Некоторые болельщики, узнав о возвращении в "Формулу-1" Михаэля Шумахера, наверняка посчитали, что теперь молодым придется туго. Ведь против них в гонках выступит не кто-нибудь, а сам семикратный чемпион мира. Не говорю, конечно, что все так думали, но какая-то часть – обязательно. И ведь не только простые зрители полагали, что возвращение Шумахера станет серьезным испытанием для нынешних звезд "Ф-1" - почитайте интервью Ники Лауды, Эдди Джордана и других известных личностей двух-трехмесячной давности. Вера в лучшие качества Шумахера перевесила здравый смысл.

И я не говорю: "Ага, я же предупреждал, что Михаэлю будет тяжело", - пусть в предсезонном обзоре команд и высказал мнение, что Шумахеру потребуется какое-то время, чтобы справиться с Росбергом.

Но на самом деле никаких причин для паники нет. Важно только понять одно: в сезоне-2010 хоть и гоняется человек с именем и фамилией Михаэль Шумахер – он сильно отличается от того монстра, с которым в свое время сражался весь пелотон. Это не плохо, и не хорошо – это просто новая глава в карьере немца и "Формулы-1".

Михаэль, безусловно, не растерял своего главного качества – умения работать с командой. У него колоссальный опыт в области развития машины и коллектива. Так что по ходу нынешнего чемпионата мы еще увидим прогресс бывшего "Брауна" (ныне "Мерседеса") – и заслуги Шумахера сложно будет переоценить. Но это, пожалуй, единственный козырь, который остался в рукаве у гонщика.

В остальном он ничуть не превосходит соперников. Например, в мотивации. В свое время, например, каждый сход Шумахера за рулем "Феррари", казалось, накалял атмосферу. После глупейшего схода в Монако в 2004-м за механиков Скудерии и вовсе было страшно. В нынешней ситуации, когда после Гран-при Малайзии Михаэль сошел из-за проблем с колесной гайкой, телезрители увидели слегка взгрустнувшего дяденьку, который, возможно, и был огорчен сходом, но на его лице читалось довольство жизнью. Кажется, что Михаэль после трех лет отпуска стал воспринимать свою новую работу как удовольствие. Это не значит, что, скажем, 10 лет назад он не наслаждался гонками, но в те времена Шумахер был злее, что ли. В спортивном плане. У этого гонщика внутри есть твердый стержень – мы это увидели на Гран-при Бахрейна, но если раньше он был полностью пуленепробиваемым, то сейчас снаружи Шумахер стал слишком человечным. Это здорово, конечно, но для гонок не годится.

А вообще, возвращения никогда не проходят бесследно. Ни для кого. Вспомните Проста в 1993-м, когда он допускал странные ошибки за рулем "Уильямса", неожиданно уступал новичку Хиллу... Мэнселла, который уже тому же Хиллу в конце 1994-го проигрывал по всем статьям... Вильнева, который после почти года вынужденного безделья – вернулся в гонки и оказался медленнее сначала Алонсо (в конце 2004-го), а затем полгода пытался выйти на уровень Массы.

Шумахер, даже несмотря на весь свой талант, пропустил три (!) сезона. Это неимоверно много. Так что когда сейчас он уступает Росбергу по 0,3 секунды на круге на сухой трассе – это, дорогие друзья, очень даже здорово.

В общем, не стоит рассматривать выступления Михаэля с позиции его предыдущих успехов. Настали другие времена. И он стал другим. И этого уже не изменить.