…Такого количества грязи и черного пиара в нашем футболе не видел никогда. Даже в пресловутые 90-е, когда денег не было, но можно было практически всё.

Разбираться в каждом отдельном случае, уж извините, не стану, а свалю все в кучу. Бананы, договорняки, склоки… Это наш футбол. За этой мутно-коричневой завесой самой игры уже и не видно.

Да и писать о самой игре приходится все реже. Требуют побольше трусов и прочего грязного белья из мира большого спорта. Почему? Не знаю. Лучше приведу два возможных объяснения, а вы решайте сами.

Вариант первый. Российский футбол перешел на законы шоу-бизнеса. И футболисты, наслушавшись доброжелателей и поняв, что плохой рекламы не бывает, поняли-таки: не важно, что и как ты сделаешь, главное — чтобы это было растиражировано и получило резонанс.

Известность, пусть и скандальная, играет на футболиста и его будущие контракты. Чем больше о тебе говорят по ящику и пишут в газетах, тем дороже в итоге ты себя продашь.

Послал тренера (своего или соперников — не важно), показал неприличный жест болельщикам, плюнул в соперника, отвесил пинка судье — и ты звезда. А звездам платить надо больше…

Вариант второй. Недавно посмотрел фильм “Поколение П”, что по Пелевину. Кто не видел — очень советую. Пересказывать не буду, но в нем объясняется (и, на мой взгляд, очень правильно объясняется), как формируется информационное поле.

Суть в том, что с помощью современных информационных и пиар-технологий можно добиться любых, даже самых невообразимых результатов.

Впрочем, Пелевин тут не первый. Помните фильм Барри Левинсона 15-летней давности “Плутовство” (или “Хвост виляет собакой”) с Робертом Де Ниро и Дастином Хоффманом? В этой картине на пальцах показано, как белое сделать черным.

Президент США попадается на сексуальных домогательствах к школьнице. Чтобы отвлечь общественное мнение, пиарщики начинают войну. Не настоящую, а в телестудиях. Они снимают жуткие ролики с рвущимися бомбами и погибшими детьми в далекой маленькой стране. И эти ролики потом показывают по центральным каналам. Даются пресс-конференции, берутся комментарии.

И историю с оттенком педофилии, в которую угодил президент, все забывают. А после непродолжительной, но геройской и победной войны его рейтинги взлетают до небес.

А может, и у нас так? Может, чтобы мы меньше говорили о самом футболе, обсуждали необходимость перехода на частное финансирование, ставили под сомнение результаты матчей, нам и кидают очередную скандальную кость? Как той собаке, которой виляет хвост…

Мы с готовностью переключаемся на очередную сенсацию, а тем временем руководители клубов могут спокойно растаскивать бюджеты своих команд. Бюджеты, зачастую финансируемые из госисточников. Проще говоря, из нашего кармана.

…В последнее время мне больше нравится смотреть кино, а не футбольные матчи.

Александр Покачуев, корреспондент отдела спорта “МК”