В рамках спецпроекта «Лучшие моменты в истории гонок» Sports.ru представляет пятерку самых рисковых пилотов «Формулы-1» разных эпох. Тех, кто никогда не сдавался, боролся за каждый метр дистанции и любую позицию и умел творить маленькие чудеса.

5. Рене Арну

Потенциал и талант француза никогда не вызывал сомнений. Когда он со всей серьезностью брался за дело, случались удивительные гонки, и совершенно издевательское отношение к машине неожиданно приносило плоды в виде красивых побед. Но мятежный дух гонщика брал свое – Рене вел дикий ритм жизни, наплевательски относился к командным приказам и временами просто не выкладывался на все сто. В итоге, пилот, поднявшийся почти до самых вершин в «Рено» и «Феррари», с треском вылетал из этих команд и был вынужден завершать карьеру в хиреющей день ото дня «Лижье». Но и здесь Арну не захотел мириться с отведенной ему ролью записного аутсайдера, поэтому частенько, по меткому выражению Герхарда Бергера, «умел путаться под ногами» у лидеров. Многие победители гонок не один раз жестко критиковали француза за препирательства при обгоне на круг.

Однако самой памятной гонкой Арну, пожалуй, так и остался Гран-при Франции в Дижон-Пренуа 1979 года, когда в заключительной части заезда Рене довелось побороться с еще одним безумцем эпохи – Жилем Вильневом.

4. Хуан-Мануэль Фанхио

В 50-х годах XX века трудно выделить какого-то одного гонщика, которого можно было бы назвать самым-самым рискующим безумцем, просто потому, что любой, садившийся за руль гоночного болида, сразу же попадал в эту категорию людей. В те времена опасность не просто была рядом – она всегда поджидала за следующим поворотом. Тем удивительнее выглядят результаты одного из величайших гонщиков в истории планеты Хуана-Мануэля Фанхио – 5 чемпионских титулов и 24 победы, а квинтэссенцией карьеры аргентинца стал Гран-при Германии 1957 года. Рисковость Фанхио проявилась еще перед началом гонки, когда в отличие от своих главных соперников он выбрал тактику с одним пит-стопом на середине дистанции (конкуренты поехали нонстоп). В первой части заезда аргентинец уверенно уходил от соперников в отрыв, но после очень долгой замены колес откатился на третье место, уступая Майку Хоторну и Питеру Коллинзу 48 секунд. За оставшиеся 10 кругов Маэстро не просто устроил самую феноменальную погоню в истории «Формулы-1», но и 9 раз побил рекорд круга трассы. В начале предпоследнего круга в отчаянной борьбе Фанхио опередил Коллинза, а в конце того же круга – Хоторна. Финишную черту «Мазерати» аргентинца пересекла на 3,6 секунды раньше ближайшего соперника.

«Я никогда не пилотировал так быстро в своей жизни прежде, и не думаю, что когда-нибудь смогу повторить это снова», – сказал Фанхио после той гонки.

3. Джим Кларк

За восемь лет выступлений в «Формуле-1» Джим Кларк всего лишь два раза стал чемпионом мира, но добился 25 побед и запомнился современникам потрясающим гоночным талантом. Шотландца считали одновременно и рисковым, и надежным пилотом. Он демонстрировал отличные результаты на любых машинах, а за рулем болидов «Формулы-1» вытворял просто невероятные вещи. При этом Джим не переступал за грань своих возможностей, и соперники честно признавали его лучшим в своем поколении. В активе Кларка много успешных гонок, но мы остановим свое внимание на Гран-при Италии 1967 года. После хорошего старта шотландец вырвался в лидеры заезда, но из-за прокола колеса был вынужден заехать в боксы. Гонщик вернулся на трассу лишь 16-м и проигрывал лидерам больше круга. Однако, пилотируя на пределе возможностей, Джим вернулся в круг, и даже вышел в лидеры Гран-при. И, несмотря на то, что на последнем круге на «Лотусе» Кларка кончилось топливо, и финишную черту шотландец пересек третьим на уже чихающем автомобиле, именно он стал главным героем гонки, ведь никто и никогда не возвращал себе лидерства после круга отставания.

2. Найджел Мэнселл

Говорят, он появился в «Формуле-1» не в то время. Своим безудержным стилем пилотирования «Британский лев» больше подходил 60-м и 70-м годам XX века. По чистому таланту усатый англичанин был одним из лучших, но тактически более мудрые и хладнокровные соперники – Прост, Сенна, Пике – в итоге добивались успехов, в то время как Мэнселл раз за разом садился в лужу. Он долго шел к победе в гонке, еще дольше – к титулу. На пути к ним он крушил отбойники, ломал болиды всеми доступными способами, начинал праздновать успехи раньше финиша (и терял победы), но при этом не менялся. Соперники воротили носы от сумасшедших маневров Мэнселла, пресса поражалась его тщеславию и умению устраивать шоу из любой истории, британские болельщики его боготворили, но равнодушным не оставался никто. Когда Найджела уже почти списали со счетов, он получил в свое распоряжение автомобиль, который был надежным как танк и быстрым как истребитель – и добился безоговорочного успеха. Впрочем, даже без выигранного титула англичанин остался бы одним из главных автоспортивных героев мира.

1. Жиль Вильнев

Жиль провел всего пять полных сезонов в «Формуле-1», но навеки остался в памяти людей, видевших его гонки. Возможно, потому, что он ими жил, никогда не сдавался и вел постоянную борьбу с соперниками и неподходящей техникой за любое место – первое или десятое – неважно. И маленький франко-канадец не просто сражался от старта и до финиша, но при этом удивлял конкурентов и зрителей неожиданными маневрами.

«Жиль был сущим дьяволом из тех, с кем мне приходилось гоняться. Если вы обходили его в повороте, он соглашался и освобождал пространство. А затем снова висел на хвосте… Он рисковал, но подвергал опасности только себя», – слова чемпиона мира 1982 года Кеке Росберга.

Сражение за второе место с Рене Арну на Гран-при Франции 1979 года вошло в историю, как одно из самых увлекательных и безумных в истории гонок, но были и совсем другие – например, гонка в Хараме в 1981-м. На узенькой трассе на уступавшей соперникам «Феррари» Вильнев сотворил одно большое чудо, сдерживая на протяжении всего заезда целую группу конкурентов. Они все очень хотели, но так и не смогли отобрать у Жиля первое место.