Неприятности с квартирой, как водится, случаются неожиданно, и чтобы справиться с ними нужны немалые деньги. Если квартира застрахована, деньги на ее ремонт или на покупку нового жилья дает страховая компания. Какие объекты, от каких бед и по каким программам можно защитить с помощью страховки, журнал Metrinfo.Ru уже рассказывал. Однако мало застраховать имущество, гораздо важнее получить возмещение при страховом случае.

Поэтому теперь наш журнал решил разобраться, как избежать проблем с выплатами.

Сложный выбор

Покупка страхового полиса, особенно «коробочного продукта» - процесс, на первый взгляд, не очень сложный («Страхование квартиры: классика жанра или экспресс-программы. Выбор зависит от ценности имущества, вашего кошелька и …характера»). Однако надо быть уверенным, что компания выполнит свои обязательства перед клиентом. Ведь страховка – это не просто товар, а отложенная услуга.

Начать нужно с выбора страховой компании: «Учитывая, что количество страховщиков на рынке продолжает неуклонно сокращаться и не все компании, уходя, выполняют свои обязательства перед страхователями, к выбору нужно подходить с большой ответственностью», - говорит Александр Блайвас, руководитель департамента массовых видов страхования компании «Росгосстрах».

Сами страховщики советуют выбирать крупнейших операторов отрасли (по объемам собранной премии), действующих на рынке не менее 10 лет. «Они обладают максимальным запасом финансовой устойчивости, заботятся о развитии долгосрочного сотрудничества с клиентом, а потому наиболее аккуратны и оперативны в урегулировании убытков», - говорит Артем Искра, директор департамента страхования имуществафизических лиц компании «Росно». «А также обладают большим опытом в страховании и могут предложить оптимальные по соотношению «цена-качество» условия», - добавляет Любовь Кононенко, заместитель начальника отдела страхования имущества физических лиц департамента андеррайтинга и урегулирования убытков СК «Согласие». Крупные компании имеют хорошую агентскую сеть, а значит, договор страхования можно будет заключить с агентом, который подъедет в офис или домой. И к тому же многие лидеры рынка уже давно обзавелись интернет-магазинами.

Однако не достаточно открыть рейтинги и посмотреть, кто там на первом месте. Нужно понять, кто первый именно по страхованию имущества. «Посмотрите, какой вид страхования преобладает в портфеле у компании. Если подавляющую долю занимает автострахование (ОСАГО и КАСКО), то лучше поискать другого страховщика, так как это менее стабильный и более убыточный вид страхования, - советует Александр Блайвас (Росгосстрах), - а у компаний более надежных и обладающих долгосрочными перспективами на рынке автострахование обязательно уравновешивается иными видами страхования с невысокой убыточностью (к ним, кстати, относится и страхование имущества. – От ред.). Также необходимо обратить внимание на соотношение сборов и выплат: если уровень выплат маленький, значит, скорее всего, компания платит неохотно, а если он зашкаливает за 80%, можно предположить, что деньги на выплаты у компании могут скоро закончиться. А еще стоит оценить филиальную сеть компании, так как разветвленная сеть позволяет распределять риски между регионами». «Также не лишним будет узнать были ли страховые случаи по подобным продуктам, как быстро происходило урегулирование убытка, каков был размер выплаты и т.д.», - добавляет Олег Тырнов, руководитель отдела интернет-продаж страхового оператора «Брокер 24».

Ну а подробную информацию о каждой страховой компании можно найти в авторитетных финансовых изданиях и на сайте Федеральной службы страхового надзора. Кстати, этот орган наблюдает за деятельностью страховщиков, и если какая-то компания несправедливо отказывает в исполнении своих обязательств, именно туда лучше всего направить жалобы до обращения в суд. На практике проверено, что такой подход часто помогает получить выплату.

Выбирая страховщика, обязательно стоит расспросить знакомых, где страховались они, были ли у них выплаты и как урегулировался убыток. Полезно почитать отзывы на тематических сайтах, правда, стоит учитывать, что, во-первых, отзывы ныне часто пишут и по заказу, а во-вторых, люди, которые вовремя получили выплату в полном объеме, вряд ли станут тратить время на положительный отзыв.

Когда же круг страховых компаний выбран, можно переходить к выбору программы страхования. «Стоимость страховки при этом не должна являться определяющим фактором. Наоборот, если компания предлагает тарифы в несколько раз ниже, чем у конкурентов, стоит задуматься о том, насколько она готова к страховым выплатам», - предупреждает Артем Искра («Росно»). К тому же за низкой ценой могут скрываться ограниченный набор страховых рисков (например, только пожар и землетрясение, которое в Москве практически не реально) и жесткие условия получения страховой выплаты, например, требование подать заявление о страховом случае в течение суток, когда обычно на это отводится 5-7 дней. Тем не менее стоимость страховки, конечно, важный аргумент, и нередко бывает, что при одинаковом наборе рисков и примерно одинаковых условиях и правилах страхования в одной вполне неплохой компании цена значительно ниже, чем в другой. И потом, кому-то ведь не составит труда выполнить жесткие требования страховщика ради экономии.

«При выборе страховой программы надо понять свои потребности – что больше всего угрожает квартире и, соответственно, от чего надо страховать, а также сколько времени можно потратить на заключение договора страхования. В зависимости от этого делается выбор между экспресс-программой и классическим страхованием», - говорит Алексей Козьмин, руководитель дирекции андеррайтинга страхования имущества физических лиц и ипотеки страховой группы «УРАЛСИБ». Квартиры с дорогим ремонтом и ценным имуществом лучше страховать по классическим программам, составляя подробную опись всех ценностей - так защита будет надежнее. И конечно, лучше заключать договор на полную стоимость имущества, иначе выплата, скорее всего, не покроет всего ущерба.

«Нужно обращать внимание и на наполнение того или иного из выбранных рисков и на ограничения в страховом покрытии», - советует Татьяна Ходеева, руководитель управления страхования имущества физических лиц ОАО «АльфаСтрахование». Например, у одного страховщика в риск «стихийные бедствия» может входить и ураган, и землетрясение, и наводнение, и град, и шквалистый ветер, а у другого лишь землетрясение да цунами. Или в одной компании ущерб, например, от залива будет оплачиваться независимо от того, откуда в помещение проникла вода, а в другой заливом могут считать лишь проникновение воды из поврежденных систем водоснабжения и канализации.

«И еще два важных вопроса, на которые следует обратить внимание, - это наличие и размер франшизы и установленные лимиты по конструктивным элементам, отделке и предметам движимого имущества в «коробочных продуктах», - говорит Татьяна Ходеева («АльфаСтрахование»). Если в полисе обозначенафраншиза, то ущерб, меньший, чем сумма франшизы, будет возмещать сам страхователь, а страховая компания подключится, только когда убытки будут больше. Это удобно, так как немного удешевляет стоимость полиса, а по мелким страховым случаям не будет нужды собирать бумаги из компетентных органов и ходить к страховщикам, но если хочется полной защиты, франшиза не подойдет. Стоит отметить, что по классическим программам страхователь волен сам решать вопрос с франшизой, а во многих «коробочных продуктах» она устанавливается автоматически и составляет 0,5 - 1% от страховой суммы. Что же касается лимитов ответственности, важно, чтобы они более-менее соответствовали действительному положению вещей. Например, если установлены лимиты 60% от страховой суммы - «конструктив», 20% - отделка и 20% - домашнее имущество, то и выплаты будут в такой же пропорции. Допустим, при страховании квартиры в общей сумме на 10 млн руб. (6 млн конструктивные элементы, и по 2 млн на отделку и имущество) произойдет залив, в результате которого пострадает отделка на 2,5 млн руб., но совсем не пострадает «конструктив». Страхователь получит лишь 2 млн руб. в соответствии с лимитом ответственности по отделке. Поэтому если в квартире дорогой ремонт, лучше выбирать продукт с бОльшим лимитом ответственности по отделке. Если же имущество дорогое, а отделка самая обычная, оптимальнее программа с бОльшим лимитом ответственности по имуществу.

Читаем договор и правила

Даже если программа страхования и стоимость полиса полностью удовлетворяют, не стоит спешить с подписанием договора, не прочтя внимательно всех его пунктов и не изучив правила страхования.«Внимательно ознакомьтесь с рисками и исключениями из них, с порядком выплат и списком документов, которые необходимо будет собрать, чтобы подтвердить ваш имущественный интерес и наступление страхового случая», - советует Артем Искра («Росно»). Также немаловажны сроки сбора необходимых бумаг, порядок заявления о страховом случае, условия получения выплаты без обращения в компетентные органы (если такая возможность, конечно, предусмотрена). «Вообще, страхователям нужно сформировать четкое представление о своих обязанностях по договору: в какие сроки оплачивать страховую премию, как действовать при наступлении страхового случая, в какие сроки информировать страховую компанию и каковы могут быть последствия неисполнения обязанностей», - говорит Любовь Кононенко (СК «Согласие»). Как правило, все нарушения и неисполнение обязанностей чреваты отказом в урегулировании убытка.

Подписывая договор, нужно учитывать, что выплата страхового возмещения, как правило, производится с учетом амортизационного износа, поэтому надо выяснить, какой процент амортизации установлен в той или иной страховой компании.

Не стесняйтесь задавать любые вопросы, ведь отвечать на них – работа специалиста страховой компании, и у страхователя не должно остаться никаких сомнений и непонятных ему моментов. «Всегда действует правило: чем большую ясность получаешь на этапе заключения договора, тем меньше проблем возникнет при урегулировании убытков», - утверждает Александр Блайвас (Росгосстрах).

Всегда стоит проверять правильность написания личных данных в договоре и полисе страхования – ФИО, серии и номера паспорта, адреса, где находится страхуемое имущество, и т.д. «И не надо забывать, что все существенные условия страхования должны быть прописаны и в полисе (если таковой выдается с договором или вместо него), в этом документе обязательно перечисляются объекты страхования, риски, от которых они застрахованы, а если есть исключения из покрытия, они должны быть выделены в отдельный раздел и понятны страхователю», - говорит Александр Блайвас.

Справедливые отказы

Очевидно, что договор страхования заключается с целью получения страховой выплаты, если вдруг произойдет несчастье. Однако иногда отказы в выплате вполне справедливы.

«Самая распространенная причина отказа - возникновение ущерба по причинам иным, чем страховой случай. Например, причиной залива может быть авария коммуникаций – это страховой случай, а может быть и просто незакрытый кран, что в большинстве компаний не страховой случай», - рассказывает Наталья Карпова, исполнительный вице-президент группы «Ренессанс страхование». Надо читать внимательнее правила. Из них же можно узнать, что страховщик волен отказать в выплате страхового возмещения, если ущерб произошел по вине страхователя, это означает, что если, например, оставить включенным утюг, и из-за этого начнется пожар, то случай не будет признан страховым.Страхователю иногда кажется, что выплата меньше полагающейся. Такое часто происходит, если есть франшиза или имущество страховалось не на полную стоимость, либо страхователь не разобрался с порядком выплаты. «Надо понимать, что всю страховую сумму, указанную в полисе, можно получить, только если застрахованное имущество было полностью уничтожено, либо утрачено. А в случае частичного повреждения имущества оплачиваются все фактические расходы на его восстановление, размер которых рассчитывается на дату страхового случая чаще на основании среднерыночных цен на строительные материалы и их доставку, расценок на работы и т.п.», - говорит Артем Искра («Росно»).

А еще страховая выплата зависит от условий ее возмещения: «В страховом продукте может быть как «пропорциональная система» выплат, так и «система первого риска», - напоминает Татьяна Ходеева (ОАО «АльфаСтрахование»). При первом варианте возмещение убытков производится по каждому страховому случаю в пропорции соотношения страховой суммы и стоимости имущества, и если квартира была застрахована не на полную стоимость, то и выплата будет неполной. А при втором варианте страховое возмещение определяется без учета соотношения страховой суммы и страховой стоимости, но только при первом страховом случае, а затем полис может вовсе прекратить свое действие.

На размер выплаты влияет и такое условие, как «агрегатная (уменьшаемая)/ неагрегатная (неуменьшаемая) страховая сумма». Если страховая сумма агрегатная, она начнет таять с каждым страховым случаем, так как из нее будет вычитаться размер убытка, и последующая выплата может быть совсем маленькой.

Возмещенные убытки

Если страхователь все делает правильно, в соответствии с договором, то выплату он, как правило, получает без проблем. И порой она немаленькая. «Например, наша компания выплатила 8 млн руб. страхователю из Санкт-Петербурга, квартира которого пострадала от пожара (из-за короткого замыкания электропроводки). При этом общая страховая сумма по договору составляла более 180 млн руб. по конструктивным элементам и 90 млн руб. по отделке, а полис с такими лимитами обошелся страхователю в 450 тыс. руб.», - рассказываетМаксим Гофман, управляющий продуктом управления розничного страхования ОСАО «РЕСО-Гарантия».

Однако, по мнению большинства экспертов, основная беда городских квартир – залив. «Нами было выплачено возмещение при заливе из верхней квартиры. В результате воздействия воды пострадали навесные потолки, обои и стены на площади примерно 5 кв.м. Выплата составила порядка 100 000 руб.», - рассказывает Александр Андраханов, начальник отдела прямых продаж компании ООО ИСК «Евро-Полис».

И еще один «заливный» пример: «По программе «Комфорт Город» была застрахована внутренняя отделка квартиры площадью 53,7 кв. метров на страховую сумму 1 млн рублей. Страховая премия составила 5200 рублей. В результате залива (из стояков технического этажа) были повреждены паркетные полы, потолок и обои в 2 комнатах и коридоре. По оценке независимого эксперта, ущерб составил 296 685 рублей, в том числе 136 826 рублей на ремонтно-восстановительные работы и 159 859 рублей на материалы», - говорит Любовь Кононенко (СК «Согласие»). А чуть меньшую сумму – 240 тыс. руб. составила выплата по причине аварии отопительной системы. В этом случае, как сообщает Олег Тырнов («Брокер 24»), квартира (отделка, инженерное оборудование и имущество) была застрахована на 2,5 млн руб., а полис стоил около 12 тыс. руб.

Резюме

Купить страховой полис, защищающий квартиру от всевозможных бед, от пожара до наводнения, очень просто, а вот получить своевременно выплату в полном объеме – задача посложнее. Чтобы не было проблем со страховым возмещением, надо выбрать правильную страховую компанию и оптимальную для себя программу. Внимательно изучив набор рисков и исключения из них. В обязательном порядке следует прочитать договор и правила страхования и всегда выполнять свои договорные обязанности. Тогда вероятность проблем с выплатой будет минимальной и не будет никаких финансовых проблем.