По-правде говоря, история с US F1 закончилась так, как и должна была закончиться. С самого начала было известно, что привлечь серьезных американских спонсоров было невозможно – что поделать, "Формула-1" в этой стране не очень популярна. В "Ф-1" нет успешных американцев (а за неуспешными тот народ следить не будет), а значит нет зрительского интереса и нет спонсоров. Чего хотели Кен Андерсон и Питер Уиндзор, создавая свой проект – непонятно. Налицо либо явный просчет в бизнес-плане команды (потому что когда нет спонсоров, то нет денег и доводки болида), либо парни и не думали доводить дело до гонок. Во второе верится не очень сильно, поскольку Питер Уиндзор вряд ли бы захотел портить свою репутацию в автоспортивном мире, но с другой стороны, этот англичанин уже несколько раз за свою карьеру участвовал (или собирался принять участие) в сомнительных проектах. Но как бы там ни было – без денег в "Ф-1" далеко не уедешь, в чем уже убедились не только Андерсон с Уиндзором, но и Адриан Кампос, которому грозило примерно то же самое, что и "американской" команде. Впрочем, испанцу повезло чуть больше – он избежал всемирного позора, сумев продать конюшню Хосе-Рамону Карабанте. Вот только теперь эта команда не его, и даже название у нее новое – "Хиспания".

Но мимо "Формулы-1" пролетел и Зоран Стефанович со своим "Стефаном". Кому-то может показаться странным, что ФИА проигнорировала призывы серба допустить его к участию в чемпионате мира, ведь у "Стефана" был не самый плохой набор в виде инфраструктуры и болида бывшей "Тойоты", а также Казуки Накадзима и (почти) Жак Вильнев. Но на деле действия Федерации, вежливо пославшей Стефановича обратно на Балканы, очень разумны и честны.

Во-первых, никто не знает, что будет со "Стефаном" через год, два, три. В этом году команда еще могла поездить на болиде, но что будет дальше? Да, возможно, наследие "Тойоты" в виде проверенного коллектива позволит Стефановичу просуществовать некоторое время, но важно не только то, что может сделать команда – важно содержать эту команду. А вот финансовую прочность Зоран еще не доказал.

Во-вторых, серб занял очень интересную позицию: "мы готовы выступать в гонках, значит возьмите нас!" Простите, а с какой стати? Почему бы не предположить, что в мире помимо "Стефана" существуют и другие проекты, которые хотели бы принять участие в чемпионате мира. Просто они не кричат об этом на каждом углу. Да, их будущий болид, вероятно, будет слабее "Стефана", но разве будет честно по отношению к ним объявить тендер за неделю до старта чемпионата, чтобы потом выбрать проект Стефановича, поскольку остальные сегодня не готовы?

Представьте, что в космос собирается отправиться большой космический корабль с 13 людьми на борту. Пробудут они в космосе долго, но в последний момент выясняется, что американец английского происхождения заболел и не сможет принять участие в проекте. Разумеется, его снимают с полета, но рядом с космодромом стоит палатка продавца фруктов. Тот - хороший парень, бывший подводник и выдержит перегрузки (хотя, неизвестно, сможет ли он проводить научные опыты в космосе). Стоит ли взять его, или отобрать нового участника (и пусть в конкурс запишется этот подводник), а через год отправить новобранца к остальному экипажу на отдельном корабле с провизией?

Вот то же и со "Стефаном".

Но бог с ними, стефановичами и уиндзорами. Многим интересней узнать, почему ФИА отобрала таких неудачников для участия в чемпионате мира? Несмотря на то, что ответ на вопрос очень непростой, попробуем отметить ту часть, к которой вряд ли можно будет придраться слишком сильно.

ФИА год назад вела активную войну с ФОТА и всячески старалась запугать Ассоциацию тем, что может организовать гонки без опытных команд (если те не согласятся на сильное снижение расходов). В результате ведомство Мосли, скорее подбирало проекты, которые не стали бы выступать против Федерации, которым можно было навязать моторы "Косуорт" и свою политику. К тому же, ФИА уже давно не проводила никаких тендеров, и возможности проверять финансовую состоятельность проектов она не могла. Теперь же Мосли и ушел, и расхлебывать заваренную им кашу приходится Жану Тодту. Впрочем, глядя на первые шаги француза, можно сказать, что новый президент пока что действует очень грамотно и, возможно, к 2011 году ФИА отберет приличного новичка.