Турецкие ковроделы считают, что они первыми изобрели ворсистый узелковый ковер. Однако они являются всего лишь наследниками давней прекрасной традиции текстильного производства, восходящего к кочевым племенам Центральной Азии, где и были найдены первые из известных ковров. Кроме того, пришедшие в Анатолию со своими стадами овец и коз, турки обнаружили там уже многовековые традиции ковроткачества. Во время археологических раскопок в Гордионе было найдено множество грузиков от ткацкого станка в форме галек; кроме того, рисунок тамошних мозаичных полов чрезвычайно похож на текстильные орнаменты.

Самые древние Турецкие ковры можно увидеть в Музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле, а также в музее Коньи. Это грубо, но мощно орнаментированные сельджукские ковры, датируемые XIII в., обнаруженные в начале нынешнего столетия в столице сельджуков Конье и близлежащем городе Бейшехире. В стамбульском музее также выставлены образцы турецкого ковроделия всевозможных стилей и рисунков. Орнаменты самые разнообразные: от геометрических фигур до арабесок, которые встречаются на некоторых коврах из султанского дворца, сотканных в мастерских Стамбула и Бурсы. Эту традицию унаследовали шерстяные и шелковые ковры из Хереке, где в 1891 году была основана придворная фабрика.

Анатолийские ковры плели раньше не только в самой Турции, но и в пределах всей сферы влияния Османской Империи. Антикварный анатолийские ковры, обнаруженные несколько лет назад в церквях Румынии, подтверждают связь с Балканами. Небольшое производство шерстяных и шелковых ковров сохранилось до сих пор в Каире (Египет); в продажу они поступают под названием каирских ковров.

В стамбульском музее также представлены образцы турецкого ковроделия, выполненные в различных стилях.

Основным отличием турецких ковров является особая техника плетения – двойной узел, который используется для изготовления всех турецких ковров.

Действительно, турецкий узел (иначе он называется «симметричный» или « Гиордес»), в отличие от персидского узла, выглядит симметрично.

При завязывании такого узла, пряжа обвивает с разных сторон две соседние нити основы и оба конца пряжи выходят на поверхность ковра рядом. Таким узлом плетут ковры в Турции, на Кавказе и в некоторых областях Ирана. Также ковры, плетенные таким двойным узлом, встречаются в быту тюркских и курдских народностей.

Плетение ковров с использованием турецких узлов более прочное и долговечное.

Каждый турецкий ковер имеет свою историю, рисунок, узел, символ. Главные цвета в турецких коврах - это красный, символизирующий богатство, зеленый - цвет рая, голубой - цвет величия и благородства, желтый - бережет от неудач и черный, помогающий разрешить жизненные трудности. А орнаменты могут быть самыми различными - начиная геометрическими фигурами и заканчивая арабесками.

Только для турецких ковров характерен излюбленный мотив стилизованных тюльпанов, считавшихся цветами, достойными султана. Существующие национальные мотивы постоянно обогащались в последнее столетие иммигрантами, в особенности туркменами и представителями кавказских народностей.

В Турции выделяют несколько центров ковроткачества, которые имеют свои особенности в методике выполнения, орнаменте и цвете ковров. Это города Хереке, Конья, Кайсери, Кула и некоторые другие. Как правило, орнаменты варьируются от растительного, до сложного геометрического, а по составу турецкие ковры могут быть шелковыми, шерстяными и на хлопчатобумажной основе.

Всемирную известность приобрело производство турецких шелковых ковров в Хереке недалеко от Стамбула. Плотность плетения этих ковров должна быть не менее 1 млн. узелков на м.

Столь же высокую репутацию имеет область происхождения Кайзерия (центральная Анатолия), где выпускается большое количество шелковых ковров.

Продолжая традицию османского придворного ковроделия, сегодня ковры Хереке ткут также по специальным эскизам, представляющим механическое соединение различных стилей. Девушки, работающие на фабрике, способны творить чудеса, например, завязать 30 узлов в минуту. Значительная часть самых старых из выставленных в музеях Стамбула ковров соткана в Западной Турции, в районе Ушака. До сих пор город Кула является важным центром их производства, хотя современные тамошние ковры мало похожи на своих предшественников и ткутся в пастельной гамме по кавказским образцам для внешнего рынка. В отличие от них старинные турецкие ковры обладают индивидуальной палитрой, включающей насыщенный пурпур, сверкающий желтый и яркий зеленый цвета в дополнение к более обычным оттенкам красного и синего.

Старинным коврам с геометрическим узором в красных и синих тонах в настоящее время соответствуют ковры из Бергамы и Ягджибедира. Начиная г XIV г., турецкие ковры, видимо, в большом количестве экспортировались в Европу. Довольно много их можно увидеть в европейских церквях и на картинах, которые являются важным источником информации о турецких коврах XIV—XVII вв. Английский король Генрих VIII, начав покупать их, уже не мог остановиться. Он позировал Гольбейну на турецком ковре и был счастлив завладеть большой коллекцией ковров своего фаворита кардинала Уолси, когда тот впал в немилость. Хотя описи того времени указывают, что примерно половина из его 800 ковров были турецкими, но, как и многие последующие коллекционеры, король не заботился о своих коврах, и все они сгнили на сырых камнях королевского дворца в Хэмптон-Корте.

Многие старинные турецкие ковры сохранились до настоящего времени благодаря обычаю жертвовать ковры мечетям. Полы мечетей до сих пор представляют собой витрину местного ковроделия.

Ковер ручной работы, обладая мощной внутренней положительной энергетикой, завораживающей орнаменталистикой, способен внести в ваш интерьер не только тепло и уют, комфорт и роскошь, но и определенное настроение, «вкусность» и притягательную силу.

Ковер ручной работы является истинным произведением искусства, и как за любым произведением искусства, за ним должен быть надлежащий уход.