Сегодня я впервые пожалела о том, что не являюсь носителем английского языка, потому что вердикт ФИА по делу "Рено" и Гран-при Сингапура 2008 года, а точнее, его интерпретация в СМИ ввела меня в полное замешательство. Какой же бан получила команда? Вернее вопрос стоит таким образом: если по какой-то причине условная дисквалификация будет активирована, сколько лет проведет французский концерн вне "Формулы-1"?

Первый ответ – два года. О двухлетней дисквалификации, отложенной милостью ФИА, пишут британские коллеги, и им должно быть виднее. Второй ответ – навсегда. За него говорит сам вердикт Совета ФИА, гласящий, что "проступки подобной степени тяжести заслуживают пожизненной дисквалификации", и президент ФИА Макс Мосли, отметивший, что команда "Рено" получила высшую меру наказания – абсолютный запрет на участие в "Формуле-1"...

Этот момент кажется довольно важным при оценке суровости решения Совета, но он вряд ли имеет принципиальное значение, поскольку какова бы ни была дисквалификация, она вступит в силу только в том, случае, если "Рено" совершит еще один столь же серьезный проступок до конца 2011 года. Поскольку сам Совет отметил беспрецедентный характер аварии Нельсона Пике-младшего в Сингапуре, аналогов которому в истории королевских автогонок не сыскать, будет довольно сложно придумать что-то сопоставимое по тяжести. К тому же, на памяти как-то ни одно из отложенных наказаний ФИА еще не срабатывало.

Так каков же смысл наказания за самое серьезное нарушение из всех, до сих пор совершенных, если это и не наказание вовсе? И как оно согласуется с предыдущими действиями представителей ФИА, например, с действительно беспрецедентным в истории спорта 100-миллионным штрафом "Макларена" в 2007-м, или, скажем, совсем не условной дисквалификацией "Рено" на Гран-при Европы, которую стюарды влепили команде за ненадежно закрепленное колесо на болиде Фернандо Алонсо на "Хунгароринге"?

Что ж, на мой взгляд, хоть и странно соглашаться с Федерацией, если отбросить последний курьезный случай, сегодня она выдала вполне последовательные и логичные (в свете ее предыдущих вердиктов) наказания. Найдутся те, кто скажет, что решение создает опасный прецедент, но на самом деле, все главные прецеденты были созданы еще до дела о Гран-при Сингапура.

Для начала Совет продемонстрировал, каким было бы решение для "Рено" в том случае, если бы сегодня на заседании представители команды ушли в несознанку или попробовали оспорить версию Пике-младшего. Дисквалификация. Серьезное наказание за серьезный проступок. Поскольку Федерация в лице Макса Мосли считает, что действия "Рено" – хуже шпионского скандала в 2007-м, штраф за них тоже должен быть значительнее. "Макларен", по словам того же Мосли, заслуживал двухлетнего бана, который был заменен на денежный штраф, очевидно, представлявшийся эквивалентным двухлетнему отсутствию команды в чемпионате – 100 млн долларов, из которых команда отдала где-то около 60-ти, а остальное было получено от ФОМ из тех денег, что причитались "серебряным" от продажи телевизионных прав. Теоретически, "Рено" получил не меньше, практические же различия – условность наказания для французской команды против выплаты самых настоящих миллионов – связаны с тем, что первые сотрудничали с ФИА и ей не перечили, в то время как "Макларен" на первом Совете упорно настаивал на том, что в коллективе никто больше не знал о секретах "Феррари". Как ни крути, Федерация всегда мягче относилась к тем, кто признавался.

С теми, кто не желал признаваться, она всегда поступала жестко, и отсюда следует наказание для Флавио Бриаторе, который навсегда отстранен от любой автоспортивной деятельности под эгидой ФИА. Что было бы с экс-руководителем команды, если бы он не упирался, Совет продемонстрировал на примере Пэта Симондза, для которого аналогичный запрет составил пять лет (интересно, а почему он не согласился на иммунитет?). Естественно, поскольку Флав оказался единственным действительно серьезно пострадавшим в итоге всей этой истории, не оставляет ощущение того, что кое-кто воспользовался предлогом, чтобы избавиться от итальянца, как ранее от Рона Денниса. С другой стороны, нельзя не отметить, что наказание соответствует "логике" ФИА: если конюшня заслужила пожизненную дисквалификацию, то аналогичное наказание будет применено и для ее босса и предполагаемого соучастника сговора.

Кстати, в деле о шпионаже "Макларена" против "Феррари" главные действующие лица – Найджел Степни и Майк Кафлан – были отстранены от участия в автоспортивных мероприятиях до июля 2009 года, однако в феврале запрет был снят по запросу их адвокатов. Поскольку в ближайшее время у Федерации появится новый президент, вполне возможно, что в какой-то момент сегодняшние "заключенные" выйдут по амнистии. Например, Ари Ватанен не преминул дать общественности почувствовать, каково было бы наказание при его президентстве.

Сегодня я даже почти согласна с теми пунктами, в нарушении которых команда "Рено" признана виновной. Во-первых, если не ошибаюсь, это первый раз, когда ФИА не отступила от собственного регламента и в соответствии со статьей 123 Международного спортивного кодекса признала команду ответственной за действия ее сотрудников. В прошлом ей как-то лихо удавалось забыть о существовании данного пункта. Во-вторых, Совет не ограничился пресловутой статьей 151с "за мошенничество и поведение, наносящее ущерб интересам спорта", но и отметил вину по пунктам, которые содержат положения об ответственности команды за соответствие болида нормам безопасности и соблюдение пилотом правил поведения на трассе. В-третьих, в вердикте даже упомянут не менее пресловутый пункт спортивного регламента 39.1 о запрете командной тактики в виде приказов. Довольно любопытный прецедент, поскольку в данном случае вряд ли можно говорить о командном приказе, ведь никаких причин подозревать принуждение гонщика к совершению маневра замечено не было.

Фактически сегодня ФИА вышла на новый уровень определения кто и за что отвечает. Команда ответственна за действия сотрудников, но концерн за свою заводскую конюшню ответственности не несет. Основные действующие лица наказаны, в том числе и Пике-младший, которому заказан путь в "Формулу-1" (если только папа не купит ему какую-нибудь команду), а ни о чем не догадывавшиеся сотрудники не пострадали, сохранив работу. Правда, пострадали совершенно невиновные гонщики, менеджером которых был Бриаторе. Марку Уэбберу еще более-менее повезло – у него уже есть контракт с "Ред Булл" на следующий год, и за это время австралиец может найти замену. Положение же Хейкки Ковалайнена в "Макларене" весьма шаткое, и помощь сильного агента ему сейчас пришлась бы весьма кстати...

Понятно, что это политическое решение. "Рено" не платит официальный штраф, но можно считать, что нам просто сумму не назвали. Французский концерн внесет свою лепту – в вердикте отмечено, что она будет значительной – в программу безопасности ФИА. В конце концов, на эти же самые цели, как было заявлено, пошли и деньги из штрафа "Макларена". Для "Рено" это лучший исход – компания позиционирует себя лидером и пионером в области безопасности дорожных авто, гордится тем, что "Лагуна" была первым автомобилем, получившим пять звезд на тестах Euro NCAP, и вкладывает ежегодно по 100 млн евро в специальный научно-исследовательский отдел, занимающийся вопросами безопасности. Похоже, произойдет небольшое перераспределение денежных потоков.

Во всем, что происходит, нужно попытаться отыскать положительные стороны. И хотя мягкое наказание вовсе не гарантирует присутствия "Рено" в "Формуле-1", возможно, позитивным итогом последних событий будет сохранение команды и моториста в чемпионате. Пока французский концерн сделал все возможное, чтобы остаться, а Мосли подтвердил, что так оно и будет. Кто знает, возможно, это было одним из пунктов уговора между ФИА и "Рено". Как бы там ни было на самом деле, было бы обидно и неправильно, если бы команда ушла вот так.

В "Формуле-1" часто говорят: "You are as good as your last race". У "Рено" последней запомнившейся гонкой, по которой ее судят, пока остается Гран-при Сингапура 2008 года.