С возвращением в нашу жизнь частной собственности, в том числе на объекты недвижимости, остро встал вопрос о создании и развитии системы учета как самих объектов, так и соответствующих прав. За последние 20 лет многое менялось, одни ведомства сменяли другие, обновлялась законодательная база. Мы решили разобраться в этом вопросе.
Кадастровый учет
Кадастровый учет – это действия, выполняемые специально уполномоченным органом для внесения информации об объекте в государственный кадастр. При этом указываются характеристики, которые позволяют определить данный объект как индивидуально-определенную вещь, а также прочие дополнительные сведения об объекте. Эта информация подтверждает существование данного объекта. На ее основании выдается кадастровый паспорт.
Согласно постановлению Правительства РФ от 01 июня 2009 года №457, ведение кадастрового учета осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Государственный кадастр недвижимости (ГКН) – федеральный информационный ресурс, содержащий систематизированную информацию об учтенном недвижимом имуществе. Кроме того, в нем указаны данные о прохождении государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах населенных пунктов и муниципальных образований, о территориальных зонах и о зонах с особыми условиями использования территории. Документы, хранящиеся в ГКН, подлежат постоянному хранению. Уничтожение документов или изъятие из них отдельных частей запрещено.
Производится кадастровый учет недвижимости, земельных участков и объектов незавершенного строительства. Кадастровый учет выполняется при образовании или создании объекта недвижимости. При изменении характеристик объекта или прекращении существования данного имущества в государственный кадастр также вносится соответствующая информация. Выполняется кадастровый учет в кадастровом округе, на территории которого расположен данный объект.
После внесения информации об объекте в ГКН, органом кадастрового учета ему присваивается уникальный учетный номер – кадастровый. Для присвоения кадастровых номеров было проведено кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, районы и кварталы.
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В ряде случаев, предусмотренных законодательством, может быть принято решение о приостановлении кадастрового учета или об отказе в его осуществлении.
Госпошлина за ведение кадастрового учета не взимается.
Постановка на учет
Для постановки на учет объекта недвижимости необходимо предоставить в орган кадастрового учета заявление и документы, определенные законодательством РФ. С заявлением о постановке на учет недвижимости имеют право обратиться владельцы данных объектов, а также их представители. Полномочия последних должны быть подтверждены нотариально заверенной доверенностью, указаниями федерального закона или актом уполномоченного государственного органа.
Для постановки объекта на кадастровый учет необходимы:
заявление;
технический план здания (при постановке его на учет);
межевой план земельного участка (при постановке его на учет);
копия документа, подтверждающего право заявителя на данный объект;
паспорт или доверенность (если заявление подает представитель заявителя).
Заявление и документы для постановки объекта на кадастровый учет можно подать в орган кадастрового учета:
лично в местах приема заявителей;
с помощью почтового отправления;
в виде электронных документов с использованием сети Интернет.
Постановка объекта на учет осуществляется не более чем за 20 рабочих дней после поступления заявления и прилагаемых документов. По истечении данного срока объекту присваивается кадастровый номер, заявителю выдается кадастровый паспорт.
При образовании двух и более земельных участков представляется одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и документы, необходимые для их кадастрового учета. На учет такие объекты недвижимости ставятся одновременно.
Согласно Федеральному закону №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (п. 1, ст. 25) сведения, внесенные в ГКН, при постановке на учет земельного участка носят временный характер. Временный характер утрачивается со дня государственной регистрации права на образованный земельный участок. Если регистрация не осуществлена в течение двух лет после постановки участка на учет, данные сведения аннулируются и исключаются из ГКН.
Регистрация имущества
Процесс государственной регистрации прав на имущество или сделок с ним предполагает внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр прав и сделок с недвижимым имуществом (ЕГРП). С этого момента приобретатель имущества получает право собственности, а сделка считается завершенной. Если права на имущество не были зарегистрированы надлежащим образом, то по закону распоряжение данным имуществом невозможно.
Права на недвижимое имущество подлежат обязательной регистрации, если правоустанавливающие документы на него оформлены после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть после 31 января 1998 года. Ранее возникшие права признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация данных прав выполняется по желанию правообладателей.
Что было раньше
В российском государстве регистрация прав на недвижимость велась, начиная с XVII века. Но в связи с изменениями политического и экономического устройства страны в XX веке и национализацией недвижимости она утратила необходимость. Граждане имели право только на личную собственность, учет же государственной собственности носил территориальный, ведомственный или объектный характер. Единой системы учета и инвентаризации имущества не было.
В 90-х годах в связи с проведением экономических реформ и возрождением института частной собственности вновь возникла необходимость государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Был принят ряд законодательных актов, устанавливающих правила и порядок регистрации объектов недвижимости. С декабря 1993 года ведение земельного кадастра и регистрация прав на недвижимость возлагались на Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству.
Гражданским кодексом РФ впервые была установлена система норм по регистрации прав на объекты недвижимости. Согласно Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года до создания в субъектах РФ учреждений юстиции регистрация прав возлагалась на органы кадастрового и технического учета (БТИ, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству). Создание системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним было завершено 1 января 2000 года.
Федеральная регистрационная служба была создана в октябре 2004 года. Она стала правопреемником системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимость. Ее центральный аппарат и территориальные органы приступили к работе на всей территории РФ с января 2005 года. Как и ранее действовавшие учреждения юстиции Федеральная регистрационная служба находилась в ведении Минюста РФ.
Согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008 года №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Федеральная регистрационная служба вошла в подчинение Министерства экономического развития РФ. В декабре 2008 года она была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. С 1 марта 2009 года на нее возложены функции упраздненных Роснедвижимости и Роскартографии.
В данное время система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Российской Федерации состоит из:
федерального органа – Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;
территориальных органов – управлений Росреестра, расположенных на территории субъектов РФ.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется согласно Федеральному закону №122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Положениям о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года №457.
21 декабря 2009 года был принят Федеральный закон № 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его цель – создание условий для функционирования единой федеральной системы в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость.
За кадастровый учет ранее отвечала ФГУ «Земельная кадастровая палата», которая была реорганизована в филиалы государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по субъектам Российской Федерации в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 №473.
Кадастровый паспорт
Кадастровый паспорт объекта недвижимости – это выписка из ГКН. Она содержит сведения, требуемые для государственной регистрации объекта недвижимости и сделок с ним. Кадастровый паспорт является одним из элементов формирующейся современной системы учета объектов недвижимости.
Изготавливаются кадастровые паспорта не только на жилые и на нежилые помещения, но и на землю. Кадастровые паспорта выдаются по заявлениям граждан и организаций независимо от того, где находятся объекты кадастрового учета.
Получить кадастровый паспорт можно для участка или помещения, которое состоит на кадастровом учете и имеет кадастровый номер. Поскольку кадастровый паспорт – это выписка их ГКН, проводить повторное межевание участка для его получения не нужно. Сделать это можно самостоятельно, обратившись с запросом на получение кадастрового паспорта в федеральную службу государственной регистрации. Предоставить нужно заявление и удостоверение личности.
Кадастровая выписка об объекте недвижимости – это выписка из ГКН, содержащая запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если данный объект прекратил существование, то выписка наряду с запрашиваемыми сведениями должна содержать данные об этом.
Кадастровая выписка на земельный участок – документ, требуемый для подготовки межевого плана. Она содержит информацию о границах земельного участка в системе координат, установленной в данном регионе. Сведения, приведенные в кадастровой выписке, дают возможность однозначно определить местоположение земельного участка, его размеры и конфигурацию. Здесь указывают данные о площади участка, его кадастровой стоимости, категории земель и разрешенном использовании.
Кадастровый учет земельных участков
Для земельных участков при учете создается кадастровый план участка. Он представляет собой карту, которая содержит текстовую и графическую информацию о границах участка. Состоит кадастровый план участка из пяти разделов.
В первом разделе представлены общие данные по земельному участку. Здесь указаны: название органа, отвечающего за кадастровый земельный учет; дата оформления; регистрационный номер кадастрового плана; номер земельного участка; его местоположение; ориентировочная площадь участка и площадь с учетом межевания; цель кадастра.
Второй раздел содержит сведения о границах земельного участка. Они могут быть представлены в виде схемы или плана. Третий раздел – текстовое описание границ участка и информация о смежных участках. Четвертый – текстовые данные о частях земельного участка. Пятый раздел – схематическая информация о частях участка.
Два последних раздела необязательные и заносятся в земельный кадастровый план только при наличии данной информации. Представленный план может быть в рукописном или напечатанном виде на листах формата А4. Листы нумеруются арабскими цифрами. Для государственной регистрации кадастровый план земельного участка должен быть подготовлен не менее чем в 2 экземплярах.
Срок действия кадастрового плана конкретного земельного участка законодательством четко не указывается. По закону он актуален, пока представленные в нем данные соответствуют действительности. При изменении данных изменить кадастровый план можно, если представлен новый межевой план.
Межевой план – документ, составленный на основе кадастрового плана определенной территории или кадастровой выписке о земельном участке. В нем отображают сведения о земельном участке (участках) или частях земельного участка, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Могут быть указаны в межевом плане и новые сведения, которые следует внести в ГКН.
Состоит межевой план из текстовой и графической частей. В текстовой части указывают сведения о земельном участке (участках), которые необходимо внести в ГКН. В графической части отображается информация из кадастрового плана территории или кадастровой выписки о земельном участке, указывается местоположение границ образуемых земельных участков или частей (части) земельного участка.
Получить кадастровый паспорт для участка, зарегистрированного в кадастровой палате, можно в любое время.
Кадастровый учет зданий и сооружений
Кадастровый учет здания осуществляется в связи с его постройкой или изменением уникальных характеристик (площади, адреса и т.п.). Учет производится по месту нахождения здания.
При постановке здания на учет в ГКН вносятся о нем следующие сведения:
вид объекта недвижимости – здание;
кадастровый номер;
описания местоположения здания на земельном участке;
площадь здания.
В зависимости от ситуации могут быть внесены иные сведения (о материале стен здания, об обременениях и т.д.). Их перечень определен законом "О государственном кадастре недвижимости" (ч.2, ст.7).
После постановке здания на учет заявитель получает на руки кадастровый паспорт здания и кадастровую выписку. Их выдают лично под расписку или направляют по почте.
Если здание или сооружение не поставлено на учет, то выполнить постановку на учет помещения, находящегося в данном здании, можно только при условии постановки на учет этого здания. В подобном случае необходимо представить одно заявление о постановке на учет данных помещения и здания и документы, требуемые для их кадастрового учета.
Нежилое имущество
Объекты недвижимости, созданные на участке для ведения дачного хозяйства, а также гаражи или другие объекты, для строительства или реконструкции которых не требуется разрешения, ставятся на учет на основании копии декларации о данном объекте недвижимости. Форма декларации и состав сведений определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Постановка такого объекта на учет выполняется не более чем через 7 рабочих дней.
Кадастровому учету помимо объектов, находящихся в частной собственности, подлежит и придомовая территория многоквартирного дома. В настоящее время любой из владельцев квартиры в таком доме может самостоятельно оформить права на часть данной территории.
Обратиться с заявлением о формировании придомового земельного участка может только один их жильцов, которому собранием всех собственников квартир в доме предоставлены соответствующие полномочия.
Однако в настоящее время границы земельных участков большинства многоквартирных домов не определены, участки на кадастровом учете не состоят. Это не позволяет владельцам жилых и нежилых помещений зарегистрировать свои права на часть придомовой территории.
Ксения Белова, обозреватель Realto.ru
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Недвижимость
- →
- Закон
- →
- Государственный кадастровый учет и ЕГРП
Закон
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат