С каждым годом работа риэлтора становится все изощреннее. Наверное, покажется, что я преувеличиваю. Но тот, кто на практике столкнулся с этой профессией, тот понимает, что учиться приходится долго и мучительно. Рынок недвижимости устроил настоящий экзамен для риэлторов и компаний. Внутри многих компаний произошли сильные изменения, как в крупных компаниях, так и в мелких. Многие из них подвергаясь испытаниям рынка, иногда перестают существовать. Клиенты борются за уменьшение стоимости услуг, требуя при этом максимального качества. Конкуренция растет. На рынке много частных маклеров и работать приходится часто по обстановке. Работа требует не только юридических знаний, знаний техники проведения сделок разной сложности, знаний психологии, навыков ведения переговоров, но теперь еще и знаний налогового законодательства. Можно конечно откреститься от всего и ссылаться на знающих юристов и налоговиков, но часто клиенты и ситуации требуют немедленного ответа на вопрос. И вот тут вы показываете все, на что способны.

Банковский сектор тоже начал проседать в качестве услуг. Я начала замечать такие пробелы в работе очень известных банков, что диву даешься, кто там работает? В одной ипотечной сделке в договоре купли-продажи мы умудрились написать, что клиент имеет право сдавать квартиру в аренду без согласия банка. И менеджер, проводящий сделку, даже не проверила текст договора, отдав нам его на регистрацию. И это банк, который никогда раньше не давал кредит, если доход не был белым и был очень требователен к каждому клиенту.

А теперь о главном. Трудно в нашей профессии работать тем, кто не любит людей. Люди платят им тем же. Что же главное в работе риэлтора? Все приходят в эту профессию с разной мотивацией. И результаты у всех разные. Что для меня хороший маклер? Хороший маклер - это маклер, с которым клиенту спокойно на сделке. Это риэлтор, который быстро ориентируется на рынке, постоянно анализирует ценовую ситуацию и её изменения. Он умеет поддерживать связь с клиентами и при этом не выглядит как заезженная лошадь. Маклер должен регулярно отдыхать, иначе он не сможет делать свою работу. Общение с людьми подразумевает большую отдачу энергии, времени. Если риэлтор не отдыхает, он перестает контролировать себя и ситуации, упускает важные моменты сделок. Поэтому и труд его, как ни банально звучит, должен окупать себя.

Однажды к нам в офис пришел руководитель ипотечного направления отделений Сбербанка России. Он спросил, сколько стоят наши услуги, сколько сделок мы делаем. И когда я ответила про стоимость услуг, он сказал, что это дорого, хотя я назвала обычные для многих компаний суммы. И начал рассказывать про потоки сделок. Почему же Сбербанк не снижает стоимость своих услуг? Я вижу только их повышение. Проверка купюр на подлинность и пересчет стоят в Сбербанке 3%. Это дорого на фоне других банков. Сейчас я воочию наблюдаю потоки, о которых говорил этот руководитель. Качество при поточном производстве упало заметно. Лично я против таких потоков. Моё убеждение, что только качество работы может быть надежным капиталом и основой стабильной и хорошей работы. Кстати, когда мы все же заказали проверку денег в одном из отделений Сбербанка, там не оказалось ни пакетов, ни конвертов, куда можно было бы положить деньги. И когда кассир считала деньги, мы даже не могли понять, какая сумма на экране машинки. Услуга объявлена (и не дешевая), а качество исполнения – ужасное. Видимо там никто не проверяет деньги на подлинность за такие комиссионные. Я начала возмущаться этому факту несоответствия стоимости и качества.

В итоге кассир потеряла нужную проводку за услугу и не смогла распечатать квитанцию… Всё… Тут я взорвалась… Кассир смутилась окончательно. И, о боже… Случилось чудо – кассир объявила, что услуга бесплатна. Мои клиенты и покупатель захлопали в ладоши.

Справедливость восторжествовала. Может хоть этот урок сослужит хорошую службу Сбербанку, и он поднимет качество обслуживания и опустит цену на услуги, как хотел тот господин-руководитель. Я думаю, что не все отделения Сбербанка так подготовлены.

И еще о риэлторах и услугах. Лучший комплимент на сделке, какой я когда-либо слышала, исходил от одного моего клиента, который кстати пришел не по рекомендации, а как раз с сайта, был таков: «Зайка моя! Я за тобой, как за каменной стеной». И это так забавно звучало.… Но в этом была суть всего, что он хотел выразить - суть моей работы. Вновь приходящих маклеров я пытаюсь научить делать свою работу качественно. Чтобы их клиенты давали им рекомендации, и им было легче работать. Так как рекомендации наших клиентов - самый надежный капитал, самое долгосрочное вложение нашего труда.