Я давно хотел написать об одной вещи. Вернее, о целом ряде вещей, но при этом страшно не хотелось быть голословным. Но сегодня в немецком AutoBild пилот "Феррари" Джанкарло Физикелла продолжил рассказ о том, почему он не смог показать за рулем болида F60 приличных результатов. Пусть он меня немного опередил, но с другой стороны, благодаря его замечаниям я теперь могу рассказать о парочке собственных мыслей.

Вы не задумывались о том, почему в этом сезоне с пилотами "Феррари" происходили такие удивительные метаморфозы? Почему команда бездарно начала чемпионат, а затем, бросив доводку болида, добилась победы на Гран-при Бельгии? Почему бедолага Бадоер оказался неспособным показать приличные результаты, а Джанкарло Физикелла хоть и был лучше своего соотечественника, но так и не набрал очков? Одного четкого ответа на этот вопрос нет и быть не может, но если искать первопричину, то, кажется, она лежит в области технических характеристик автомобиля и усугубляется запретом на тесты.

Инженеры "Феррари" под руководством Альдо Косты к сезону-2009 создали изящную машину F60, оснащенную KERS. Но вот беда, технически она оказалась слишком сложной. Основной проблемой стал дисбаланс, вызванный наличием KERS. В период зимних тестов трудности можно было объяснить новым регламентом, привыканием к болиду и другими факторами. Но "Феррари" своими результатами не выделялась в худшую сторону, как например, "Макларен", поэтому казалось, что в целом все в порядке.

О том, как складывался чемпионат для Скудерии, написала моя коллега Мария Василец. Я не буду повторяться, но лишь отмечу самый интересный для меня момент: наиболее ударный отрезок в чемпионате команда выдала с Венгрии по Италию (четыре Гран-при подряд). Масса именно в этот момент угодил в аварию на "Хунгароринге", зато Райкконен набрал 30 очков (заметьте, что за весь сезон на счету финна оказалось лишь 48 баллов). А в это же время Бадоер, а затем Физикелла в зачетной зоне финишировать не смогли. Почему?

С итальянскими гонщиками, кажется, все более или менее понятно. Вот что сегодня сообщил Джанкарло о стиле пилотирования F60: "Раньше я всегда был агрессивен, когда понижал передачи. Как только я давил на педаль тормоза, то тут же переключался вниз. Но с KERS все иначе: сначала нужно тормозить, но при этом приходится ждать, пока машина войдет в поворот. Для меня это просто невозможно. Именно поэтому я боролся с блокировкой задних колес. Автомобиль вел себя непредсказуемо".

Учитывая 15-летний опыт гонщика, выступавшего на разных машинах, вряд ли его проблемы можно объяснить лишь собственным неумением и неспособностью приспособиться к болиду. Запрет на тесты не позволил Физико как следует привыкнуть к новой технике. И в отличие от Массы и Райкконена, колесивших по трассам Европы и Бахрейна целыми днями, у Джанкарло такой возможности не было. К тому же в качестве эталона у итальянца был уже имевший большой опыт работы с этой машиной Райкконен. В общем, ситуация – хуже не придумаешь.

У Кими же все оказалось наоборот. Он и по ходу сезона смотрелся вполне достойно, но уровень машины был все же не тем, чтобы сразу бороться за подиумы. А после аварии Массы (как это не глупо звучит с моей стороны) смог ощутить полную поддержку команды, попытался доказать конюшне, что он ей необходим и к тому же на Гран-при Бельгии выступал на своей любимой трассе, где всегда себя чувствует как рыба в воде. К тому же, к этим Гран-при, в отличие от концовки чемпионата, соперники еще не успели оторваться от бросившей развитие болида Скудерии. В общем, на Райкконена сработало сразу несколько факторов.

А еще есть одна маленькая, но очень существенная деталь. Кими – исключительный гонщик по умению выжимать максимум из ведер с болтами. Еще в "Макларене" инженеры хвалили финна за умение показывать великолепные результаты на разбалансированной машине, и на "Феррари" F60 его таланты пришлись впору.

Я не пытаюсь восхвалить Кими или оправдать Физико. Просто, кажется, в сезоне-2009 болид "Феррари" действительно был не тем, в который можно сразу прыгнуть и поехать очень быстро.

Декабрьские тесты молодых пилотов в Хересе это подтвердили. Посмотрите на "Ред Булл", "Уильямс", "Макларен", "Форс-Индию" - Риккиардо, Соучек, Паффетт, ди Реста выглядели очень солидно, в то время как Жюль Бьянки, между прочим, чемпион Евросерии "Формулы-3" был ближе к концу тестовых протоколов. И не потому что он не умеет – просто машина, как настоящий дикий конь, в этом году решила подпускать к себе не каждого.

И именно поэтому в следующем году "Феррари" построит новый болид. Уже не будет никакого KERS, не будет трудностей с торможениями, Алонсо и Массе не нужно будет менять многолетний (а значит удобный им) стиль пилотажа. Думаю, они будут серьезными претендентами на титул в сезоне-2010.

P.S. Кстати, про Алонсо. В качестве маленького дополнения хотел еще отдельно отметить огромную разницу в результатах и качестве выступлений испанца и его напарников. Дело не столько в том, что Нельсон Пике и Ромен Грожан были слабыми гонщиками. Нет, они хорошие парни, один из которых хорошо смотрелся в GP2 в прошлые годы, а другой мог выиграть титул в этой же серии (если бы не ушел) в нынешнем сезоне. Думаю, у них с талантом все в порядке. Проблема в другом. И Грожану и Пике постоянно приходилось работать бок о бок с Алонсо – гонщиком экстра-класса. А когда рядом двукратный чемпион мира – это не может не давить на еще неокрепшую психику молодых спортсменов. Стремление не отстать от Фернандо выливалось у Ромена и Нельсона в переоценку собственных возможностей и сил. Отсюда – частые развороты, вылеты, сходы. Ошибки в пилотаже происходят не только от недостатка таланта, а, в основном, оттого, что гонщик переходит грань собственных возможностей. Задача команды – вести молодого пилота отдельно от лидера команды, не давать ему погнаться за более сильным напарником, идти в своем ритме. Но, похоже, в "Рено" с этой задачей справиться не смогли.