Жильцы дома постоянно конфликтуют с ДЕЗом. Платежки все время с разными ценами приходят. А отчитываются – все гладко. Реально ли самим жильцам разобраться, честно ли работают коммунальщики?

Отвечает Вячеслав Гуменюк, советник уполномоченного по правам человека в Москве:

– Неспециалисту в области ЖКХ сложно понять, есть ли в отчетах обман. К примеру управляющие компании спокойно пишут в отчете: «Сумма списанных расходов на неоказанные услуги составляет 50 %». Переводится это просто – вам должны были сделать, например, текущий ремонт, но, как говорится, не сложилось. Или же выборочные работы вроде покраски стен выдаются за полноценное обновление подъезда. Махинации с общедомовыми расходами воды тоже популярны. К примеру, по данным одного из ДЕЗов Восточного округа Москвы, на одну влажную уборку подъезда восьми­этажного дома уборщица тратит 1600 литров! Другие мошенники смело отчитываются, что на годовое содержание мусоропровода ушло 22 тыс. руб., только вот мусоропровода не существует в принципе. А если в отчете «превратить» девятиэтажку в 12-этажное здание, что нередко случается, то увеличится площадь лестничных площадок и коридоров, а значит, и возрастут расходы на их мнимую уборку и содержание.