2007 год)

Испанец, выигравший чемпионат в 2006 году в составе «Рено», в следующем сезоне защищал серебристые и красные цвета конюшни из Уокинга. Возможно, уроженец Овьедо рассчитывал на статус первого номера в конюшне Рона Денниса, однако «Макларен», афишировавший равенство своих пилотов, не сделал Алонсо лидером, а после памятного скандала на Гран-при Венгрии, и вовсе больше радовался успехам новичка сезона Льюиса Хэмилтона. Дальнейший ход событий слишком хорошо известен, чтобы лишний раз его повторять. Отметим лишь, что, ставшему чемпионом Кими Райкконену Алонсо и Хэмилтон уступили лишь 1 очко. Чисто математически, Фернандо был близок к тому, чтобы войти в историю как пилот, сумевший защитить титул в новом коллективе, однако на практике шансы на чемпионство фактически уничтожились после аварии на дождевом Гран-при Японии. Дэймон Хилл («Эрроуз», 1997 год)

После безоговорочной победы «Уильямса» в чемпионате 1996 года было ясно, что именно эта команда – претендент на успех в сезоне-1997. Увы, но места в ней Дэймону Хиллу не нашлось. Англичанин так и не договорился с Фрэнком Уильямсом насчет зарплаты и пошел искать счастья в «Эрроузе» Тома Уолкиншоу. Итог: 12-е место в личном зачете и семь набранных очков, шесть из которых были заработаны за «почти победу» в Венгрии.

С заменой Хиллу Уильямс, кстати, не угадал. Хайнц-Харальд Френтцен за весь сезон набрал почти вдвое меньше очков, чем Жак Вильнев. Михаэль Шумахер («Феррари», 1996 год)

Выиграв два титула в «Бенеттоне», немец перешел в Скудерию, которая до того момента застряла на полпути в возвращении из кризиса. В отличие от предшественников в лице Герхарда Бергера и Жана Алези, побеждавших по большим праздникам, Шумахер выиграл три Гран-при, но до титула не дотянулся: несмотря на старания гонщика, машина Джона Барнарда оказалась недостаточно быстрой и надежной, чтобы на равных тягаться с творением Эдриана Ньюи. Впрочем, как известно, спустя годы альянс Шумахера и «Феррари» взял свое, выиграв пять чемпионатов мира и шесть Кубков конструкторов подряд. Ален Прост («Феррари», 1990 год)

Несмотря на явную поддержку в 1989 году «Маклареном» Айртона Сенны, француз выиграл чемпионский титул после неоднозначной схватки на «Сузуке» и перешел в «Феррари». Понимая, что Скудерия не сможет обеспечить равноценную поддержку своим пилотам, Ален еще до официального перехода в стан «алых» «прощупал почву», пообщавшись с конструкторами и коллективом, и высказал пожелания о будущем автомобиле… Поэтому когда Прост и Мэнселл сели за руль F1-90, выяснилось, что Ален чувствует себя за рулем этой машины гораздо комфортнее, чем англичанин. Однако бороться с Сенной, даже будучи, фактически, первым номером в «Феррари», Просту было тяжело. Болид не тянул на звание лучшего в пелотоне, о чем красноречиво говорят статистические показатели в квалификациях (за весь сезон Прост не выиграл ни одного поула), но в гонках француз сделал все возможное и к концу сезона всерьез претендовал на титул. Решающая (хоть и не последняя) гонка вновь проходила на «Сузуке», и Сенна отыгрался за прошлогоднюю ловушку профессора. Бразилец не стал церемониться с соперником, попросту выбив того с трассы. Нельсон Пике («Лотус», 1988 год)

Уход из чемпионского «Уильямса» для бразильца стал большой ошибкой, однако оставаться в одной команде с Мэнселлом Нельсон уже не мог. Возможно, Пике рассчитывал, что с поддержкой японской «Хонды» к победам взлетит любая команда, но сезон-1988 для «Лотуса» явно не задался: Пике набрал лишь 22 очка, 3 подиума и занял шестое место в личном зачете, при куче технических проблем и частых собственных ошибках. Разумеется, ни о какой защите титула речи и быть не могло. Карьера Пике уже преодолела свой пик, хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в оставшихся трех сезонах Нельсон еще добивался локальных успехов, а в чемпионате 1990 года и вовсе занял почетное третье место. Ники Лауда («Брэбэм», 1978 год)

Несмотря на досрочно выигранный чемпионат 1977 года, отношения Лауды с «Феррари» по ходу сезона испортились настолько, что к концу года Энцо Феррари уволил механика, отвечавшего за подготовку машины австрийца. В знак протеста Ники не вышел на старт оставшихся двух гонок, а на следующий год и вовсе перешел в конюшню Берни Экклстоуна. Однако, несмотря на две победы и семь подиумов, частые поломки и новый чудомобиль «Лотуса» с «граунд-эффектом» не позволили Лауде отстоять титул. Дэнни Халм («Макларен», 1968 год)

Несмотря на победу в чемпионате 1967 года в составе «Брэбэма», новозеландец Денис Халм, по прозвищу «Медведь» (за «кроткий» и «простодушный» характер), поспешил перебраться в конюшню к своему приятелю и соотечественнику Брюсу Макларену. Возможно, причиной тому послужили не очень теплые отношения с Джеком Брэбэмом, возможно, статус второго пилота в команде австралийца, а, может быть, все дело именно в желании помочь в становлении новой конюшни. Как бы там ни было, но за рулем нового болида Халм до последней гонки сохранял математические шансы на титул. Однако поломка задней подвески, в тот момент, когда новозеландец шел третьим, окончательно лишила его шансов вновь стать самым успешным пилотом сезона. Альберто Аскари («Лянча» / «Мазерати» / «Феррари», 1954 год)

После двух выигранных подряд чемпионатов мира Альберто Аскари понял, что в его жизни в «Феррари» слишком много сложностей, поэтому итальянец с удовольствием принял приглашение перейти в новую команду «Лянча». Однако конюшня была не готова к сезону, и Аскари пришлось начинать первенство за рулем «Мазерати», а затем – «Феррари» (в те времена спортивный регламент был не столь суров, как сейчас). Впрочем, гонки для Альберто не складывались (чаще всего из-за технических проблем), в то время как главный соперник Хуан-Мануэль Фанхио добивался успеха чуть ли не в каждом Гран-при и в итоге выиграл чемпионат. Лишь на последнем этапе в Испании «Лянча» выставила новую машину – Аскари тут же выиграл поул, в гонке в течение 10 кругов наращивал преимущество, но, в итоге, сошел из-за проблем со сцеплением. Хуан-Мануэль Фанхио («Феррари», 1956 год; «Мазерати», 1957 год)

Тихий вне кокпита, но жесткий и расчетливый на трассе, аргентинец никогда не испытывал сантиментов по отношению к своим командам. После победы в 1951 году он почувствовал, что славные времена «Альфа-Ромео» уходят в прошлое, и поэтому покинул итальянскую конюшню. После успеха с «Мерседесом» в 1955-м, аргентинец перешел в «Феррари», где успешно защитил чемпионский титул. Однако если переход из «серебряных стрел» в коллектив Энцо Феррари был отчасти вынужденным (поскольку немцы покинули «Формулу-1»), то в 1957-м «Маэстро» перешел в «Мазерати» из-за того, что в «Феррари» не чувствовал себя в своей тарелке. При этом, итог оказался тем же – еще одна победа в чемпионате мира.

***

Очевидно, что переход из чемпионской конюшни в другой коллектив – шаг достаточно редкий и смелый, за что Баттона можно только похвалить. Однако защитить титул в новой команде – задача не из простых, да и нынешний напарник у Дженсона хоть куда. Несмотря на отсутствие побед и относительно скромные на данный момент квалификационные результаты, на тренировках и в гонках Льюис Хэмилтон зачастую демонстрирует более высокую скорость, чем его партнер. Но главные козыри действующего чемпиона мира – бережное обращение с покрышками (за счет плавного пилотажа), а также грамотный выбор стратегии во время гонки, – пока что приносят больше дивидендов, чем отличный темп Хэмилтона.

Правда, Льюис – лишь один из конкурентов за чемпионский титул, и победа над ним не гарантирует титула. Ведь есть еще гонщики «Ред Булл», «Феррари» и «Мерседеса», обладающие не менее быстрой (хотя и менее надежной) техникой. Так что впереди у Баттона много трудных гонок. Но даже если Дженсон не сумеет защитить титул, кажется, в глазах публики и многих экспертов он может перестать быть случайным чемпионом и «придорожным столбиком». Во всяком случае, успехи в этом направлении весьма ощутимы