В идеале управляющая компания должна раз и на всегда избавить собственников жилья от хлопот по содержанию недвижимости. Но на деле жилконторы нередко сами становятся источником проблем – работают неэффективно, деньги тратят впустую, а то и вовсе пытаются экономить в ущерб жителям. Как взять УК под контроль, сохранив силы, время и деньги?

Проблемный ЖЭК – чем недовольны жильцы

Конфликты между жителями многоквартирного дома и управляющей организацией – довольно распространенное явление. Еще чаще коммунальщиками недовольны владельцы загородного жилья. Большинство претензий граждан к УК сводятся к трем пунктам:

Повышение тарифов Плохое выполнение обязанностей Нецелевой расход средств

Эксперты рынка недвижимости признают: сегодня, когда обслуживание жилого комплекса является прибыльным бизнесом, некоторые нечистоплотные УК не прочь заработать на беспечности граждан. Тем более что, когда собственники не проявляют особенного интереса к управлению домом, сделать это достаточно легко.

Как правило, недобросовестные УК действуют по общей схеме. В квитанциях появляются лишние строчки, а в жилищный тариф «под шумок» вписываются дополнительные услуги. В итоге ежемесячный платеж увеличивается на некоторую сумму, которую руководство УК кладет себе в карман. Однако подстраховаться от подобных злоупотреблений довольно просто – достаточно регулярно делать официальные запросы, какие именно работы выполняет управляющая организация и по каким расценкам. Если жилищники упорно скрывают эту информацию, есть повод насторожиться и пригрозить жалобой в Госжилинспекцию. Также всегда можно проверить соответствие реальных тарифов ЖКХ суммам, которые вы видите в квитанции. К примеру, жители Подмосковья могут уточнить эту информацию на сайте МОЭСК.

Почему управляющие компании работают плохо

Справедливости ради стоит признать – далеко не все претензии к коммунальщикам обоснованы. Если факт неправомочных поборов установить достаточно легко, сверив установленные тарифы с реальными, то с неудовлетворительной работой УК дело обстоит сложнее.

Когда мусор не вывозится неделями, а крыша течет – объективные причины для недовольства налицо. Но иногда оказывается, что это не коммунальщики работают спустя рукава, а граждане толком не знают, что именно входит в обязанности УК, и сколько это стоит. К примеру, покраска подъезда или озеленение территории может просто не входить в пункты договора. Если же жильцов не устраивает качество коммунальных услуг (к примеру, работают 2 дворника вместо 5), причина не обязательно в воровстве. Возможно, собранных средств в рамках утверждённого тарифа не хватает на все необходимое.

Как правило, когда растут обязательные траты на коммунальные платежи (вода, газ и электричество по счетчикам), УК начинают экономить на эксплуатационных расходах (уборка, охрана, озеленение и пр), что очень скоро сказывается на комфорте собственников жилья.

Как повлиять на работу управляющей компании

С 1 января 2015 года в России введена система лицензирования коммунальных организаций. Работать в сфере ЖКХ смогут лишь квалифицированные компании, которые пройдут аттестацию. Для этого им необходимо обладать материально-техническими ресурсами для управления домом, иметь в штате сертифицированного руководителя и, что немаловажно, - не иметь административных взысканий от Госжилинспекции.

Если раньше некоторые ЖЭКи отмахивались от официальных жалоб граждан, то теперь игнорировать возмущение потребителей стало небезопасно. Необходимую для работы лицензию могут попросту не дать, а уже имеющуюся – аннулировать. Органы жилищного надзора вправе подать соответствующий иск в суд, если в активе УК наберется более 15% «проблемных» домов с недовольными жителями.

Если работа УК вас не устраивает, есть несколько выходов из ситуации:

Попытаться договориться с коммунальщиками

Официально запросить всю необходимую информацию о тарифах, попросить пояснить причины некачественной работы и устранить недостатки. Возможно, причина проблем – не злой умысел, а попустительство и лень отдельных сотрудников. В этом случае активное и обоснованное недовольство потребителей стимулирует УК исправиться.

Писать жалобы в органы жилищного надзора

По закону, Госжилинспекция – на стороне жильцов. Её вмешательство с перспективой штрафов и прочих административных мер вплоть до отзыва лицензии должно стать «холодным душем» для нерадивых коммунальщиков.

Сменить УК

Вы можете ждать, пока недобросовестная управляющая организация уйдет с рынка «естественным путем», лишившись лицензии из-за многочисленных нарушений, либо ускорить процесс расставания с надоевшими коммунальщиками. Для этого придется организовать собрание собственников и проголосовать за отставку УК. Законный повод для расторжения договора - окончание срока его действия, а также обоснованные претензии к жилконторе. Например, некачественное выполнение конкретных услуг.

После того, как старая УК будет «свергнута», важно грамотно подойти к поиску новой коммунальной организации. При выборе нужно учитывать опыт компании, отзывы других жильцов и историю конфликтов коммунальщиков с потребителями. Кроме того, всегда полезно обратиться к квалифицированному аудитору, который представит независимую оценку профессионализма той или иной конторы.