До конца года Сбербанк планирует отправить с презентациями собственных ипотечных программ на предприятия страны пять тысяч агентов. Причем агенты будут наделены правом давать скидки по процентам. Этим и другими шагами Сбербанк надеется вернуть постепенно ускользающее от него лидерство на российском ипотечном рынке.

Сбербанк обещает перевести выдачу ипотеки с господдержкой в ведение «кредитной фабрики», увеличить число сейфовых ячеек под операции с недвижимостью и осуществить еще десяток мер, облегчающих жизнь заемщикам ипотеки. Было бы нелепо ожидать, что ближайшие конкуренты Сбербанка не ответят на это собственными шагами по либерализации процесса жилищного кредитования.

Жизнь заставила

Директор управления розничного кредитования Сбербанка России Наталья Алымова заявила, что ее банк пока не планирует повышения процентных ставок по ипотеке в этом году.

Напомним, ожидания следующего витка роста ипотечных ставок вызвало заявление руководителя центра «АИЖК» Анны Любимцевой. Эксперт отметила, что до конца 2012 года ставки по рублевым ипотечным кредитам вырастут на 0,5% – до 12,5% годовых.

Да и в целом с приближением лета вернулись макроэкономические негативные тенденции. Так, на круглом столе «Развитие экономики и банковской системы России в 2012-2013 годы» прямо говорилось, что в экономике и банковской системе РФ сложилась напряженная ситуация, создающая предпосылки для развития нового кризиса. А первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев выразил обеспокоенность нарастающими объемами потребительского кредитования в банковском секторе. Ведь этот рост не сопровождается ростом доходов.

Тем не менее у нежелания Сбербанка поднимать процентные ставки есть ряд причин, не последняя из которых заключается в активности ближайших конкурентов по ипотечному рынку. Сегодня ипотечная доля Сбербанка остается самой большой – по итогам первого квартала, как подсчитали в Санкт-Петербургском Центре доступного жилья, она в СЗФО составила 31,9%. У ВТБ она составляет 21,4%, а у Газпромбанка – 11,3%. Тогда как по итогам 2011 года доли составляли соответственно 35%, 15,5% и 11%. То есть в ипотечном сегменте Сбербанк постепенно теряет позиции.

Все для вас

Впрочем, сегодня одним сдерживанием ставок потенциального заемщика уже трудно удержать. Как отмечает генеральный директор «Первого ипотечного агентства» Максим Ельцов, для клиента колебания процентных ставок в пределах 0,5%-0,7% менее важно, чем технологичность и оперативность процесса получения кредита.

Про «неповоротливость» менеджмента Сбербанка на рынке ходят легенды. Соответственно, для восстановления позиций Сбербанк готовит ряд шагов, обещающих серьезную либерализацию отношений с заемщиками.

Так, традиционно притчей во языцех были сроки принятия решений по выдаче или невыдаче кредита. Однако сейчас, похоже, ситуация медленно, но верно меняется. По словам Натальи Алымовой, 70-80% заявок на ипотечные кредиты уже выдаются в рамках системы обслуживания «кредитная фабрика». В этом случае принятие решения занимает 36-48 часов. В частности, следующими на систему «кредитной фабрики» предполагается перевести ипотеку с господдержкой.

Правда, уточняет представитель банка, часть банковских ипотечных программ не позволяет использовать «кредитную фабрику». И в этом случае на сегодня срок принятия банком решения займет порядка пяти дней.

Следующий шаг – Сбербанк обещает увеличить число сейфовых ячеек и ввести систему резервации неприкосновенного запаса ячеек под ипотечные сделки. Кроме того, прорабатывается расширение перечня услуг с использованием ячеек по сделкам с недвижимостью.

Обращусь я к друзьям

Либерализация условий работы с заемщиками не отменяет задачи делать более привлекательными условия сотрудничества для партнеров. Соответственно, Сбербанк разрабатывает систему градации: «Партнер», «Серебряный партнер» и «Золотой партнер». Согласно каждому статусу партнеров ожидают различные бонусы. Правда, далеко не всегда это будет скидка по процентам. В окончательном виде система градации будет сформирована до конца июня и запущена в работу до осени. Кстати, на сегодня партнерские договора у Сбербанка заключены с шестью тысячами компаний.

Также в ближайшее время Сбербанк намерен в рамках пилотного проекта опробовать в работе с агентствами недвижимости электронный документооборот. Правда, визуальную оценку каждого заемщика банк оставляет за собой. Пилот по этому направлению будет запущен в ближайшее время, полный выход на рынок программы намечен на третий квартал этого года.

Также с третьего квартала этого года Сбербанк готовится запустить с презентациями по российским предприятиям пять тысяч ипотечных агентов. Причем агенты в ходе своих выступлений будут наделены правом выдавать процентные скидки. И руководство Сбербанка рассматривает разные варианты подключения к этой программе компаний-партнеров.

Наконец, для заемщиков, которые получили одобрение на кредит, но так его и не взяли, предполагается ввести «систему напоминаний». Эти клиенты будут регулярно обзваниваться и получать СМС. И сейчас в Сбербанке просчитывают варианты, как в эту систему «встроить риэлторов».

В ожидании комфорта

Впрочем, ожидать, что «неповоротливый» Сбербанк изменится в одночасье, было бы неправильно.

Например, сохраняется традиционное недоверие к размеру дохода заемщиков. Соответственно, банк не намерен, как это практикуют конкуренты, снижать требования по документальному подтверждению заемщиками доходов. Даже при высоком – 50%-70%-ном первоначальном взносе.

Не готов банк «двигаться» и по ряду других вопросов. Сегодня в Сбербанке практика такова, что клиент может досрочно погашать ипотечный кредит только в том отделении, где его получал. И ни в каком другом. Понятно, что это анахронизм. Но «из-за организационных проблем» Наталья Алымова не может назвать сроки, когда проблема будет решена.

Не собираются в Сбербанке, к сожалению ряда заемщиков, возвращаться и к дифференцированным платежам. Уточним, дифференцированные платежи ложатся повышенным бременем на начальном этапе, зато в итоге для заемщика получается экономия.

То есть если перечисленные планы Сбербанка будут воплощены, он, с точки зрения комфортности клиентов, сделает громадный шаг вперед. Но стоит учитывать, что собственные программы либерализации сейчас строят или уже реализуют все более-менее крупные игроки кредитного рынка. И это значит, что по уровню сервиса Сбербанк все равно будет плестись в хвосте.

Впрочем, потенциальным заемщикам ипотеки такая ситуация выгодна вдвойне. Более лояльным становится главный кредитор рынка Сбербанк, и, чтобы сохранить конкурентные преимущества, еще более лояльными становятся остальные банки, ведь их подстегивают вышеописанные инициативы Сбербанка.