...А между тем, несмотря на все еще бурливо кипящие скандальные невзгоды между ФОТА и ФИА чемпионат мира в классе машин "Формула-1" 2009 года продолжается, и вот-вот перейдет свой экватор. Теперь автотрейлеры "конюшен" выгрузят "Большой цирк" в тихом британском городке Милтон Кейнс, что находится в графстве Нортгемптоншир. Место это видывало и куда более скоростные образцы техники - нас ждет легендарный бывший военный аэродром Сильверстоун. Но вначале обзора - традиционные пару слов о стране.

Англия. При попытке кратко рассказать об истории этой великой страны ты сразу же сталкиваешься с непреодолимыми трудностями. Откуда начать свой рассказ? С середины 1970-х годов, когда государство, постепенно растеряв своих многочисленные колонии, обрело свои современные границы? С 1801 года, когда величественная империя была основана объединением королевств Великобритании и Ирландии? Или резко отпрыгнуть назад во времени, проскочив времена наибольшего величия и влияния Британии, и повести свой рассказ от времен завоевания в 1066 году британских островов свирепыми норманнами? Может быть, надо шагнуть еще чуть дальше вглубь веков и вспомнить о появлении на этих землях в V-VI веке самих англосаксов? Или правильнее будет углубиться в историю до 55-54 года до н.э., и поведать о римских легионах Юлия Цезаря, несших свет цивилизации местным варварам? А возможно, справедливее всего будет начать с постройки величественного каменного Стоунхенджа за три с половиной тысячи лет до начала всего этого? - Я не знаю...

Сейчас же 62-миллионная Великобритания - одна из самых влиятельных стран в мире. Это один из главнейших финансовых, политических, промышленных, научных и культурных центров цивилизации, с высоким уровнем жизни граждан, с очень серьезными общественными стандартами и высокой организацией общества, но с незыблемыми многими веками традициями; это благополучное и безопасное место, куда стремятся миллионы эмигрантов со всей планеты - и зачастую находят новую родину.

Не менее развитой тут является и автоспортивная традиция, истоки которой восходят к началу ХХ века. Первый Гран-при Англии был проведен в 1926 году на автодроме Бруклендс, победил тогда французский экипаж Луи Вагнера и Робера Сенешаля на автомобиле "Делаж". Правда просуществовал в календаре британский Гран-при лишь два года, затем наступил многолетний перерыв. Однако автосостязания не прекращались, и уже в 1931 году дебютировала новая трасса, ставшая их центром. Это было древнее поместье Донингтон, ведущее свою родословную с XV века, где по инициативе тогдашнего управляющего трассой Фрэда Кренера с 1935 года стал проводится Большой приз Донингтона. Первый трофей достался тогда Ричарду Шатлворту, гонявшемуся на "Альфе-Ромео". Но через три года, в 1938 году победой великого Тацио Нуволари из "Авто Унион" завершился и второй отрезок автоистории. Начиналось тяжелое десятилетие второй мировой войны и последующего периода восстановления изнуренной ею страны.

"Перезагрузка" произошла в 1948 году, и случилось это как раз на дебютировавшем Сильверстоуне, который был передан военными Королевскому автоклубу. Так военный автодром, отпускавший в небо в годы войны юркие и грозные "Спитфайеры", несшиеся бесстрашными английскими борзыми на бомбящие города фашистские самолеты, и набитые мощными бомбами многотонные "Авро-Ланкастеры", несшие разрушения и смерть промышленности Германии, стал домом для других машин - стремительных гоночных болидов. В том году первая победа была одержана Луиджи Виллорезе на "Мазератти".

13 мая 1950 года именно на Сильверстоуне началась история "Формулы-1". Первым в истории серии победителем стал итальянец Нино Фарина на автомобиле "Альфа-Ромео", вырвавший победу пред глазами почтивших своим присутствием состязание короля Георга IV и королевы Елизаветы в напряженнейшей гонке у Фаджиолли и сошедшего Фанхио.

В дальнейшем автодром четыре десятка и один раз принимал у себя британский этап чемпионата мира, уступив 12-ть раз право принять гран-при трассе Брэндс-Хетч, и пять раз - трассе в Эйнтри. Происходило тут многое, были и воистину эпические битвы, но как и всему хорошему на свете, пришел конец и истории Сильверстоуна: мы с вами в этом году посмотрим гоночные баталии на нем в последний раз. С 2010 года эстафету на десять лет перенимает Донингтон-парк, на котором в 1993 году прошел Гран-при Европы того года. Наиболее успешен в Сильверстоуне был Ален Прост, имеющий в активе пять побед на это автодроме, из ныне действующих пилотов по победе на своем счету тут имеют Рубенс Баррикелло, Фернандо Алонсо, Кими Райкконен и Льюис Гамильтон.

С 1948 года автодром неоднократно перестраивался. Наиболее долго - с 1952 по 1975 год - просуществовала самая скоростная его конфигурация - всего-то с восемью быстрыми и весьма плавными поворотами; тогда это был самый быстрый европейский трек, где гонки всегда шли на пределе. В 1975 году в коварном "Вудкоте" была добавлена шикана, в 1987 году был изменен поворот "Бридж", однако самая большая модернизация трассы была проведена в 1991 году. Самая высокая средняя скорость на круге была здесь показана в 2002 году Хуаном-Пабло Монтоей, она составила 259,828 км/ч.

В свой нынешней конфигурации трек таков: гонка принимает старт на недлинной прямой, затем пилотон входит в очень быстрый и сложный "Копс", где можно почти не отпускать газ, но надо идеально точно подруливать. Здесь довольно легко устроить стартовый завал. Далее идет связка из трех быстрых поворотов "Мэгготс"-"Бекеттс"-"Чэппел", где скорость с 295 км/ч постепенно падает до 212 км/ч и потом вырастает до 240 км/ч. Потом следует длинная и широкая прямая "Хангар-стрит", в конце которой скорость доходит до максимальных теперь 305-306 км/ч. Далее гонку ждет "Стоув", который проходится на 200 км/ч. Затем после прямой "Вэйл" идет менее скоростная половина трассы, богатая на повороты. Вначале это длинная шпилька "Клуб", потом недлинный прямой участок выводит на медленный "Эбби", который почти сразу переходит в "Фарм", далее на короткой прямой гонка ныряет под мост, чтобы выскочив из-под него почти сразу устремиться в среднескоростной "Прайори", потом вплотную идет самый медленный на треке поворот "Бруклэндс" (97 км/ч), который быстро выведет пилотон к затяжной шпильке "Лаффилд". После него недлинная плавная кривая перейдет в проходимый с газом в пол "Вудкот", вновь выводящий нас на прямую "старт-финиш".

Трек очень требователен к точности пилотирования, умеренно абразивен, и доставляет массу удовольствия и зрителям, и пилотам. Оптимальна тут тактика двух остановок, хотя теоретически допустимы и 1-3 заезда в боксы. В современной конфигурации гонка за 60 кругов преодолевает 308,355 км, протяженность круга 5,141 км. К сожалению, инфраструктура автодрома оставляет желать много лучшего, особенно это касается подъездных дорог. Увы, в этом аспекте классические европейские трассы уже никак не могут соперничать с новомодными искусственно сконструированными "тилькодромами".

Очень многое в Сильверстоуне зависит от погоды. В ближайшие выходные нам пока что обещают умеренно теплую, до +22С погоду без осадков, но ведь Британия всегда славилась и изменчивостью своего климата...

***

Итак, впереди у нас долгая разлука еще с одной гоночной легендой. Немного грустно поэтому мне будет в это воскресенье, когда я начну смотреть последнюю... нет, черт побери! - крайнюю гонку на Сильверстоуне, но я вспомню о словах одного из самых великих британцев XX века, Уинстона Черчилля: "Успех - не окончателен, неудачи - не фатальны: значение имеет лишь мужество продолжать". И пусть традиция британских гонок продолжается. Хотя бы и в Донингтон-парке.