Высокоскоростные трассы мундиаля-2018 потянут на 200 млрд. рублей

В Петербурге во время подписания официального соглашения с президентом исполкома ФИФА Йозефом Блаттером о проведении в России чемпионата мира-2018 Владимир Путин заявил, что все футбольные центры мундиаля будут связаны высокоскоростными трассами. “МК” попытался разобраться, не разорят ли российскую экономику крупномасштабные железнодорожные и прочие околофутбольные расходы.

Все города, в которых пройдут матчи, по словам Путина, планируется соединить скоростной железной дорогой. С этой целью будут не только модернизированы уже существующие магистрали, но и, согласно официальному отчету ФИФА, построено дополнительно 2024 км железных дорог.

Запустить между 16 городами “Сапсаны” не самое дешевое удовольствие. По официальным данным, только модернизация путей между Москвой и Питером потребовала около 15 млрд. рублей, а маршрут до Нижнего Новгорода — еще 9 млрд. Учитывая протяженность дорог, нуждающихся в модернизации, примерная ее стоимость может составить до 100 млрд. рублей (и это еще без учета строительства новых километров). А самое главное — придется закупать как можно больше “Сапсанов”. Ранее РЖД уже приобрела восемь составов за 600 млн. евро (включая техобслуживание). По минимуму, как утверждают независимые эксперты, придется заключить еще три аналогичных контракта, каждый по 600 млн. евро (73 млрд. руб.). И это притом, что компания Якунина сумеет договориться о сохранении старых цен.

Итого, по самым скромным подсчетам, обещание премьера президенту ФИФА обойдется России примерно в 173 млрд. рублей. Для сравнения: в 2012—2013 годах, по обещанию Путина, на ремонт провинциальных больниц ежегодно будет потрачено примерно по 200 млрд. рублей. Если же копнуть поглубже, то порядок сумм получается иным. Так, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев подсчитал, что организация высокоскоростного сообщения между двумя столицами стоила не 15 млрд. рублей на модернизацию плюс 24 млрд. рублей за “Сапсаны” (то есть 39 млрд. рублей), а на самом деле более 840 млрд. рублей в ценах 2009 года. Если верить аналитику, то 173 млрд. рублей придется умножить минимум на 10. Учитывая высокую “откатность” строительства чего-либо в России (даже помощник президента Аркадий Дворкович недавно взмолился: “Только без откатов!”), почти 2 трлн. рублей дополнительно к первоначальной смете ЧМ-2018 (300 млрд. рублей) кажутся вполне реальной суммой.

Таким образом, стоимость мундиаля начинает распухать на глазах. Министр финансов Алексей Кудрин уже уточнил, что это лишь некие “самые главные расходы, чтобы провести чемпионат” без учета трат на инфраструктуру.

В похожую сумму — 320 млрд. рублей — уложились, например, немцы. Однако у них изначально был куда больший порядок с инфраструктурой, которую им не приходилось поднимать с нуля. Напомним также, что запланированные на Игры в Сочи 360 млрд. рублей выросли до 900 млрд.

Оценивая по просьбе “МК” реальные траты на чемпионат еще сразу после победы заявки, эксперты “превышали” путинскую смету как минимум в 5 раз. Чиновники не учли помимо высокоскоростных магистралей расходы на создание туристической инфраструктуры, реконструкцию взлетно-посадочных полос в аэропортах (500 млрд. руб. и выше), строительство 7711 км автомобильных дорог по обязательствам перед ФИФА. Как уточнила “МК” директор Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций Марина Удачина, это обойдется примерно в 1 трлн. рублей (причем это без учета откатов).

“Быстрая езда” — это лишь фрагмент в комплексе трат, о которых уже писал “МК”. Правда, глава правительства уже попросил раскошелиться на мундиаль Романа Абрамовича, да и другие олигархи вроде как подтянутся. Однако многие из них заняты уже по полной на зимней Олимпиаде-2014.

Траты на чемпионат, по оценкам экспертов (руб.)

Дороги, транспорт более 1 трлн.

Реконструкция аэропортов от 500 млрд.

Стадионы 110 млрд.

Гостиницы от 330 млрд.

Всего около 2 трлн. рублей