Если кто помнит, то в советские времена люди частенько устраивались на работу «за квартиру». Шли, например, работать на стройку или на какой-нибудь завод-передовик с хорошим профсоюзным комитетом. И, действительно, через какое-то вполне удобоваримое время (не через 20 лет) получали жилье. Тогда у предприятий были возможности строить дома и обеспечивать сотрудников квадратными метрами. А теперь? Совсем ничего такого не осталось? Оказывается, существуют «ведомственные» квартирные программы, правда небесплатные. Например, - железнодорожная ипотека.
В рыночные отношения в жилищной сфере наши сограждане оказались выброшены резко – как в холодную воду. Кому-то такая свобода (хочешь – выплывай, а хочешь – тони) оказалась по душе: можно за «большущие мильоны» купить себе квартиры любого размера и уровня комфорта. Большинство же граждан, думается, предпочли бы, чтобы кто-нибудь помог им в решении квартирного вопроса. И организации, поддерживающие своих сотрудников, существуют. В сегодняшнем выпуске Интернет-журнала о недвижимости Metrinfo.Ru генеральный директор ЗАО «Желдорипотека» Виталий Вотолевский рассказывает о программе железной дороги.
17 тысяч человек уже купили жилье. С помощью РЖД
Жилищно-ипотечная программа для сотрудников – это часть социальной политики ОАО «РЖД». ЗАО «Желдорипотека» - это ее дочерняя структура. Ипотечную программу совместно с нами реализуют другие структуры ОАО «РЖД», аккредитованные банки и страховые компании.
За время существования программы более 17 тысяч семей сотрудников ОАО «РЖД» сумели приобрести новое жилье на самых льготных условиях. В 2009 году программа поможет улучшить жилищные условия еще порядка 3000 работников компании.
Если говорить об истории, то во времена существования МПС очередников насчитывалось порядка 200 тыс. Тогда люди были уверены, что жилье им должны давать бесплатно. Конечно, такой подход был не только у работников отрасли – в советские времена было нормальным годами ждать получения бесплатной квартиры. Но в реалиях сегодняшнего дня компания не предлагает бесплатного жилья, а помогает приобрести его по рыночным (или близким к ним) ценам, оказывая корпоративную поддержку.
Работа по созданию отраслевой программы началась в 2001 году, тогда же была создана наша компания. До 2005 года ОАО «РЖД» вкладывало в возведение жилья для сотрудников собственные деньги, не привлекая банковские кредиты. Но потом стало ясно, что возможности даже такой крупной структуры не безграничны, тем более что была поставлена задача увеличения объемов строительства. Поэтому в 2005-6 годах новой управленческой командой ЗАО «Желдорипотека» была внедрена новая схема жилищно-ипотечной программы. Сразу скажу, что ее разработали не мы, а профильные департаменты ОАО «РЖД». Но мы совместно с коллегами из головной компании ее внедрили. С 2006 года ЗАО «Желдорипотека» не получает займов у ОАО «РЖД», строительство жилья мы финансируем за счет собственных средств и банковских кредитов. Что касается железнодорожников, то они приобретают у нас жилье, получая ипотечные кредиты в уполномоченных банках. При этом ЗАО «Желдорипотека» на этапе строительства выступает поручителем перед банками по этим кредитам.
В 2006 году Департамент социального развития ОАО «РЖД» совместно с причастными подразделениями на дорогах провел анализ доходов железнодорожников с тем, чтобы выявить количество тех, кто готов покупать жилье на таких условиях. Была определена цифра – около 30 тысяч работников компании, претендующих на корпоративную поддержку, хотят и могут приобретать квартиры по предложенной схеме.
Кто может получить такой кредит
Приобрести квартиру в рамках программы может сотрудник ОАО «РЖД» (включая работников организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО «РЖД»), стоящий в очереди на улучшение жилищных условий. Постановкой на учет занимаются органы местного самоуправления, и ключевой параметр здесь – наличие определенного количества площади жилого помещения на каждого члена семьи. Либо если работник ОАО «РЖД» проживает в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от обеспеченности жилой площадью.
Еще одно условие – человек раньше не получал от компании беспроцентных и льготных кредитов, ссуд на строительство или приобретение жилья.
Непрерывный стаж работы в компании должен быть не менее трех лет. Молодые специалисты принимаются на учет по дате подачи заявления независимо от стажа работы.
Условия ипотеки: взносы, сроки, ставки
Размер первоначального взноса – 10%, ставка по кредиту – 14% годовых в рублях, срок предоставления кредита – 15 лет. Но самое главное – предоставляется субсидия в виде компенсации части процентной ставки. Размер этой поддержки – 12% годовых, т.е. сам сотрудник выплачивает только 2%. Для молодых специалистов условия еще благоприятнее – нет первоначального взноса, а субсидия полностью покрывает ставку.
Если в период выплаты ипотечного кредита рождается ребенок, то сотрудник может рассчитывать на безвозмездную субсидию за счет собственных средств ОАО «РЖД» в размере стоимости 10 кв. м общей площади квартиры. При рождении второго ребенка – 14 кв. м, при рождении третьего и каждого последующего ребенка – в размере стоимости 18 кв. м общей площади. Единственное условие – субсидия не может превышать остатка задолженности по оплате жилья.
РЖД строит сама
Что касается домов, то в основном это жилье на первичном рынке в домах, в строительстве которых, наша компания принимает участие. Мы работаем практически во всех регионах страны. По данным на конец прошлого года, количество наших объектов составило около 200 в более чем 100 городах.
И если в начале своей истории компания преимущественно выступала инвестором, то за последние три года ситуация изменилась. Сейчас в строительстве практически половины наших объектов мы и заказчики, и застройщики.
Эти правила диктовала сама программа. Ее цель – обеспечить качественным и недорогим жильем как можно больше сотрудников компании. Будучи заказчиком-застройщиком, мы сами выбираем подрядные организации, контролируем стоимость, сроки и качество строительства. С другой стороны, даже будучи инвестором, мы пытаемся контролировать строительство, расчеты с подрядчиком, качество, темпы и так далее. А за счет того, что мы выступаем довольно крупным инвестором, то приобретаем жилье дешевле. И соответственно, это отражается на его стоимости для железнодорожников.
В любом случае, кем бы мы ни выступали при строительстве дома, мы берем на себя всю ответственность перед нашими покупателями. Приобретая жилье у нас, железнодорожник застрахован от всевозможных рисков. Ему не надо бояться, что завтра кто-то придет и скажет, что его квартира подорожала и за нее необходимо доплатить.
А в некоторых случаях, например, когда речь идет о маленьких станциях, может быть рассмотрен вопрос о приобретении жилья на вторичном рынке.
Если железнодорожник уволился
При увольнении сотрудник теряет право на получение корпоративной поддержки и выплачивает кредит на общих условиях.
Если это произошло не по вине сотрудника, например, он тяжело заболел или умер, то тогда в действие вступает страховка. Оформление договора страхования является обязательной составляющей получения ипотечного кредита в любом банке, и жилищно-ипотечная программа ОАО «РЖД» не исключение. Договор страхования компании «ЖАСО», уполномоченной банками-участниками программы, включает следующее:
- страхование жизни заемщика,
- страхование нетрудоспособности заемщика (несчастный случай, заболевание),
- страхование недвижимого имущества (конструктивных элементов квартиры, исключая внутреннюю отделку).
Страховой договор заключается сроком на 1 год, с условием дальнейшего непрерывного продления в течение всего срока действия кредитного договора с банком.
Куда обращаться
Мы работаем плотной связке с причастными департаментами компании, как в аппарате управления, так и на дорогах. Вкратце схема приобретения жилья выглядит следующим образом – сотрудник ОАО «РЖД» встает на очередь на получение корпоративной поддержки по месту работы. Затем обращается в ЗАО «Желдорипотека», и сотрудники нашей компании предлагают ему возможные варианты квартир, делают предварительный расчет, помогают собрать пакет документов для аккредитованного банка. После чего банк принимает решение о выдаче кредита.
Не повлияет ли кризис?
Невзирая на сложную ситуацию на финансовых рынках, ОАО «РЖД» не предполагают сворачивать жилищно-ипотечную программу. Будет некоторое сокращение объемов в 2009 году, но некритичное. Что касается размера ставок, то несмотря ни на что, сегодня по нашей программе ставки по ипотечным кредитам рассматриваются на уровне 14% годовых. Даже без учета субсидии, которую ОАО «РЖД» выплачивает своим работникам, эта ставка сегодня является одной из самых низких в стране. Так что условия, которые ОАО «РЖД» планирует предоставлять своим работникам, остаются самыми привлекательными.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Недвижимость
- →
- Ипотека
- →
- Ипотека РЖД
Ипотека
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат